ГУ Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс»

ГУ Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс»

Служба индивидуальной

Психологической помощи молодежи

КАБИНЕТ ДОВЕРИЯ

Методическое пособие

Для

Психологов-консультантов

Саратов 2002

Редакционная коллегия:

Вакулина Е.А. – директор ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»

Солянова И.Н. Жамкова Т.И. – - зам. директора ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»
Аношкина Ю.Ю - главный специалист по психологической работе ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»  
Жамкова Т.И. - директор Центра экстренной психологической помощи по телефону города Саратова «Телефон доверия»

Авторы-составители:

Аношкина Ю.Ю.   – главный специалист по психологической работе ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»  
Емельянова Е.В. - супервизор Центра экстренной психологической помощи по телефону города Саратова «Телефон доверия»  
Ларина О.В. - начальник службы социально-психологической адаптации «Диалог» ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»  
Мошкунова М.В. - начальник службы «Молодежный Кабинет Доверия» ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»  
Кадникова Т.А. - педагог-психолог ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»
Леушкина Е.А. – педагог-психолог ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»  

Ведущая организация:

Государственное учреждение «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс»

Рецензент:

Смирнова-Ярская Е.Р. - д.с.н., профессор, зав. кафедрой социальной работы Саратовского государственного технического университета

ã Составление, ГУ РЦКСОДМ, 2003

Издается при финансовой поддержке Департамента по молодежной политике министерства образования Российской Федерации.

Полная или частичная перепечатка материалов данного сборника без ссылки на первоисточник запрещена.

Уважаемые коллеги!

Перед Вами сборник методических материалов, который авторский коллектив считает базовыми в работе любого консультирующего психолога. Он предназначен как для начинающего консультанта, так и для консультанта с опытом работы.

Основной темой данного методического пособия является индивидуальное психологическое консультирование и немедицинская психотерапия по различным вопросам работы с подростками и молодежью.

В сборнике рассмотрены вопросы выстраивания консультативного контакта «клиент-консультант», профессиональные границы консультанта и синдром «спасательства», основные вербальные и невербальные микротехники консультирования, технология кризисной интервенции и консультирование принятия решений, особенности работы с участниками военных конфликтов.

Отдельные разделы посвящены консультированию по вопросам отношений «родитель – подросток» и молодая семья.

Особое место в сборнике занимает актуальная тема профилактики синдрома «сгорания».

В пособии авторами затронуты темы, с которыми они наиболее часто встречаются и опубликованы материалы, которые ими чаще всего используются в работе. Это пособие не затрагивает вопросов консультирования в каком-либо определенном подходе, так как выбор подхода консультантом – дело сугубо личное, в пособии изложены материалы, полезные для использования при консультировании, исходя из любого подхода.

За время написания этого пособия авторы еще раз осмыслили свое место и роль в практической психологии, оценили свои скромные возможности и задумались над тем, на какой стадии «сгорания» они находятся, и что им стоит в связи с этим предпринять. Иными словами, написание этого пособия явилось для авторского коллектива мощным стимулом к дальнейшему личностному и профессиональному совершенствованию. Авторский коллектив надеется, что данное методическое пособие пригодится и Вам, уважаемые коллеги, в Вашей практической деятельности.

С уважением, авторы.

Содержание

Цели и задачи психологического консультирования (вместо предисловия) …..

1. Нормативно-правовая база службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия» (Аношкина Ю.Ю.) …..

1.1. Положение о службе индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия»………………………………………………………………

1.2. Должностная инструкция начальника службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия» …………………….

1.3. Должностная инструкция психолога-консультанта службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия» …………………….

1.4. Должностная инструкция супервизора (главного специалиста) службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия»…

1.5. Правила внутреннего распорядка и осуществления консультирования в «Кабинете доверия» …………………………………………………………

1.6. Положение о супервизорском консультировании в рамках работы «Кабинета доверия» ………………………………………………………………………….

2. Консультативный контакт ………………………………………………………

2.1. Психологическое пространство и профессиональные границы консультанта в психологическом консультировании (Аношкина Ю.Ю., Емельянова Е.В.)……………………………………………………

2.1.1.Этика психолога-консультанта и этика клиента ……………………………

2.1.2.Психологическая задача взаимодействия ……………………………………

2.1.3.Партнерство консультанта и клиента …………………………………….

