Политические идеи мыслителей XIX- начала XX веков

1 Политическая мысль зародилась в Древнем мире и расцвета добилась в тогдашней Греции и Риме в трудах таких философов, как Платон и Аристотель. В центре их внимания оказалось государство, которое выполняло видную роль в преодолении хаоса и организации жизни общества, в установлении социальной справедливости между людьми. Они считали, что причиной его появления являются человеческие потребности.

Платон рассматривал государство как совместное поселение. Он создал модель идеального государства, состоящего из трёх сословий: мудрецов-философов, управляющих им; воинов-стражей, защищающих его; и земледельцев-ремесленников, производящих разные продукты для населения. Сословия связывало общее дело. Он считал, что больше соответствует идеальному государству аристократическая республика и аристократическая монархия. А такие формы государства, как тимократия, олигархия, демократия и тирания, для которых характерны корыстолюбивые интересы власти, относятся к извращённым. Основным критерием устройства идеального государства являются отношения между людьми в нём на основе платоновской справедливости (каждый слой граждан должен заниматься своим делом).

Аристотель полагал, что люди по своей природе существа общительные, живущие в полисе (городе-государстве), и потому политические. Он различал правильные и неправильные государства. К первым относил монархию, аристократию и политию, правление в которых осуществляется ради лучшей жизни граждан, ко вторым – тиранию, олигархию и демократию – правление в них осуществляется во имя эгоистических целей. Лучшей формой государства Аристотель считал политию, в которой правление осуществляется в интересах широких слоёв общества и развития личности.

Характерно, что оба мыслителя не придавали большого значения демократии, полагая, что демос (народ), «сверх должного опиваясь свободой», не может разумно и с пользой для общества воспользоваться властью.

Римский политик и мыслитель Цицерон тоже считал, что государство возникло из потребностей людей жить вместе и служит гармонизации отношений между разными социальными группами. Он предпочитал смешанную форму государства, отличающуюся положительными чертами монархии, аристократии, демократии. Полагал, что правителю должны быть присущи мужество, милосердие, справедливость, благочестие, а законы государства должны «исправлять пороки людей, наставлять их в доблестях, побуждать к ним».

Итак, Античный период истории политической мысли, если выделить в нём главное, характеризуется:

1. Разработкой отвечающей природе человека антропоцентристской концепции политики;

2. Выдвижением идеи прав человека, вытекающих из его природы. Древние мыслители считали, что законы государства являются воплощением естественного права, т.е. такого права, которое отвечает природе, естеству человека.

3. Обоснованием государства, соответствующего природе человека;

4. Отстаиванием государства в форме монархии;

5. Утверждением тезиса, что государство должно служить членам полиса (общности).

Основной вклад в развитие политической мысли в Средние века внесли епископ, богослов АврелийАвгустин и теолог, магистр Парижского университета Фома Аквинский. Они уделили много внимания поискам основ устойчивого порядка. Первый разработал учение о двух градах на земле ­– человеческом и божественном. В первом граде живут нечестивые, проклятые богом, обречённые на гибель, а во втором – праведники, которые предопределены к спасению. Отсюда рождалась идея приоритета религиозной власти над мирской, зародилась идея теократической власти.

Ф. Аквинский тоже утверждал, что государство ведёт своё начало от бога, обосновывал превосходство церковной власти над светской. Высшей формой государственного правления считал монархическую власть, которая исходит из божественного принципа управления миром.

Таким образом, в средине века возобладало мнение о государстве как о божьем промысле.

2 В это время большую роль в разработке вопросов политики сыграл итальянец Н. Макиавелли, который рассматривал политику как взаимодействие отдельных людей и разных социальных сил по поводу власти, поэтому он считал, что основным вопросом политики является вопрос о власти. Он исходил в понимании государства из естественной и общественной природы человека, в том числе и приобретённых им в жизни дурных привычек. Потребностью обуздания их объяснял он необходимость появления государства. Макиавелли считал, что в политике цель оправдывает средства, поэтому в ней для достижения цели все средства хороши (вплоть до насилия). Он освободил политику от морали (макиавеллизм). Вместе с тем, он считал, что политика – искусство возможного.

