Организационная деятельность Сибирский региональный Центр МЧС России

Приказом МЧС РФ от 6 августа 2004 года № 372 было утверждено «Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» (далее – Положение), а также перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по 89-ти субъектам Российской Федерации.

В их числе – Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сибирскому региону(далее – Главное Управление).

В соответствии с принятым Положением основными задачами Главного Управления являются:

1) реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Оренбургской области в пределах установленных полномочий;

2) осуществление управления в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Сибирского региона;

4) осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории Сибирского региона.

В данный центр входят следующие округа:

1. Западно-Сибирский:

– ГУ МЧС России по Республике Алтай

– ГУ МЧС России по Республике Тыва

– ГУ МЧС России по Республике Хакасия

– ГУ МЧС России по Республике Бурятия

– ГУ МЧС России по Алтайскому краю

– ГУ МЧС России по Иркутской области

– ГУ МЧС России по Кемеровской области

– ГУ МЧС России по Новосибирской области

– ГУ МЧС России по Омской области

– ГУ МЧС России по Томской области

– ГУ МЧС России по Красноярскому краю

– ГУ МЧС России по Забайкальскому краю

2. Уральский федеральный округ

– ГУ МЧС России по Свердловской области

– ГУ МЧС России по Курганской области

– ГУ МЧС России по Тюменской области

– ГУ МЧС России по Челябинской области

– ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу

– ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу

3. Дальневосточный федеральный округ

– ГУ МЧС России по Амурской области

– ГУ МЧС России по Еврейской Автономной области

– ГУ МЧС России по Камчатскому краю

– ГУ МЧС России по Магаданской области

– ГУ МЧС России по Приморскому краю

– ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия)

– ГУ МЧС России по Сахалинской области

– ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

– ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу

Организационная структура Сибирского регионального центра МЧС России представлено в приложение 1.

Отличие новой организационно-штатной структуры СРЦ МЧС России подчинения от старой в основном заключаются в следующем:

– значительно увеличена их спасательная составляющая, так только расчётов аварийно-спасательных машин различных модификаций в СРЦ МЧС России имеется в количестве 12 ед., оснащение современными средствами малой механизации, имуществом и оборудованием расширяет их возможности по поиску и спасению пострадавших, в том числе и терпящих бедствие на водах, значительно увеличена и кинологическая составляющая;

– введённая в штат рота РХБЗ существенно, по своим возможностям, отличается от аналогичных существующих подразделений, а её оснащение позволяет выполнять задачи по ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах, использующих в своём производстве аварийно химически опасные вещества (существующие подразделения оснащены техникой и приборами для выполнения задач в условиях применения боевых отравляющих веществ и оружия массового поражения (далее по тексту - ОМП)). Оснащение данного подразделения современными защитными средствами позволяет выполнять задачи непосредственно в очагах аварий без угрозы для здоровья и жизни спасателей;

– инженерно-техническая рота, при 100 % оснащении штатной техникой и вооружением, будет более мобильной и способной выполнять больший объём инженерных задач;

– исходя из опыта участия в ликвидации последствий вооружённых конфликтов, в каждом спасательном центре включён в штат автомобильный взвод (доставки гуманитарных грузов и жизнеобеспечения населения), что существенно сокращает время прибытия помощи из СЦ МЧС России и значительно уменьшает материально-технические и финансовые затраты; существенно увеличены возможности тыловых подразделений;

– поставленные на вооружение современные комплексы связи МУС-ЧС уже позволяют увеличить возможности по обеспечению связью в районе ЧС;

На Сибирский региональный центр МЧС России возложены задачи:

1. реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

2. осуществление в пределах своей компетенции управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3. осуществление в пределах своей компетенции деятельности по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях федерального уровня

4. обеспечение выполнения специальных задач Правительства Российской Федерации; экстренное реагирование на ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации и за рубежом;

5. комплексное выполнение мероприятий по спасению и эвакуации населения, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее по тексту - АСДНР) в зонах ЧС, доставка грузов гуманитарной помощи населению на территории Российской Федерации, а также за рубежом;

6. обеспечение подготовки и переподготовки руководящего состава единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

7. подготовка младших специалистов по военно-учётным специальностям, а также спасателей в 40 Российском центре подготовки спасателей;

8. проведение полевых испытаний новых образцов техники и средств механизации аварийно-спасательных работ;

9. проведение исследовательских, опытных и показательных учений по тактике действий сил и средств МЧС России в районах ЧС природного и техногенного характера.

10. выполнение работ с использованием робототехнических средств в зонах с высокими уровнями радиации, на химически опасных объектах, в зонах вооружённых конфликтов; горноспасательные, водолазные и пиротехнические работы; десантирование в труднодоступные участки местности [4].

Порядок выполнения задач, возложенных на Сибирский региональный центр МЧС России определяется:

а) в мирное время - соответствующими планами действий Сибирский региональный центрМЧС России;

б) в военное время - Планом ГО и защиты населения РФ [4]. Проанализируем основные задачи СРЦ МЧС России:

а) в мирное время при повседневной деятельности:

– проведение мероприятий по поддержанию готовности СРЦМЧС России к выполнению возложенных на них задач;

– использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения АСДНР; участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

– участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обучение населения в области ГО;

– участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при ЧС, а также по разработке технологий проведения АСДНР [4];

б) в ходе ликвидации ЧС в мирное время:

– участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах ЧС, а также на маршрутах выдвижения к ним;

– участие в проведении АСДНР по оперативной локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, с которыми у РФ имеются соглашения;

– участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;

– участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

– участие в доставке грузов, перевозимых в зоны ЧС, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

– участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

– участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС; участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

– осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму [4]; в) в военное время:

– участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения АСДНР, а также на маршрутах выдвижения к ним;

– участие в обеспечении ввода сил ГО в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

– участие в проведении АСДНР в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

– участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

– участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

– участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

– участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения; участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

– участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения [4].

Задач, возложенных на СРЦ МЧС России, много и они весьма разнообразны. Характер задач, решаемых СРЦ МЧС России при ликвидации ЧС в мирное и военное время, практически одинаков. Отличие заключается лишь в том, что в военное время на СРЦ МЧС России не возложены две задачи мирного времени, это доставка грузов, перевозимых в зоны ЧС, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам и в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также оказанию населению первой помощи. Данные задачи возложены на спасательные службы ГО. В военное время дополнительно ставятся задачи по ликвидации последствий применения противником ОМП и по выполнению отдельных мероприятий территориальной обороны, обеспечения режима военного положения [1].


Наши рекомендации