2.1.4. Структура консультации ……………………………………………………

2.1.5. Ошибки и запрещенные приемы в психологическом консультировании …

2.2. Микротехники выстраивания консультативного контакта ……………………

2.2.1.Основные невербальные микротехники психологического консультирования (Кадникова Т.Н.) ………………………………………………

2.2.2. Основные вербальные микротехники психологического консультирования (Аношкина Ю.Ю., Емельянова Е.В.) ……………………………………….

2.3. Принципы работы с «зависающим» клиентом (Леушкина Е.А.) ……………

3. Психологическое консультирование по некоторым актуальным вопросам молодежно-подростковой тематики …………………………………………

3.1. Кризисная интервенция (Емельянова Е.В.) ………..

3.2. Консультирование по принятию решений (Емельянова Е.В.) …………………

3.3. Консультирование участников локальных военных конфликтов

(Аношкина Ю.Ю.) …………………………………………………………

3.4. Консультирование женщин, жертв сексуального насилия (Аношкина Ю.Ю.)

3.5. Стратегии Д. Делиса в консультировании молодых семейных пар

(Леушкина Е.А.) …………………………………………………………

3.6. Консультирование отношений родитель-подросток (Ларина О.В., Мошкунова М. В.) ……………………………………………………………………………..

4. Профилактика синдрома «сгорания» (Аношкина Ю.Ю.) ………..

Литература …………………………………………………………………………

Приложения ………………………………………………………………………..

Аношкина Юлия Юрьевна

Общие положения

1.1. Кабинет доверия предназначен для оказания квалифицированной, анонимной, информационной, профилактической, диагностической корректирующей и развивающей психологической помощи как бесплатно, так и на платной основе подросткам и молодежи в решении их психологических проблем на уровне конкретной личности.

1.2. Организацией-учредителем службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия» является ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс».

1.3. ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс» осуществляет координацию деятельности службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия» и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь.

1.4. В своей деятельности службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия» руководствуется исключительно интересами и потребностями клиентов, обратившихся за психологической помощью и поддержкой.

ПРОЕКТ

Должностная инструкция

от __________ №_______

Начальник службы индивидуальной психологической помощи молодежи

«Кабинет Доверия»

Общие положения.

Принимается на работу и освобождается от занимаемой должности приказом директора Центра согласно установленному порядку и КЗОТ РФ.

Требования к квалификации.

Имеет высшее профессиональное образование, стаж работы не менее четырёх лет.

Должен знать.

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов управления по делам молодёжи, касающиеся работы с детьми и молодёжью, Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребёнка, основы профессиональной психологической деятельности, методы и методики психологической диагностики различного профиля, основы психологического консультирования, специфику работы с молодёжью, трудовое законодательство, нормы охраны труда и правила техники безопасности.

Функции.

1. Методическое руководство и координация деятельности психологов-консультантов, работающих в службе «Кабинет доверия».

2. Обеспечение реализации инновационных, экспериментальных программ и проектов службы.

3. Научно-исследовательское обеспечение деятельности службы.

Должностные обязанности.

1. Осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью психологов-консультантов службы.

2. Проводит методические советы в соответствии с планом.

3. Заботится о повышении профессионального мастерства сотрудников Центра.

4. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

5. Осуществляет взаимодействие с профильными организациями и учреждениями.

6. Анализирует и обобщает результаты работы службы.

7. Осуществлять разработку обучающих программ, направленных на формирование навыков и умений конструктивного взаимодействия личности со своим окружением для специалистов, непосредственно работающих с детьми и молодежью, методических рекомендаций по социально-психологической адаптации детей и молодежи для специалистов филиалов службы.

8. Организовывает перспективное и текущее планирование деятельности службы.

9. Внедряет в практику работы службы новые психологические технологии и методы.

10. Изучает и анализирует эффективность психолого-педагогической работы службы, выходит с предложениями к директору, заместителям директора.

11. Привлекает к психолого-педагогической работе службы необходимых специалистов.