В Новое время, в эпоху зарождения капитализма крупный вклад в разработку политических идей внесли англичане Т. Гоббс и Дж. Локк. Первый обосновал договорный характер возникновения государства. Он полагал, что пребывание общества в естественном состоянии не гарантировало людям порядка, приводило к войне всех против всех. Их естественные, от рождения им данные или отвечавшие их здравому смыслу, права на жизнь, свободу, сопротивление угнетению, собственность постоянно нарушались. Не было такого органа, который обеспечил бы их соблюдение. Им стало государство, об образовании которого они между собой договорились. Ему они передали часть естественных прав в обмен на создание им условий для их нормального существования.

Второй считал, что люди, прежде всего собственники, для того, чтобы соблюдать естественные права сначала объединились в гражданское общество и затем договорились об учреждении государства. В задачи последнего входит защита их прав, создание законов, отвечающих общественному благу и интересам каждого гражданина. Локк обосновал как главный принцип функционирования государства свободу индивида. Он выступил за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, за приоритет первой, выдвигал идею верховенства закона, которая послужила обоснованию правового государства.

Теория естественных прав и общественного договора получила дальнейшее развитие в сочинениях французских мыслителей Ш. Монтескьё и Ж.Ж. Руссо, которые в частности, утверждали необходимость политической свободы для всех слоёв общества. Первый полагал, что географические, климатические условия, а также социальный состав населения, нравы и религиозные традиции оказывают сильное влияние на характер политической жизни, на государственный строй и законодательство. Он отдавал предпочтение демократическому государству. Считал, что демократия может успешно функционировать только при неукоснительном соблюдении принятых законов. Для этого важно, чтобы все граждане, особенно молодые, воспитывались в духе их почитания и готовности исполнять их.

Весомый вклад в развитие политической мысли внёс Ж.Ж. Руссо, который разработал социальную концепцию политики, поставив в центр неё вместо индивида группу (нацию, народ). Он считал, что причиной нарушения естественных прав людей является частная собственность, приведшая к социальному неравенству. Общественный договор, как он полагал, должен послужить появлению у людей общего интереса, выразителем которого должно быть государство. Главной его задачей является забота об общем благе, забота о благе общества, народа. Большую роль при этом играют издаваемые законы. Он выдвинул идею народного суверенитета. Руссо отстаивал право народа на свержение абсолютной монархии.

Страстными приверженцами демократии были американские политики Т. Пейн и Т. Джефферсон. В её осуществлении они опирались на идею народного суверенитета, считали, что для установления демократии народ имеет право на революцию. Джефферсон был автором проекта Декларации народов Америки, в которой провозглашалось равенство всех людей перед законом, их неотъемлемое право на жизнь, свободу, и стремление к счастью, провозглашалось за народом право на восстание против правительства, нарушившего его права.

Таким образом, политическая мысль в рассмотренный период её истории, прежде всего характеризуется:

1. Разработкой гражданской концепции политики (и зарождением социальной);

2. Развитием идеи естественных прав человека. Согласно ей человек уже от природы имеет ряд прав, которые не могут быть отторгнуты никакой властью. Акцент в понимании естественного права смещается: если раньше утверждалось, что из природы человека вытекают права государства, то теперь – права человека, и власть не правомочна их отменять;

3. Обоснованием договорного государства;

4. Отстаиванием смешанной формы государства;

5. Утверждением тезиса, что государство должно служить индивиду.

3 Мыслители XIX века продолжали разрабатывать вопросы о природе государства, его сущности, формах. Вместе с тем, они много внимания уделили участию в политике разных социальных сил, способам их политического поведения. Это объясняется возрастанием значения политики в жизни многих стран.

Английский философ и политик Дж. Ст. Милль продолжил разработку идеи свободного индивида в государстве, не отвергая социалистического развития общества. Индивидуальная свобода способствует достижению людьми счастья и процветания, при этом каждый человек может реализовать все свои возможности не отрицая такой возможности и для других людей. К свободам он относил: свободу мысли и действия, свободу выбора и преследования жизненных целей, свободу устроения личной судьбы. Ему принадлежит мысль о том, что свобода индивида означает абсолютную его независимость в сфере его действий. Представительную власть он рассматривал как средство смягчения классовых противоречий и установления порядка и справедливости.

К числу видных мыслителей этого времени принадлежит К. Маркс, который впервые стал разрабатывать политические проблемы с позиций последовательного материалистического их понимания. Важное значение в их зарождении и разрешении он придавал экономическому фактору. Маркс считал, что основой политики является классовая борьба, в ходе которой осуществляется революция, приводящая к завоеванию государственной власти. Что касается рабочего класса, считал он, то ему такая власть нужна для подавления сопротивления враждебных классов и построения общества без государства, и следовательно, без политики.

