Региональный рынок – это доминирующая организационная форма хозяйственного развития региона.

Рыночная среда регионов определяется прежде всего условиями для нормального функционирования механизма спроса на товары и услуги и их предложения.

Важнейшие факторы формирования емкости рынка – численность населения и его платежеспособный спрос на продовольственные и промышленные товары потребления и различные услуги. Все федеральные округа, образующие крупные региональные рынки, располагают большим потенциалом спроса, имея от 6,5 до 37 млн. человек население.

Регионы России на субъектном уровне, за некоторым исключением (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Республики Башкортостан и Татарстан), не обладают такими преимуществами.

Среди факторов рыночного предложения первостепенное значение имеют количество предлагаемых к продаже товарных ресурсов и цены на них. Потенциал регионального предложения определяется масштабами и территориальной структурой национального богатства. В западных регионах страны сосредоточены колоссальные материально-технические ресурсы, в восточных – природные богатства, использование которых позволяет производить самые разнообразные товары.

Из учитываемых официальной статистикой компонентов национального богатства важнейшие – земельные ресурсы и основные фонды (табл. 1).

Таблица 1

Региональная структура важнейших элементов национального богатства в 2016 г. (в процентах к РФ)

Федеральные округа Важнейшие элементы национального богатства В том числе на душу Населения
Основные фонды Земельные ресурсы Основные Фонды Земельные Ресурсы
Центральный Северо-Западный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный 30,4 10,3 6,3 2,6 17,1 18,1 10,3 4,9 8,4 10,1 6,1 2,6 12,1 15,2 15,1 30,4 116,3 108,6 65,0 39,7 80,2 193,7 74,5 107,8 32,2 106,1 63,1 39,9 56,9 176,6 109,8 664,9

Наиболее высока обеспеченность землей на Дальнем Востоке и Урале (в 6,6 и 1,8 раза выше общероссийской) и сравнительно низка в Центральном, Северо-Кавказском, Приволжском и Южном федеральных округах. По объему всех основном фондов, приходящихся на одного жителя, первые места занимают Уральский, Центральный, Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа (108-194%), последние – Северо-Кавказский и Южный (40-65%). Население Восточной зоны, если учесть и огромные природные ресурсы этой территории, располагает многократно большим национальным богатством, чем жители Европейской России.

Особое значение для развития рыночной среды регионов имеют базовые (институциональные) организационно-рыночные условия, включающие разновидности имущественной собственности, организационные формы субъектов рынка, антимонопольные механизмы и т.д.

К 2016 г. общее число частных предприятий и организаций составило почти 3,9 млн. или 82% всей действующих на территории страны, смешанных – 4,3%. По доле предприятий частной формы собственности в общем количестве, действующих в рамках федеральных округов выделяются Центральный, Северо-Западный и Уральский (примерно 85%), которые отличаются высоким уровнем индустриализации. Несколько меньше – в индустриально-аграрных Приволжском и Южном (около 78%), аграрном Северо-Кавказском (73%), а также в Сибирском (80%) и Дальневосточном (76%), где в структуре хозяйства преобладают мощные комплексы добывающих отраслей промышленности.

Малые предприятия, являясь важной частью хозяйственной структуры, повышают гибкость и адаптивность экономики, способствуют развитию конкуренции, создают особую инновационную среду, укрепляют социальную стабильность. В России действовало 1347,7 тыс. малых предприятий (95 на 10 тыс. человек населения), где было занято почти 10,5 млн. человек, а их оборот составил 18727,6 млрд. руб. Почти половина российских малых предприятий функционируют в торговле и общественном питании, 1/7 – в промышленности и строительстве.

К малым предприятиям относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, ее субъектов и других общественных организаций (объединений) не превышает 25%, доля, принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства не превышает 25%. При этом средняя численность работников составляет: в промышленности, строительстве, транспорте – 100 человек, сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек.

Малые предприятия особенно важны для регионов, так как работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем. прежде всего занятости и увеличению доходов населения. Кроме того, они создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики в силу большей зависимости от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Однако размещение этого вида предпринимательства крайне неравномерно.

Около половины малых предприятий работает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, в Москве – 1/6. Слабо развит малый бизнес в Дальневосточном, Уральском и Южном федеральных округах.

Наши рекомендации