ГУ Региональный центр комплексного социального обслуживания

ГУ Региональный центр комплексного социального обслуживания

Детей и молодежи «Молодежь плюс»

Специальные вопросы социально-психологического консультирования

Методическое пособие

Для

Психологов-консультантов

Саратов

Редакционная коллегия:

Вакулина Е.А.   – директор ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»
Солянова И.Н. Жамкова Т.И. – - зам. директора ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»
Аношкина Ю.Ю - главный специалист по психологической работе ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»  

Под редакцией:

Аношкина Ю.Ю.   – главный специалист по психологической работе ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»

Ведущая организация:

Государственное учреждение «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс»

Рецензент:

Летягина С.К.   – к.п.н., доцент кафедры социальной психологии и педагогики ИСО (филиал в г. Саратове) РГСУ

ã Составление, ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс», 2007

Полная или частичная перепечатка материалов данного сборника без ссылки на первоисточник запрещена.

Содержание

Предисловие ……………………………………………………….  
Алтынбаева Г.Д., Аношкина Ю.Ю. Суицидальная интервенция и поственция в молодежной среде …………………………………  
Аношкина Ю.Ю., Емельянова Е.В. Кризисная интервенция……………………………..    
Агапова Е.В. Консультативное сопровождение онкобольных в терминальной стадии заболевания ………………  
Щеглова О.В. Особенности консультативного сопровождения жертв сексуального насилия с проявлением посттравматического стрессового синдрома ……  
Аношкина Ю.Ю. Консультирование участников локальных военных конфликтов ……………………………………  
Чубенко О.Ю. Терапия искусством или Арт-гештальт в работе с детьми………………………………………………..  
Мамичева М.А. Методика консультирования родителей, дети которых воруют ……………………………………  
Ларина О.В., Мошкунова М.В. Консультирование отношений родитель-подросток……………………………………………  
Аношкина Ю.Ю. Феномен синдрома сгорания и его профилактика.  

Уважаемые коллеги!

Перед Вами сборник методических материалов «Опыт работы специалистов учреждений сферы молодежной политики».

Основной темой данного методического пособия являются специальные (имеются, ввиду методически и эмоционально трудные) вопросы индивидуального социально - психологического консультирования по различным вопросам работы с подростками и молодежью.

В сборнике рассмотрены такие темы, как консультативное сопровождение при переживании горя, суицидальная интервенция, консультативное сопровождение онкобольных в терминальной стадии заболевания, консультативное сопровождение жертв сексуального насилия, консультирование участников локальных военных конфликтов, консультирование родителей в случае детского и подросткового воровства и т.п.

Авторами затронуты темы, с которыми они часто встречаются в практике социально-психологического консультирования. Пособие не затрагивает вопросов консультирования в каком-либо определенном подходе, так как выбор подхода консультантом является его профессиональным предпочтением.

Авторский коллектив надеется, что сборник «Опыт работы специалистов учреждений сферы молодежной политики» пригодится Вам, уважаемые коллеги, в Вашей практической деятельности.

С уважением, авторы.

Алтынбаева Гульбаршн Джумабаевна,

Заведующая социально-психологической службы

ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»,

Аношкина Юлия Юрьевна,

главный специалист по психологической работе ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»

Суициды третьего лица.

При этих обращениях:

Большое значение придается принятию чувств лица, обратившегося по поводу суицидальных действий другого человека и прояснению ситуации. Обратившегося следует уверить, что если кто-то признался ему в суицидальных намерениях, об этом можно говорить открыто.

Обратившегося снабжают информацией о различных способах самоубийства и сведениями о том, каким образом в данной ситуации может быть спасена жизнь. Ему предоставляются так же координаты телефонов экстренной психологической помощи, скорой помощи, службы спасения и милиции.

По просьбе обратившегося консультант может сам позвонить в эти службы, если обратившийся сообщит адрес суицидента или место его нахождения.

Обратившемуся объясняют возможные реакции и необходимое отношение к происходящему.