12. Принимает участие в аттестации кадров.

13. Координирует разработку учебно-методической документации.

Права.

1. Имеет право на свободу выбора и использования определённых направлений социальной работы, работы в русле различных техник и отраслей психологии.

2. Имеет общие права работников службы, закреплённых законодательными и нормативными документами.

3. Имеет право принимать участие в общих собраниях Центра и вносить свой вклад в формирование плана, его работы и концепцию его деятельности.

4. В своей работе имеет право пользоваться помощью других сотрудников Центра.

Ответственность.

Несёт ответственность в соответствии с КЗОТ РФ.

ПРОЕКТ

Должностная инструкция

от __________ №_______

Служба индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия»

Психолог-консультант

Общие положения.

Принимается на работу и освобождается от занимаемой должности приказом директора Центра согласно установленному порядку и КЗОТ РФ. Подчиняется непосредственно начальнику отдела.

Квалификационные требования.

Имеет высшее профессиональное образование.

Должен знать.

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов управления по делам молодёжи, касающиеся работы с детьми и молодёжью, Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребёнка, основы профессиональной психологической деятельности, методы и методики психологической диагностики различного профиля, основы психологического консультирования, специфику работы с детьми и молодёжью, трудовое законодательство, нормы охраны труда и правила техники безопасности.

Требования к квалификации: высшее образование, стаж работы не менее 1 года.

Функции.

1. Обеспечение профессиональной деятельности, направленной на оказание психологической помощи различным группам молодёжи, детей, подростков и их родителей.

2. Психологическое просвещение молодежи и содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав личности.

3. Информационно-методическое и диагностическое обеспечение деятельности службы.

Должностные обязанности.

1. Владеет комплексом методик и технологий психологической диагностики, коррекции и немедицинской психотерапии.

2. Подготавливает и участвует в выпуске печатной продукции Центра по направлению деятельности отдела.

3. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

4. Консультирует работников учреждения по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение психологической компетентности специалистов, непосредственно работающих с молодежью.

Права.

Имеет право:

1. На свободу выбора в использовании определённых направлений психологической деятельности в русле различных техник и отраслей психологии.

2. Имеет право принимать участие в общих собраниях службы и вносить свой вклад в формирование плана его работы и концепцию его деятельности.

3. В своей работе имеет право пользоваться помощью других сотрудников службы и сотрудников отдела по делам молодежи.

Ответственность.

Несёт ответственность в соответствии с КЗОТ РФ.

ПРОЕКТ

Должностная инструкция

от __________ №_______

Супервизора службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет Доверия»

Общие положения.

Принимается на работу и освобождается от занимаемой должности приказом директора Центра согласно установленному порядку и КЗОТ РФ.

Требования к квалификации.

Имеет высшее профессиональное образование, стаж работы не менее четырёх лет.

Должен знать.

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов управления по делам молодёжи, касающиеся работы с детьми и молодёжью, Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребёнка, основы профессиональной психологической и супервизорской деятельности, методы и методики психологической диагностики различного профиля, основы психологического консультирования, специфику работы с молодёжью, трудовое законодательство, нормы охраны труда и правила техники безопасности.

Функции.

1. Планирует и осуществляет супервизорскую работу для психологов-консультантов службы «Кабинет доверия».

2. Организует и проводит мероприятия, направленные на повышения квалификации психологов-консультантов службы.

3. Организовывает и проводит мероприятия, направленные на профилактику синдрома «сгорания» специалистов службы.

Должностные обязанности.

1. Разрабатывает программу супервизорской деятельности в службе.

2. Регулярно планирует и осуществляет супервизорскую работу (индивидуальные и групповые супервизии) для психологов-консультантов службы.

3. Организует и проводит обучающие семинары и занятия для психологов-консультантов службы, занимается обучением новых сотрудников службы.

4. В целях профилактики «синдрома сгорания» организует и проводит консультации и обучение методам самовосстановления сотрудников службы.

5. Разрабатывает рекламные материалы по информированию населения о деятельности и представляемых службой услугах, а также способствует рекламной деятельности службы.

