ВОПРОС № 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ МЫСЛИТЕЛЕЙ БЕЛАРУСИ.

Для политических мыслителей - выходцев с территории современной Беларусихарактерны:

- «вовлеченность в общемировые политико-идеологические течения» и откровенные заимствования наиболее распространенных идей Западной Европы и России;

- стремление к национальному возрождению, поиск национального самоопределения для своего небольшого народа вплоть до полного политического обособления;

- умеренность (избегание радикальных теорий и крайних взглядов) под покровом миролюбия, толерантности и веротерпимости;

- эклектичность (каждый белорусский мыслитель старается взять понемногу из всех известных ему политических доктрин, отбирая самое общее и бесспорное);

- злободневность (зацикленность на текущей политике);

- политизация языка (политическая борьба за официальный статус и господдержку родного языка).

Надо иметь в виду и то, что отечественных мыслителей знают и ценят только у нас, ибо все их мысли можно найти в более ярком и развитом виде у классиков политологии.

Изначально белорусская политическая мысль тесно связана с христианской религией и пытается использовать политические связи мыслителей для религиозного просвещения. За оказанную светскими и духовными властителями поддержку платили проповедью укрепления их власти. Ярким примером чего является деятельностьЕфросиньи Полоцкой (1120-1173) и Кирилла Туровского (1130-1182).

XIV век считается «началом формирования белорусской народности и белорусского языка». Язык уже тогда получает политическое значение.

Просветитель и первопечатник Францыск Скорина (1486-1541) выступал за:

- патриотическую и гуманную политику, служащую общему благу, а не интересам одного человека;

- верховенство писаного закона и морали, торжество добра и справедливости;

- вечный мир между народами;

- государственную поддержку духовной свободы, развития науки, культуры, образования.

Скорина делил законы на писанные и естественные (заложенные Богом в человеческую душу). Для пресечения отступлений от Божеского закона рекомендовал законопослушание и покорность властям.

Микола Гусовский (1480-1533) – большой патриот и известный гуманист, автор идеи всеславянского единства против магометан, сторонник постепенного совершенствования существующего госустройства.

Сымон Будный (1530-1593) – знаменитый гуманист и борец с аморальностью властей, особенно церковных. Его книга «О светской власти» ратует за просвещенную монархию, подчиненную истинной вере, считающуюся с правами, дарованными человеку Богом, правящую в интересах всех сословий, равных перед законом, и осуществляющую справедливое правосудие. Власть, по его мнению, несправедлива, если используется в корыстных целях. Будный хулил захватнические войны, но приветствовал оборонительные и освободительные.

Лев Сапега (1557-1633) – звезда первой величины белорусской политической истории. В качестве государственного канцлера выступил редактором и издателем Третьего Статута Великого Княжества Литовского 1588 года – предшественника европейских конституций, упорядочившего госустройство и подчинившего сословные права верховенству закона.

Борьбу за политическую самостоятельность собственного народа против польских магнатов вели Симеон Полоцкий (1629-1680) и Казимир Лыщинский (1634-1689). Лыщинский считается первых настоящим социалистом-утопистом Беларуси: он желал видеть «мир без власти, города без начальников, народ без хозяев». Впрочем, раньше его некоторые радикальные гуманисты - еретики (Петр из Гоненуза, Якуб из Калиновки, Мартин из Чеховиц, Павел из Винзы) уже выступали на Беларуси за уничтожение государства, крепостничества и прочего угнетения, за свободу и братское равенство всех людей.

Их традиции в середине XIX века продолжил Кастусь Калиновский (1838-1864), яростно критиковавший абсолютизм, бюрократизм, экономическое неравенство, эксплуатацию, настойчиво проповедовавший политическое и экономическое равноправие, полное народовластие, революционные методы демократизации и суверенность Литовско-Белорусского государства от Польши и России. Калиновский – автор самого популярного в нашей стране принципа-афоризма: «Не народ для правительства, а правительство для народа».

Почти весь ХХ век в Беларуси господствовал марксизм-ленинизм с его представлениями о якобы отмирающем государстве (сначала «государстве диктатуры пролетариата», потом «общенародном государстве»), которое железной рукой под мудрым руководством компартии ведет народ к коммунизму - обществу свободы и материального изобилия.

После крушения коммунистического тоталитаризма ведется настойчивый поиск путей построения самостоятельного государства с опорой на коллегиальное или единоличное правление. Пока побеждает концепция политики, закрепленная в ныне действующей редакции Конституции, где предусмотрена республика с очень сильной, практически абсолютной президентской властью.

Наши рекомендации