Следует помнить, что за обсуждаемой фабулой может скрываться сам суицидент, «прощупывающий почву» и ведущий беседу от имени третьего лица перед тем как открыться.

Суицидальная интервенция.

Цель -предотвратить суицид и помочь разрешить психотравматичную для клиента ситуацию.

Принципы суицидальной интервенции:

анонимность (при желании клиента),

конфиденциальность,

доступность - клиент должен иметь возможность получить психологическую помощь в любое время,

соблюдение последовательности этапов суицидальной интервенции.

Стадии суицидальной интервенции:

помощь в овладении ситуацией.

коррекция суицидогенных установок.

При необходимости и желании клиента после прохождения стадий суицидальной интервенции дальнейшая работа ведется в русле консультирования принятия решения или проработки проявившихся проблем, лежащих в основе суицидального поведения.

Известным Российским суицидологом А.Г. Амбрумовой разработаны определенные принципы и правила консультированиясуицидального клиента:

Исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.

Вежливо и открыто принять абонента как личность.

Вести беседу так, будто консультант обладает неограниченным запасом времени.

Исключить полностью проявление своих отрицательных реакций.

Учитывать, что нотации, уговаривания, логические доводы нецелесообразности самоубийства не только не эффективны, но и вредны. Такая тактика лишь убедит клиента, что его никто не понимает, и консультант тоже.

Консультант обязан помнить, что он не Бог, и не взирая на самые лучшие побуждения, не всегда способен воспрепятствовать самоубийству.

Консультант обязан подробно, в письменном форме документировать свои действия, чтобы, в случае несчастья, он смог доказать себе и другим, что действовал профессионально и принял все меры для избежания катастрофы.

Консультант не может нести ответственность за то, что говорит и делает клиент вне времени и пространства консультирования.

Необходимо быть готовым к тому, что консультант будет вовлечен, возможно, на длительное время в психотерапевтическую работу со своим клиентом.

Если ваш клиент выбрал самоубийство и вы узнали об этом, помните:

- самоубийство причиняет боль всем;

- вы можете испытывать подавленное настроение, скорбь, гнев, вину – это естественные реакции;

- позвольте себе выговариваться, и открыто высказать все негативные эмоции коллегам, друзьям, семье;

- перестаньте обвинять себя: помните о границах профессиональной компетенции, помните вы не Бог!

- примите меры по снятию негативного стрессового напряжения (отдых, природа, развлечения и т.п.).

Вместо заключения.

Большинство людей, безусловно, согласились бы, что лучшей превенцией суицида должна быть первичная профилактика: унция профилактики, несомненно, стоит фунта лечения. Первичная профилактика суицида, прежде всего, заключается в повышении образовательного уровня. Ее задачей является обучение населения, тому, что суицид может произойти с кем угодно, что существуют вполне различные, достаточно распознаваемые признаки самоубийства (если только у человека хватает проницательности увидеть и услышать их) и что помощь при этом доступна многим. Основной задачей первичной профилактики является распространение информации, особенно касающейся признаков самоубийства, в школах, на работе или в средствах массовой информации. В конце концов, эффективное предупреждение самоубийства является делом каждого.

Литература

1. Акопян К.З. Самоубийство: проблема мотивации// Психологический журнал. 1996. Т.171.№3. - С.153-158.

2. Амбрумова А.Г. Психология самоубийств// Социальная и клиническая психиатрия.1998. Т.6.Вып.4. - С.14-20.

3. Амбрумова А.Г. Индивидуально- психологические аспекты суицидального поведения// Труды московского НИИ психиатрии.1978. - С.44-59.

4. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуациях у подростков в суицидологической практике// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова.1985.Вып.10. - С.1557-1560.

5. Амбрумова А.Г., Тихоненко Т.А. Диагностика суицидального поведения. М.: Мир, 1980.

6. Бойко О.В. Жизненные смыслы и отношение к суициду у молодежи.//Вып.3.Саратов, 1997. - С.21-24.

7. Бойко О.В., Орлова М.М. Особенности смысловой структуры личности студентов и суицидальные намерения// Психология и жизнь. Саратов, 1996. - С. 124-125.