6. Регулярно проходит переподготовку и повышает собственную квалификацию.

Права.

Имеет право:

1. На свободу выбора в использовании определённых направлений психологической деятельности в русле различных техник и отраслей психологии.

2. Имеет право принимать участие в общих собраниях службы и вносить свой вклад в формирование плана его работы и концепцию его деятельности.

3. В своей работе имеет право пользоваться помощью других сотрудников службы и сотрудников отдела по делам молодежи.

Ответственность.

Несёт ответственность в соответствии с КЗОТ РФ.

Общие положения

Система супервизорства представляет собой систему социального кураторства более квалифицированных и опытных консультантов-психологов, супервизоров над онторами, менее опытными в конкретном случае и/или конкретной технологии работы консультантами-психологами, осущетсвляющими очное и дистантное психологическое консультирование и немедицинскую психотерапию. Супервиза является эффективным средством повышения профессиональной компетентности и соблюдения внутренней экологии консультантов-психологов, осуществляющих очное и дистантное психологическое консультирование и немедицинскую психотерапию. По периодичности супервиза может быть:

¨ 5-6 раз в год

¨ 1 раз в месяц

¨ в течение определенного времени (от 2 недель до полугода) - супервизорская сессия.

Общая схема процедуры подготовки к супервизии

1. Выбор супервизора.

2. В какой форме будет проходить (индивидуальные консультации или групповая работа).

3. Сообщение цели, принципов, времени.

4. Составление графика.

5. Подготовка документации для супервизии.

Цели и задачи супервизы

Цели:

* соблюдения внутренней экологии специалистов по социальной работе с молодежью: психологов, педагогов, социальных работников,

* повышения профессиональной компетентности специалистов по социальной работе с молодежью: психологов, педагогов, социальных работников.

Задачи:

* выявление индивидуальных сильных и слабых сторон специалиста

* выработка профессиональных норм работы группы, норм взаимодействия с обратившимися и коллегами

* определение и решение трудностей специалиста

* побуждение к профессиональной рефлексии с целью повышения профессионального мастерства

* помощь в эмоциональном отреагировании и оказание психологической поддержки с целью профилактики синдрома «сгорания»

* методическая помощь в самообразовании.

Консультативный контакт

Аношкина Юлия Юрьевна,

Этические нормы клиента

Перед началом консультативного контакта клиента желательно ознакомить с этическими нормами, как клиента, так и консультанта.

1. Клиент несет ответственность за собственную жизнь и здоровье.

2. Клиент имеет право и несет ответственность за использование или не использование информации, полученной в процессе консультирования.

3. Клиент несет этическую ответственность за эффективное использование времени консультанта.

4. Клиент обязан осознавать важность готовности к сотрудничеству с консультантом в целях достижения эффективности консультативного контакта.

5. Клиент имеет право и несет этическую ответственность за отказ от принятия психологической помощи и разрыв консультативного контакта.

6. Клиент несет этическую ответственность за собственную агрессию и осуждение в адрес консультанта.

Выполнение этических норм показывает квалифицированность и профессионализм специалиста, соблюдение им профессиональных границ.

В таблице даны основные отличия квалифицированного консультанта-психолога от неквалифицированного:

