Принципы несения ходовой навигационной вахты

Вахтенный помощник капитана является представителем капитана и постоянно несет главную ответственность за безопасное плавание судна и соблюдение Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года.

Наблюдение

Надлежащее наблюдение должно постоянно вестись в соответствии с
правилом 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972,года с целью:

1) поддержания постоянного состояния готовности путем визуального и слухового наблюдения, а также всеми другими имеющимися средствами в отношении любого значительного изменения в оперативной обстановке;

2) всесторонней полной оценки обстановки и риска столкновения; посадки на мель и других навигационных опасностей;

3) обнаружения морских или воздушных судов, терпящих бедствие, лиц потерпевших кораблекрушение, затонувших судов, обломков и прочих опасностей, для судоходства.

Наблюдатель должен иметь возможность полностью уделять свое внимание надлежащему наблюдению, ему нельзя поручать никаких обязанностей, которые могут помешать ему выполнять эту задачу.

Обязанности наблюдателя и рулевого различны; рулевой, стоящий на руле, не должен считаться наблюдателем; это положение не распространяется на малые суда, при условии беспрепятственного кругового обзора с места рулевого, отсутствия ухудшения видимости в ночное время или каких-либо иных помех ведению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем, при условии что в каждом таком случае:

1) обстановка тщательно оценена, и установлено без сомнения что это безопасно;

2) полностью учтены все соответствующие факторы, включая, но не ограничиваясь:

- состояние погоды;

- видимость;

- интенсивность судоходства;

- близость навигационных опасностей;

- нeобходимость повышенного внимания, необходимого при плавании в районах систем разделения движения, или вблизи них;

3) имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребует изменившаяся обстановка.

При определении того, достаточен ли состав ходовой навигационной вахты для обеспечения постоянного надлежащего наблюдения, капитан должен принимать во внимание следующие факторы:

1) видимость, состояние погоды и моря;

2) интенсивность судоходства и другие виды деятельности, происходящие в районе плавания судна;

3) необходимость повышенного внимания при плавании в, или, вблизи систем разделения движения или других мер по установлению путей движения судов;

4) дополнительную нагрузку, вызываемую характером функций судна, немедленными эксплуатационными требованиями и предполагаемыми маневрами;

5) годность к выполнению обязанностей любого члена экипажа, назначенного в состав навигационной вахты;

6) знание и уверенность в профессиональной компетентности лиц командного состава и экипажа судна;

7) опыт каждого вахтенного помощника и его знание оборудования судна, процедур и маневренных характеристик судна:

8) работы, совершаемые на судне в любое конкретное время, включая радиосвязь и возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае необходимости;

9) рабочее состояние приборов и органов управления на мостике, включая системы аварийно-предупредительной сигнализации;

10) управление рулём и гребным винтом и маневренные характеристики судна;

11) размеры судна и обзор с места, с которого обычно управляется судно;

12) конфигурация мостика в той мере, в которой такая конфигурация может препятствовать вахтенному обнаруживать зрительно или на слух любое изменение в окружающей обстановке;

13) любое другое соответствующее требование, процедуру или руководство, относящиеся к организации вахты и готовности к выполнению обязанностей, принятые Организацией.

Организация вахты

При определении состава вахты на ходовом мостике, который может включать соответствующих лиц рядового состава, должны, среди прочего. учитываться следующие факторы:

1) непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;

2) состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;

3) близость навигационных опасностей, которые могут потребовать от вахтенного помощника выполнения дополнительных штурманских обязанностей;

4) использование и техническое состояние навигационных средств, таких как радиолокатор или электрорадионавигационные средства, а также любого иного оборудования, влияющего на безопасность плавания;

5) наличие на судне авторулевого;

6) несение на судне радиовахты;

7) органы управления машинным отделением с периодически безвахтенным обслуживанием, сигнализация и индикаторы, предусмотренные на мостике, процедуры их использования и ограничения;

8) любые необычные требования во время несения ходовой навигационной вахты, которые могут быть вызваны особыми обстоятельствами эксплуатации.

Принятие вахты

Вахтенный помощник капитана не должен передавать вахту заступающему на вахту помощнику, если имеется основание полагать, что последний не в состоянии должным образом выполнять обязанности по несению вахты, и в этом случае он должен уведомить об этом капитана.

Заступающий на вахту помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты способен выполнять полностью свои обязанности, в частности, полностью адаптирован к условиям ночного наблюдения. Заступающий, на вахту помощник не должен принимать вахту до. тех пор, .пока его зрение полностью не адаптируется к условиям видимости.

До принятия вахты, заступающие на вахту вахтенные, помощники, должны удостовериться в счислимом или истинном местоположений судна и подтвердить его проложенный путь, курс и скорость, а также; положения органов управления машинных отделений с периодически безвахтенным обслуживанием, и должны учесть, любые навигационные опасности, которые могут встретиться во время их вахты.

Заступающие на вахту помощники должны лично удостовериться в отношении:

1) распоряжений по вахте и других особых инструкций капитана, касающихся плавания судна;

2) местоположения судна, его курса, скорости и осадки;

3) преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость;

4) процедур использования главных двигателей для осуществления ма­невра, если главные двигатели управляются с мостика;

5) навигационной обстановки, включая нижеследующее, но не ограни­чиваясь этим:

a) рабочее состояние всего навигационного оборудования и оборудования по безопасности, которое используется или, возможно, будет использоваться в течение вахты;

b) поправки гиро и магнитных компасов;

c) наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать;

d) условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты;

e) возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осадки от скорости судна на запас глубины под килем.

Если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от какой-либо опасности, сдачу вахты необходимо отложить да момента, когда это действие будет полностью закончено.

Наши рекомендации