8. Бородин С.В., Михлин А.С. Мотивы и причины самоубийств// Труды Московского НИИ психиатрии. 1978.Т.82., -С.28-43.

9. Игумнов С.А., Королев К.Ю. Суицидальные попытки в подростковом возрасте: клинико-психологический анализ// Сборник научных трудов. М., 1994. - С.42-46.

10. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления// Вопросы психологии.1994.№1.- С. 127-131.

Аношкина Юлия Юрьевна,

ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»,

Кризисная интервенция

Кризис – это решающий, поворотный момент в жизни каждого человека. Согласно толковому словарю слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов перевода. Оно означает: тяжелое состояние, перелом, шанс. Мудрость языка указывает на самое главное: шанс дается на переломе, когда мы должны что-либо изменить, причем немедленно.

В течение жизни человек переживает самые разные кризисные состояния. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни.

Что же провоцирует кризис в жизни человека? Различают две причины: внешний локус провоцирующего фактора (различные жизненные события, ситуации) и внутренний локус провоцирующего фактора (причины кризиса носят внутрипсихический характер).

Кризисы внешнего локуса провоцирующего фактора включают в себя:

1. Ситуационный кризис: явно не зависит от человека, вовлеченного в него. Например: травма, пожар в доме.

2. Кризис перемен: например, нежелательная беременность, пенсия, новая работа, переезд в другой город, поступление в институт.

3. Депривационный кризис: это – кризис утрат (горе), например: смерть близких людей, развод родителей, расставание и т.д.

4. Интеграционный кризис: это – кризис, связанный с позитивными изменениями в жизни человека, тем не менее, часто вызывающие стресс. Это объясняется длительным напряжением при освоении новых задач и обязанностей. Например: вступление в брак, рождение ребенка, новые друзья, выздоровление от длительной болезни.

Кризисы внутреннего локуса провоцирующего фактора включают в себя:

1. Кризисы развития (возрастные кризисы): кризис рождения, кризис становления Эго, кризис пуберанта, кризис идентифекации, кризис середины жизни, кризис пожилого возраста.

2. Болезнь как кризис.

3. Кризис отношений: ревность, пристрастия, любовь как зависимость, конфликты и т.д.

4. Кризисные состояния души: мучительный уровень негативных эмоций (агрессия, страх, стресс, чувство вины, печаль депрессия), чувствительность, саможалость.

5. Экзистенциальный кризис: это – кризис, связанный с поиском смысла жизни, одиночеством, экзистенциальным страхом смерти.

6. Морально-этические кризисы: кризис выбора между личностным ростом и отказом от собственных потребностей; между тем, что считал правильным и отказом от собственного жизненного опыта.

7. Психические кризисы: это – кризисы, связанные с пограничными состояниями и психическими расстройствами. Решением этих кризисов занимается медицина.

Пусковой механизм кризиса и реакции на него специфичен для каждого человека. Это значит, что незначительное событие может вызвать очень сильную реакцию (по типу «последней капли»). Поэтому консультант должен избегать преждевременных оценок причины кризиса, отличать истинную причину от провоцирующего фактора и помнить, что кризис происходит тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы.

Кризис ограничен во времени. Он, так или иначе, приводит к тому или иному решению или исходу и обычно не продолжается более 6 недель. Во время кризиса человек вынужден отказаться от привычного образа действий, мыслей, и предрасположен к усвоению новых установок.

Работать с чувствами при кризисе также важно, как работать с проблемой. Работа с клиентом в значительной степени должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Это означает, что консультант должен стимулировать выражение чувств клиентом, являясь при этом зеркалом его чувств («Я вижу, что вы очень рассержены»; «Мне кажется, что вы чувствуете себя виноватым»). Ни в коем случае нельзя принижать качество чувств, выражаемых клиентом. Если клиент чувствует ярость, или ужас, или сильную тревогу, будет ошибкой сказать: «Я вижу, что вас что-то беспокоит».