Пункты сравнения Квалифицированный психолог, работающий в профессиональных границах Неквалифицированный психолог, выходящий в работе за профессиональные границы
1. Цели помощи Рассматривает цель психологической помощи как выявление решения проблем клиента. Помогая клиенту в достижении его целей, следует склонностям клиента, дает возможность найти максимально возможное число вариантов достижения цели; может предложить альтернативное решение. Умеет работать с целеполаганием. Преследует свои цели, используя клиента для реализации своих наклонностей. Может демонстрировать свою исключительность как носителя профессии, подчеркивая свою компетентность. Может дискредитировать все высказывания клиента своими суждениями, которые обесценивают переживания клиента. Не в состоянии дать клиенту необходимое направление и поддержку.
2. Отклики и реакции Может найти множество реакций – вербальных и невербальных – на широкий спектр ситуаций и проблем. Избегает оценочных суждений по поводу действий клиента и его личности. Обладает безвариантным или мало вариантным стилем поведения, склонен к фиксированию на одном или нескольких откликах, шаблонно оценивает действия клиента, допускает оценочные высказывания по поводу личности клиента.
3. Культурная продуктивность Способен к выработке множества моделей поведения и мыслей как внутри своей культуры, так и в рамках других культур. Это позволяет ему присоединиться к миру клиента любой социальной среды и национального происхождения и идти вместе с ним по пути решения проблемы. Способен работать только в рамках своей культуры: нормы своей социальной среды рассматривает как общекультурный стандарт, не учитывая концепцию клиента.
4. Ограничения в деятельности Реально оценивает свои возможности и уровень квалификации. Понимает и принимает ограничения своих возможностей. Регулярно пользуется супервизой. Не может работать с другими профессионалами, считает, что он всегда прав.
5. Межличностное влияние Понимает, как его реакция влияют на клиента и наоборот. Фиксирует, как свои мысли и чувства, так и мысли и чувства клиента. Не учитывает степень своего влияния на клиента, преувеличивая или преуменьшая его. Иногда вообще отрицает, что клиент находится под его влиянием во время консультирования.
6. Человеческое достоинство Уважает человеческое достоинство. Обращается с клиентом неуважительно, нечестно, бесчувственно. Подчас в оскорбительной манере.
7. Обобщенная теория Активно осваивает новые теории и развивает свой стиль. Привязан к одной теории, так как не знает других. Порой плохо ориентируется и в одной теории.
8. Позиция Позиция основана на профессиональной рефлексии. Позиция основана на Я-концепции.
9. Следование целям консультирования Точно работает н заказ клиента. Преследует определенную цель консультирования. Расширяет или сужает границы консультирования. Имеет смутное представление о цели беседы или не имеет определенной цели. Подменяет цели клиента своими предположениями о его целях.

Структура консультации

Структурирование времени консультирования осуществляется следующим образом. Продолжительность консультации психолог устанавливает вначале встречи, что бы клиент знал, каким временем он располагает. Обычная продолжительность консультации 60 минут, кризисная и суицидальная интервенция может длиться дольше, до 1,5 – 2 часов, и определяется состоянием клиента.

Любая психологическая консультация, организованная в психологическом пространстве должна быть так же структурирована по содержанию взаимодействия клиента и консультанта. На первом этапе происходит установление доверительных отношений между консультантом и клиентом, иными словами установление вербального и невербального раппорта. Затем консультанту необходимо ввести клиента в психологическое пространство консультирования, обозначив нормы и правила взаимодействия и осуществив целеполагание. В зависимости от запроса клиента, его состояния и проблемы дальнейший этап может состоять из вентиляции чувств, сбора информации о проблеме и ресурсах клиента. Затем можно перейти к поискам способов решения проблемы клиента, изменению его состояния, образа действий и мыслей. На этом этапе очень важно внимательно следить, не выдает ли консультативный процесс из психологического пространства. Каждый консультативный контакт необходимо логически завершить. Клиент должен выйти от консультанта с чувством и мыслями о завершенности определенного этапа. Для этого за 10 – 15 минут до окончания консультации необходимо завершить беседу, подвести итоги консультации и договориться, при необходимости о числе и времени следующей встречи.

Обсуждение ложной проблемы

Важно помнить, что проблема клиента может состоять не в описываемой ситуации, а в эмоциональном его состоянии.

Пример: КЛ: «Мой сын уже совсем опустился: пьет, крадет вещи из дома. Как мне это прекратить?»

КН: «Вам хотелось бы это прекратить?»

КЛ: «Конечно, я так от этого устала…»

В данном примере истинной проблемой являются чувства, которые испытывает клиентка, а не ситуация, на которую она ссылается. В подобных случаях работать надо, прежде всего, с чувствами, коррекция которых и может понять, как необходимо действовать клиенту.

Взгляд сверху

Взгляд сверху выражается в том, что консультант ведет себя, как «сверхчеловек» – все знающий, все могущий предсказать.

Пример: КН: «Если Вы и дальше будете отказываться от работы, то я предвижу печальные последствия!»

Либо консультант ведет себя так, будто проблема клиента не имеет в действительности серьезного значения.