Его знаменитый последователь В.И. Ленин много сделал для разработки положений о революционной партии и пролетарском государстве в форме советов. Подчёркивал, что главное назначение новой власти, утвердившейся как версия диктатуры рабочего класса, не насилие, а управление социалистическим строительством. Им сформулированы основные принципы социалистической демократии.

В рассматриваемый период разработкой политических идей занимались и другие русские мыслители. Согласно одному варианту их политических представлений («Русская правда» П. Пестеля) в стране должна быть республиканская форма правления – однопалатное законодательное Народное вече (парламент). Выборы в него должны быть двухступенчатыми. Исполнительную власть образует Державная дума, состоящая из 5-ти человек, один из которых фактически становится президентом. За соблюдением конституции следит пожизненно избираемый Верховный собор.

Согласно другом варианту (конституция Н. Муравьёва) Россия должна быть конституционной монархией с федеральным (преимущественно территориальным) устройством. Устанавливалось равенство всех граждан перед законом, равный для всех суд. Федерацию объединяло Народное вече – двухпалатный парламент (Верховная дума и Палата народных представителей). Выборы были обусловлены высоким имущественным цензом.

Оригинальную анархистскую доктрину выдвинул М.А. Бакунин. Суть её в создании безгосударственного социализма в будущем социалистическом обществе. Он считал, что там, где существует государство, там кончается индивидуальная свобода. Государство действует насилием, а не убеждением. «Всякое государство по условиям и цели своего существования составляет диаметральную противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности». Демократическое государство, основанное на всеобщем голосовании, также может стать отрицанием свободы более деспотичным, чем монархия.

Интересны политические взгляды П.И. Новгородцева, который по существу положил теоретическое начало «социальному либерализму» или неолиберализму – политической теории, сменившей в XX веке концепцию либерального индивидуализма. Он считал, что право на свободу индивида должно быть дополнено правом на обеспечение его достойного существования. «Без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закреплённым за ними юридически и отнятым фактически». Новгородцев указал на значение для правового государства народного суверенитета и суверенитета личности, свободы и равенства. По его мнению, конфликт между либерализмом и демократией заключается в отстаивании двух начал – свободы и равенства в рамках государства. Особое значение он придавал развитию в обществе демократических институтов, которые бы эффективно защищали интерсы и права каждой личности.

Немец Э. Бернштейн рассматривал социализм как историческую ступень развития товарищества. Целью и сутью социализма он считал демократию. Провозгласил тезис: «конечная цель ничто, движение – всё», часто интерпретируемый как отказ от осуществления революции.

Политические мыслители этого времени большое внимание уделяли разработке вопросов, касающихся практической политики – путям и формам завоевания власти, участию в этом разных субъектов политики. Так итальянцы Ф. Парето и Г. Моска проводят мысль, что власть всегда должна находиться в руках меньшинства – правящей элиты, выделяющейся своими способностями группы людей. Они считали, что власть может быть от народа, для народа, но не может быть власти самого народа. Для успеха политической деятельности элиты необходимо постоянное обновление её свежими кадрами. Немец Р. Михельс разработал учение о партиях, показал особенности их организации. Он считал, что появление партий приводит к олигархизации власти – к отрыву её от народа.

Немецкий социолог М. Вебер обстоятельно рассмотрел роль бюрократии – слоя профессиональных управленцев – в функционировании государства, подчеркнул значение контроля за её действиями. Большое значение он уделил вопросу о легитимности – законности власти, для которой решающее значение, по его мнению, имеет признание её народом. Он отдавал предпочтение власти, основанной на праве (законе), но видел достоинство и у власти харизматического лидера – вождя, опирающегося на веру людей в его исключительные способности.

Подводя итоги рассмотренному вопросу следует сказать, что данный период истории политической мысли характеризуется:

  1. Разработкой социальной концепции политики;
  2. Выдвижением идеи социальных прав человека;
  3. Обоснованием социального происхождения государства;
  4. Отстаиванием государства в форме республики;
  5. Утверждением тезиса, что государство должно служить обществу и индивиду.

Схема №1.

Концепции политики
Антропоцентристская
Гражданская
Социальная

Схема №2.

Наши рекомендации