Хотя один кризис всегда отличается от другого, любой из них имеет 5 стадий протекания:

1. Нормальная. На этой стадии еще используются привычные способы решения проблем и поведения, используются знакомые ресурсы. По-прежнему сохраняется гибкость в подходе к проблеме, а напряжение и релаксация сбалансированы.

На этой стадии человек успешно противостоит стрессу. Если же этого недостаточно для разрешения проблемы, то наступает вторая стадия.

2. Предкризисное состояние характеризуется растущим ощущением неуверенности и душевного дискомфорта. Возникает ощущение необычности происходящего, сопровождающееся внутренним стеснением, оцепенением мыслей и скованностью. Как следствие - заторможенность, ощущение фрустрации и страха, ощущение безысходности при неудачной попытке решения проблемы старыми способами и уменьшение поведенческой гибкости. На данной фазе напряжение превышает релаксацию.

На этой стадии человек готов к встрече с консультантом и восприятию новых идей. Если встреча с консультантом происходит именно в этот момент, то при консультации мы имеем дело с проблемой принятия решения. Если человек не проходит через это, то наступает следующая стадия.

3. Собственно кризис характеризуется переживанием состояния сильного внутреннего конфликта, разлада. Наблюдается эмоциональная и умственная дезорганизация, возможна депрессия, суицид, криминальное поведение – в зависимости от типа реагирования: депрессивного либо агрессивного. Именно этой стадии сопутствует феномен дезинтеграции – крушение самооценки, представлений о своем месте в обществе и в жизни. Возникает ощущение исчерпанности ресурсов, страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами.

Если мы работаем с клиентом в этой стадии, то работа ведется в русле кризисной интервенции. Следующая стадия:

4. Возникновение новой формы. Клиентом еще ощущается некоторая беспомощность из-за сомнения и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение, намечается цель, осознаются новые возможности и происходит освоение новых моделей решения проблемы.

На этой стадии консультация ведется в русле консультирования по принятию решения.

И, наконец:

5. Стадия комфорта. Ситуация для клиента прояснилась, наметились пути выхода и интегрированы новые модели решения проблем. Как следствие - появляется чувство уверенности, возвращается хорошее самочувствие, происходит укрепление самооценки.

Человеческая жизнь протекает как цепочка из переживаний кризисов разной силы и продолжительности, выхода из них и проживания периода благополучия. И именно в период благополучия созревают зерна будущего кризиса, т.е. назревает необходимость перемен.

И здесь можно вернуться к тому, с чего начиналась наша тема: переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни.

Кризисная интервенция

Один из важнейших принципов кризисной интервенции: консультант не пытается изменить чувства клиента, он только реорганизует их в более конструктивное начало.

Боль, которую испытывает человек в кризисе, должна мотивировать его на поиск альтернативных путей к решению проблемы.

Важнейший принцип кризисной интервенции: не нужно в кризисе решать старые проблемы, вскрывать старые раны, так как в кризисе у клиента нет сил, чтобы справиться с ними.

Важно идентифицировать «исторические» проблемы, отделить их от текущих событий, а, затем, сконцентрироваться на актуальной проблеме.

Этапы кризисной интервенции

1. Установление контакта. Контакт устанавливается на эмоциональном уровне. Для этого консультант идентифицирует чувства клиента, признавая его право на эти чувства. Он подтверждает клиенту, что понял его чувства и признает за ним право чувствовать именно так. В своей работе консультант старается использовать утвердительные выражения чаще вопросительных, когда отражает чувства клиента, однако, оставляя клиенту возможность поправить его, если он не точен.

Пример: КН: «Я чувствую, что вы потрясены»,

«По-моему, вы очень растеряны».

2. Сбор информации. Фактически начало сбора информации происходит на первом этапе. На втором этапе консультант изучает актуальное состояние проблемы и связанные с нею чувства. Он определяет, какое событие или переживание побудило клиента обратиться за помощью именно сегодня, выделяя тем самым провоцирующее событие. Далее происходит исследование только ли это событие является причиной кризиса или причина лежит глубже.