Пример: КН: «Не расстраивайтесь, не Вы первая. Не Вы и последняя…»

Консультант так же может показывать клиенту, что он – слабая личность, которую надо спасать.

Пример: КН: «Теперь я позабочусь о Вас, раз Вы не в состоянии сделать выбор…»

Чрезмерное отождествление

Может случиться так, что чувства и ситуация клиента оказываются близкими консультанту или не до конца пережиты ими. В таком случае возникает опасность отождествления консультанта с клиентом, либо с третьим лицом описываемой клиентом ситуации. Консультант начинает вести себя в соответствии с этими чувствами. Это мешает объективно взглянуть на проблему, навязыванию собственного опыта решения проблемы. Консультант живет в ситуации клиента, а не консультирует.

Пример: КН: «У меня такая же свекровь, как у Вас. Поэтому я постоянно с нею ссорюсь, таким людям нельзя давать спуску, а то на шею сядут!»

Чрезмерно длительная беседа

Это чрезвычайно утомительно и для клиента, и для консультанта. Консультативный контакт не может продолжаться дольше 1-1,5 часов. Кроме того, в длительном контакте часто происходит либо слишком сильное отождествление с клиентом, либо раздражение.

Иногда из-за недостаточной квалификации или из-за чрезмерной усталости консультант может начать употреблять запрещенные приемы в психологическом консультировании. Применение этих приемов может разрушить психологический контакт с клиентом, и консультативный процесс будет протекать вне психологического пространства. Различают следующие запрещенные приемы консультирования:

· Высказывания-решения

· высказывания, снижающие самооценку собеседника

· высказывания-отрицания.

Высказывания-решения

Снимают ответственность с клиента и перекладывают ее на консультанта. Косвенно они выражают следующее отношение: «Ты слишком туп для того, чтобы разобраться в проблеме, и мне придется сделать это за тебя». Существуют следующие виды высказываний-решений:

· Указания, приказы, наставления. Консультант приказывает клиенту сделать что-либо, дает ему указания. Консультант подавляет волю клиента, лишает его возможности действовать самостоятельно, лишает его возможности выбора.

Пример: КН: «Вы должны обязательно поговорить с мужем…»

· Предупреждения, угрозы, убеждения. Консультант употребляет власть, предупреждая клиента, каковы могут быть последствия его действий.

Пример: КН: «Если Вы, молодой человек, бросите свою девушку в таком положении, то обязательно из-за этого потом пострадаете. Это я Вам как опытный специалист говорю. Лучше решить это дело миром!»

· Морализирование, поучения, наставления. Консультант говорит клиенту, как именно ему следует поступать, навязывает ему свои моральные принципы.

Пример: КН: «Так приличные люди не поступают!»

«Ну и кто Вы будете после этого?»

· Советы, предложения, решения. Консультант говорит клиенту, как решать его проблемы. Подмена решений клиента своими решениями с позиции Я-концепции консультанта.

Пример: КН: «Я могу посоветовать Вам бросить его, раз он Вас бьет. Я сама развелась по похожей причине!»

· Убеждение путем отрицания и спора (не путать с техникой дискуссии), инструктирование. Консультант влияет на клиента с помощью своего авторитетного мнения.

Пример: КН: «Нет, я как опытный специалист, говорю Вам, что Ваш способ не пойдет!»

Высказывание-отрицание

Оно нивелирует или преуменьшает значимость клиента, его чувств и нужд. Косвенно оно выражают установку консультанта: «Твои чувства смешны и тебе следовало бы забыть о них».

· Уход от проблемы, отвлечения. Консультант пытается отвлечь клиента от проблемной ситуации. В действительности же это сам консультант стремиться уйти от данной проблемы, отодвинуть ее на задний план.

Пример: КН: «Вы говорите, что он пьет? Давайте обсудим лучше американскую систему помощи членам семей алкоголиков…»

· Насмешка. Консультант высмеивает человека. Он не принимает всерьез ни проблему, ни личность клиента, ни его чувства.

Пример: КН: «Да какая любовь в твоем возрасте, деточка?»