Психолог-консультант старается задавать открытые вопросы, не ограничивающие свободу высказывания. Так как закрытые вопросы, которые требуют ответа: «да» или «нет», или ответ-выбор из предложенных альтернатив, принудит психолога говорить по времени больше, чем клиент. Может быть это даст большую информацию, но помешает спонтанному самовыражению клиента и не позволит помочь ему в выражении чувств.

Консультант поощряет клиента высказываться конкретно, если тот прибегает к общим фразам, задает уточняющие вопросы.

На этом этапе так же важно выяснить как долго существует проблема и каковы условия, в которых она созревала.

3. Формулирование проблемы. На этом этапе консультант суммирует полученную информацию и формулирует проблему в таком виде, с которым его собеседник будет согласен.

Иногда бывает необходимо переформулировать проблему: клиент может не учесть всех ее аспектов, иногда проблема слишком велика и ее необходимо разделить на более мелкие и к актуальным проблемам могут примешиваться прошлые.

Консультант выделяет в согласии с клиентом отдельные аспекты проблемы для обсуждения и выберает последовательность проработки отдельных аспектов проблемы – предпочтение отдается тем аспектам, которые предполагают немедленные конкретные действия со значительной вероятностью успеха.

Если определение проблемы увязает, то предлагается перейти от общего определения к конкретному или наоборот, от конкретного к общему. Иногда стоит определить, не пропущено ли какое-нибудь действующее лицо при исследовании проблемы и исследовать, не ускользнули ли какие-то проблемы, лежащие в основе.

4. Исследование возможностей происходит следующим образом. Консультант выясняет, были ли раньше аналогичные ситуации и спрашивает клиента, что он предпринимал раньше в аналогичной ситуации. Для вывления ресурса выясняется, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента и обдумывал ли клиент пути выхода из сложившейся ситуации и каковы его идеи на этот счет. Стоит выяснить, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кризисной ситуации до обращения к вам, и что из этого вышло.

На этапе исследования возможностей нужно избегать принятия решения и оставаться в рамках прояснения текущих событий.

5. Альтернативы. Если клиент высказывает нереалистические цели, то консультант обязан доказать не реалистичность его целей и стимулировать клиента отказаться от них. Необходимо остановить стремление клиента контролировать события, которые он не может контролировать (например, поступки других людей, развитие ситуации, которая зависит не от него), а также, когда он слишком быстро старается принять необдуманное решение; часто клиенту хочется побыстрее принять решение, чтобы получить ощущение контроля над ситуацией; дайте клиенту возможность понять, что отказ от решения – это тоже решение.

Существует множество проблем, не имеющих решения, в таком случае консультант может переформулировать проблему таким образом, чтобы клиент почувствовал, что она превратилась в решаемую

Психолог объясняет следствия действий клиента, которым он выдвигает альтернативы. Делайте это, задавая вопросы: «Как вы думаете, что случится, если вы поступите так? Что самое лучшее может случиться, если вы поступите так? Что самое худшее может случиться, если вы откажетесь от этого решения?»

6. Контракт. Психолог согласовывает с клиентом план его действий и проясняет ответственность клиента за его действия. Определит способность клиента действовать по плану и спрашивает, какой следующий шаг собирается сделать клиент.

7. Заключительный этап. Задача этапа – подвести к окончанию разговора. Необходимо закончить общение, если чувствуется, что завершен целый смысловой кусок.

Какова бы ни была проблема клиента, слишком долгое общение не рекомендуется, так как устают и клиент и консультант, и диалог перестает носить конструктивный характер: появляются признаки «жвачки» - повторения одного и того же по несколько раз без всякого продвижения вперед, то есть отсутствует динамика процесса.

Завершая общение, следует подвести итоги. Для этого можно задать вопросы: «Что вам дало наше общение? Собираетесь ли вы продолжить наши контакты? О чем вы хотите поговорить в следующий раз?»

Завершить диалог можно следующим образом: «Мы вынуждены скоро закончить наш разговор. Как бы вы хотели использовать последние десять минут?»

Литература

1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в

2. 6т., Т.1, М., 1982.

3. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия.1997.

4. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы./ Пер с англ. – М. Эксмо-Пресс, 1999.- 464 с.

5. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Собр. соч. в 3 томах, том 3. М., 1997.

6. Хорни К. Невроз и развитие личности. Собр.соч. в 3 томах, том3.М., 1997.

7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.

Агапова Елена Валерьевна

Пример психологической консультации больного в терминальной стадии

Консультант (Кн): Добрый день, проходите, садитесь где вам удобнее…

Клиент (Алиса): Да, наверное, вот так. Я могу положить шубу на диван?

Кн: Конечно.

Алиса: Ну вот. Я пришла к вам, собственно, непонятно зачем. Просто подруга посоветовала, может легче станет…

Кн: Не могли бы вы подробнее рассказать мне о том, что вас тревожит?

Алиса: Понимаете, я болею раком… (невербалика: дрожат губы, глаза наполняются слезами, лезет за платком). (Пауза). Извините. Я не хотела плакать, но не выходит. (Пауза.) Неделю назад я была в клинике, где мне два раза делали химию, там сказали, чтобы я шла к участковому врачу, он мне выпишет таблетки…(Плачет). (Пауза). Они меня фактически выставили умирать. Я же понимаю, что это значит. (Плачет).

Кн: Вы сказали, что были неделю назад в своей клинике и там вас отослали к участковому ….

Алиса: Ну да! Наверное, все дело в деньгах, наверное, они выкачивают из меня деньги. Они же не чувствуют то, что чувствую я, это же не они умирают.

Кн: Вы думаете, что все дело в деньгах?

Алиса: Да! Я очень бедный человек, всю жизнь проработала учителем. Ну, где я их возьму, деньги эти?…(Пауза). (Вздыхает).

Кн: Вы думаете, что были бы деньги, и вам можно было бы помочь?

Алиса: Да нет, это я уже так. Нет, конечно, я понимаю, что все…. Но я не понимаю, этого!…. (Почти кричит). Поймите, я не могу этого понять! Не могу! (Плачет).

Кн: Я чувствую, что вам больно..(Пауза). Вы умом понимаете, что …. Но в то же время не можете с этим смириться…

Алиса: Да (плачет)… Если бы я это приняла, может мне, и было бы легче. Но я не могу смириться. Это равнозначно тому, что я лягу прямо сейчас, и буду умирать, но я-то ведь живая!..

Кн: А что для вас значит смириться?

Алиса: Принять все и не бороться, просто лечь…

Кн:А что значит «быть живой»?

Алиса:Я всегда была очень активным человеком и профсоюзом занималась, и родителям помогала, и училась и работала… Быть живой… (Пауза). Это радоваться, наслаждаться жизнью, общаться, ходить куда-то…

Кн:Вы думаете, что принять – это значит отказаться от всего, что доставляет радость?

Алиса:Ну да, ведь теперь это уже нельзя, это ненужно…

Кн:А почему это ненужно?

Алиса:Да мне мать твердит об этом постоянно: пора о Боге думать, а ты скачешь. Вот блузку себе купила. Я когда переживаю очень, я что-то себе покупаю…

Кн: Помогает?

Алиса: Обычно да, а сейчас не радует. Думаю – а зачем мне она? Все равно умру.

Кн: А раньше вы так думали: Все равно умру?

Алиса: Нет, конечно.

Кн: А что вас сейчас отличает, от вас раньше?

Алиса: Да диагноз этот проклятый. Он висит надо мною как дамоклов меч.

Кн: Т.е. только знание?

Алиса: Да, знание того, что умру.

Кн: Раньше вы этого не знали?

Алиса:(Задумчиво). Нет, не думала об этом. Я ведь и тогда знала, что когда-нибудь умру…

Кн: Что же изменилось?