Кадникова Татьяна Игоревна

Исследования показали, что во время презентации перед группой людей 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами, 35% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% -содержанием того, о чем вы говорите (М. Арджайл, 1970).

Если содержание сообщения передается словами, то жесты, позы, мимика и тон голоса создают контекст сообщения. Невербальные средства общения

· создают и поддерживают психологический контакт,

· регулируют течение процесса общения,

· придают смысловые оттенки словесному тексту,

· направляют истолкование слов в нужное русло,

· выражают эмоции, оценки, принятую роль и смысл ситуации.

Проксемика

Проксемика – это расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство. Размеры личной пространственной территории человека, в принципе, одинаковы независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или Австралии. Пространственную территорию можно разделить на 4 четкие пространственные зоны.

Нарушение консультантом интимной зоны клиента, без особой надобности (выполнение специального упражнения, телесная психотерапия и т.п.), может нарушить эмоциональный контакт и заставить клиента почувствовать себя неловко или занять оборонительную позицию.

4. Вспомогательными средствами общения и преобразования природного телосложения являются: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках.

Одежда может много рассказать о клиенте. Несмотря на силу влияния моды, то, как человек одевается, скажет о его вкусах, пристрастиях, степени самостоятельности в выборе, о его настроении, наконец, о материальном достатке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ничем не обращать на себя внимания. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды, третьи умеренны в следовании за модой. Стиль одежды человека – бессознательное выражение направленности личности и уровня ее притязаний. Различают пять стилей одежды:

· Традиционный стиль (национальная, форменная, выражающая принадлежность к чему-либо) скажет скорее о желании безопасности и стабильности через принадлежность к какой-либо общности людей.

· Оригинальный стиль (выражение через одежду собственной индивидуальности, не связанное ни с какими существующими правилами) выдаст желание показать всем собственную непохожесть, отличие от других, нестандартность, индивидуализм, протест против всего привычного, признанного.

· Классический стиль (одежда, сшитая со строгим учетом консервативных правил и обычаев) заявит о потребности в постоянном поддержании своего авторитета, уважении, особом внимании и претензии на престижную позицию, скрытое, но последовательное притязание на значимость.

· Модный стиль скажет о привлекательности всего нового, стремлении к переменам, об отказе от старых условностей, и в то же время замене их на новые: моду (все это – бегство от настоящего, стремление к свободе и попадание в новую зависимость от вновь созданных условностей).

· Исключительный, эксклюзивный стиль выдаст стремление ставить свои притязания так высоко, что почти ничто не может с ними сравниться. Человек, избравший этот стиль, скорее всего – чувствительный и требовательно-разборчивый, внутренне напряженный, т.к. у него идеальные требования. Поскольку он не хотел бы отказаться не от чего, он «спасается» в своих частных «небесах» эксклюзивного эстетизма.

Украшения также расскажут много о своем хозяине:

· Небольшие, тщательно выполненные (кулоны, колечки, шейные платки…) – стремление к защищенности и укрытости;

· Престижные, дорогие украшения, клубные значки – подчеркивание своей значимости;

· Раздражающие украшения (мех, блестки) – стремление к сексуальной привлекательности;

· Эстетически оформленные стремления к «идеалу», требовательно-разборчивый тип.

Таким образом, одежда способна многое рассказать о человеке, но лишь по ней делать окончательные выводы о личности, конечно же, нельзя. Какое-либо выводы о том, что представляет собой тот или иной человек, стоит делать очень осторожно, опираясь на множество невербальных и вербальных микро и макро сигналов, посылаемых клиентом.

Акустические

а) связанные с речью: интонация, громкость и тембр, темп, ритм, высота звука, речевые паузы.

Громкая и артикулированная речь звучит энергично; громкая и быстрая речь звучит угрожающе; громкая и мягкая речь звучит сонорно, звучно, звонко; мягкая и быстрая речь звучит окрыленно, воодушевленно; мягкая и артикулированная речь звучит осторожно и рассудительно.

Стремление к укрытости и защищенности, либо сам стремиться укрывать и утешать, характеризуется манерой речи, которая является мягкой и медленной, она звучит по-детски жалостливо и гнусаво. Тот, кто чувствует се

Наши рекомендации