Алиса: А ощущение бесконечности ушло. Я когда вперед смотрю – вижу только черное пятно. (Плачет). Извините. Просто поговорить об этом не с кем. Я когда пытаюсь матери рассказать, она твердит: Думай о Боге, думай о Боге… Ну, а с сестрой еще хуже, я ей что-нибудь говорю, а она в ответ жалуется мне, как ей тяжело живется. Ну, я ее жалею. А мне каково, просто никого не волнует. А больно, просто больно…(Плачет). Извините.

Кн: Вы говорите, что мать твердит: Думай о Боге. Что это значит для Вас?

Алиса:Что значит? (Думает. Пауза) Это значит - смириться, ходить в старушечьем платке в церковь и молиться за свою душу. И это самое страшное и есть.

Кн: Чем это самое страшное?

Алиса: Чем? Это значит, что жить нельзя, а надо только молиться. Это значит, что радоваться нельзя, любить нельзя, можно только мучиться и болеть…(Пауза). И я ведь из-за этого так замуж и не вышла. Мужчины были, но вот семьи не создала. Как с кем не познакомлюсь, мать сделает так, что мы обязательно расстанемся. Я уж потом скрывать стала… (Рассказывает о случаях).

Кн: Когда я вас слушала, я поняла что вы как-то связываете «смириться» и «нельзя радоваться». Это так?

Алиса:Наверное, да. Но это ведь это не так? Ведь смириться в моем случае и смириться «по - материнскому» – это ведь разные вещи?

Кн:А вы сами как об этом думаете?

Алиса:Я об этом много думала. Я ведь о смерти думаю с самого диагноза. Это где-то год уже. Я много чего передумала. Это вот сейчас пришла, потому, что теперь уже невмоготу. Сил уже нет, поддержки ни от кого не слышу. И от этого просто плохо. (Пауза). Радоваться или смириться… Получается, что мать права, что мы живем для страдания, а не для радости. Но я не могу это принять.

Кн: Вы не можете это принять…

Алиса:Да, я считаю, что нужно бороться. Но зачем бороться, если я все равно умру, и это ничему не поможет?

Кн:Но сейчас-то вы живы.

Алиса:Вы имеете в виду, что этими своими метаниями я и сейчас не живу? Что- то, что осталось, трачу на страдания? Я так думала уже об этом раньше. Я уже была спокойная, но вот пошла в клинику и опять все всколыхнулось. Как будто я забыла все, о чем думала. Я уже себя уговаривала, что надо радоваться столько, сколько можно, уже время на «потом» нет. Я тогда читала Луизу Хей. Знаете такого автора?

Кн:Да.

Алиса:Ну вот, я уже жила этими мыслями. Я уже поуспокоилась, на Фен-Шуй пошла учиться. Матери противостояла успешно.

Кн:В вашем рассказе я услышала о противостоянии с матерью.

Алиса:Ну да, она меня всю жизнь долбит, что я все делаю неправильно, что я не такая, что плохая, что грешу, что все должны страдать, а уж тем более я за свои грехи.

Кн:А в чем она видит вашу греховность?

Алиса:А она родила меня без мужа, вот теперь и долбит. Еще когда я сильная, она просто шипит, а уж сейчас, просто ужас.

Кн:Т.е. она воспользовалась вашим состоянием для того, чтобы долбить?

Алиса:Да, именно воспользовалась. Она мне простить не может, что я у нее родилась, вот всю жизнь и попрекает. А мне и без того просто страшно. Иногда ночью проснусь и лежу, думаю, думаю, о том, что там. Как это я умру, как это – умереть? Я вообще-то держалась, только вот после клиники сорвалась. Да еще поддержки нет, трудно мне очень. Ну, вроде бы немного полегчало…

Кн:Из вашего рассказа я услышала несколько таких направлений:

Ваш собственный страх и боль по поводу диагноза;

То, что нет поддержки ни от кого;

То, что с матерью есть проблемы во взаимоотношениях;

Сопоставление «смириться» и «радоваться»;

А так же такой философский вопрос: «Что будет потом? Как это – умереть?»

Хотели бы вы обсудить эти направления?

Алиса:Не знаю, в каком состоянии я буду потом. Но сейчас я думаю надо начать со «смириться» и «радоваться». (Пауза).Устала я, наверное на сегодня хватит...

Кн:Если я на сегодня предложу наш разговор закончить?..

Алиса:Да.

Кн:Да. Есть что-то, что вы бы хотели спросить или добавить сейчас?

Алиса:Наверное, я опять буду читать Луизу. А есть еще что-то почитать для поддержки?

Кн:Наверное Кюблер-Росс «Оставаться человеком» и Станислав Гроф «Человек перед лицом смерти».

Алиса:Да, Грофа я в магазине видела.

Кн:Если проанализировать наш разговор, то что вам показалось важным?

Алиса:Ну, во-первых, я все это выплеснула, это уже хорошо. По крайней мере, пока. Ну а еще – направления. Я с ними полностью согласна. И по поводу матери я у Луизы прочитала, что она просто себя винить не может, а меня физически со свету сживает, вот я и заболела. В этом большая доля правды есть. Я чувствую, что она меня не любит. Всю жизнь не любила. (Пауза).

Кн:Вы связали нелюбовь матери к себе и собственную болезнь. Я правильно вас поняла?

Алиса:Ну да, но не так жестко. Я как-то не могу до конца в это поверить. Мне надо это обдумать. Наверное, «смириться» и «радоваться» растут из этой проблемы с матерью. Я об этом тоже подумала и довольно много. Я не могу сказать, что мне тут все непонятно, но и, что все понятно – это тоже не так.

Кн:Вы хотели бы это понять?

Алиса:Ну, да. Но сейчас я уже устала.

Кн:Наверное, сейчас я предлагаю на сегодня закончить консультацию.

Алиса:Да, конечно. Я могу прийти еще?

Кн:Да, конечно. Когда вам будет удобно? (Обсуждают время следующей встречи, прощаются).

Литература

1. Элизабет Кюблер-Росс. О смерти и умирании/ Перевод с английского – К.: «София», 2001. – 320 с.

2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. – СПб.: Изд. «Речь», 2002. – 162 с.

3. Петелина М.В. Особенности телефонного сопровождения переживания утраты. Вестник РАТЭПП. Вып. 2.

4. Общероссийская общественная организация «Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи». – Пермь: изд. Богатырев П.Г., 2003.- 192 с.

5. Вагин И.О. Психология жизни и смерти. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с.

Щеглова Ольга Владиленовна,

Жертв сексуального насилия.

Рассматривая стратегические подходы к консультативному сопровождению жертв сексуального насилия, следует отметить, что проявления эмоционального кризиса и суицидальные тенденции требуют первоочередного внимания со стороны консультанта.

Сочетание проявлений ПТСС и переживаний, связанных с насилием может быть различно, в связи с чем, целесообразно уделять наибольшее внимание переживаниям, наиболее актуальным для клиента. Усилия, направленные на снижение проявлений ПТСС, необходимо сочетать с психологическим просвещением клиента о причинах возникновения и закономерностях развития реакций на травматическую ситуацию. Так же, учитывая, что перед клиентом, пережившим психологическую травму, часто встает вопрос о переоценке ценностей, создании новой картины мира и образа «Я», особое место в консультативном сопровождении может занимать экзистенциальное консультирование.

Аношкина Юлия Юрьевна,

ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»

Теория ПТСС

Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, военные действия, террористические акты и насильственные действия любого рода создают ситуации опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) именно эти события являются экстремальными условиями для жизнедеятельности человека и носят название катастрофических событий.

На людей, находящихся в экстремальных условиях, наряду с поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства, являющиеся последствиями катастрофических событий и представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде реактивных (психогенных) состояний.

Любое психотравмирующее событие определяется по следующим признакам:

1. Насилие любого рода. Под насилием понимаются любые действия, причиняющие значительный физический и/или психологический ущерб человеку, совершаемые независимо, а иногда и против его воли.

2. Явная или кажущаяся угроза жизни. Следует подчеркнуть, что психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.

3. Внезапность. В д

Наши рекомендации