ВОПРОС № 1. ПОЛИТИКА КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ. СТРУКТУРА ПОЛИТОЛОГИИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хоть нижеизложенное и писалось в качестве пособия для сдачи экзаменов, то есть с оглядкой на лекции и учебники – перед Вами не краткий конспект шаблонных точек зрения. Здесь Вы найдете и краткие комментарии к распространенным среди политологов мнениям, и авторское понимание объективной истины.
Актуальные задачи и направления развития политологии.
Впрочем, в каждом учебнике своя структура политологии, совпадающая с делением соответствующей книги на разделы и главы.
ВОПРОС № 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПАРАДИГМЫ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ.
Важнейшая задача политологии обнаружение закономерностей – то есть общесоциологических и специфически политологических устойчивых связей между политическими явлениями.
Знание политических закономерностей позволяет ориентироваться в политике,планировать политическую деятельность и предвидеть ее последствия. Политические действия наобум, как правило, причиняют существенный вред большому числу людей и почти никогда не дают желательных результатов.
Впрочем, одного знания закономерности недостаточно, нужно еще обладать достаточным умом и соответствующим политическим опытом, чтобы:
- распознать ситуации, где известная закономерность действительно проявляется, а где она не имеет значения;
- составлять из имеющихся элементов новые комбинации, более разумные и приемлемые для человечества.
Самые распространенные примеры политологических закономерностей таковы:
- политика зависит от уровня экономического развития;
- любая политическая власть стремится к стабильности своего положения;
- смена политических режимов циклична (политический круговорот);
- политические способности разных людей существенно отличаются;
- политика и массовая идеология (народный дух) взаимно соответствуют друг другу.
В политологии понятием «парадигма» (от древнегреческого «παράδειγμα» - «пример», «образец») обозначают ключевую идею или комплекс идей, лежащих в основе политики или политической теории. То есть в политологии:
1) выявляются «утилитарные парадигмы»- идейные ядра взглядов и действий практикующих политиков;
2) создают собственные «научные парадигмы», обеспечивающие внутреннее единство политической теории и ее упорядоченное изложение.
У политологии, как и у любой науки, есть собственный «словарный запас», с помощью которого излагается ее содержание. В этом запасе выделяют термины (слова и словосочетания), являющиеся наиболее важными элементами политологии. Зачастую такие элементы обозначают нечто важное из существующего в реальности (в реальной политике). В остальных случаях они – чисто умозрительны и служат для упорядочения политологических познаний.
Эти самые значительные научные термины принято называть «понятиями и категориями», «специальным понятийным аппаратом», «терминологическим инструментарием», «костяком научной теории» и т.п. При этом их удостаивают наибольшего внимания и предельно точных определений, поскольку любая смысловая неточность при употреблении «основных понятий и категорий» чревата полным непониманием или существенным недопониманием.
В политологии понятия и категории подразделяют на:
- общенаучные понятия (используемые всеми науками): «исследование», «явление», «факт», «взаимодействие», «причина - следствие», «количество - качество», «противоречие» и т.п.;
- философские и логические категории (предельные обобщения, общие схемы познания и построения рассуждений): «форма - содержание», «сущность», «силлогизм», «логическая ошибка» и т.п.;
- социологические понятия (то есть терминология, используемая всеми или многими науками о человеке и обществе): «общество», «народ», «власть», «демократия», «права и свободы» и т.п.;
- политологические термины (слова, словосочетания или значения терминов, используемые преимущественно в политологии): «политические лидеры», «политический процесс», «партия» и т.п. Обычно политологи называют«политологическими понятиями-категориями» все словосочетания, состоящие из какого-нибудь существительного и прилагательного «политический». Например:«политическая власть», «политическая революция», «политическая культура», «политический институт», «политическая партия» и т.п.
Разумеется, «деление понятий на разновидности» весьма условно, и то, что одни считают общенаучным понятием, другие могут считать философским, а третьи – вообще чисто политологическим термином. В качестве примера действительно специфичного для политологии термина можно привести понятие «легитимность». В латинском языке, правоведении и классической философии это слово означает «соответствующий закону», и только в политологии «общепризнанный».
СПИСОК ПАРТИЙ
с указанием руководителя и даты создания
(по состоянию на 01.01.2010.)
1) Белорусская аграрная партия (Русый М.И.) – 13 июня 1992 г.
2) Белорусская партия «Зелёные» (Новиков О.А.) – 17 апреля 1994 г.
3) Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир» (Калякин С.И.) – 7 декабря 1991 г.
4) Белорусская патриотическая партия (Улахович М.Д.) – 8 октября 1994 г.
5) Белорусская социал-демократическая партия (Громада) (Левкович А.И.) – 29 июня 1996 г.
6) Белорусская социально-спортивная партия (Александрович В.А.) – 6 ноября 1994 г.
7) Коммунистическая партия Белоруссии (Голубева Т.Г.) – 2 ноября 1996 г.
8) Консервативно-Христианская Партия - БНФ (Позняк З.С.) – 26 сентября 1999 г.
9) Либерально-демократическая партия (Гайдукевич С.В.) – 5 февраля 1994 г.
10) Объединённая гражданская партия (Лебедько А.В.) – 1 октября 1995 г.
11) Партия «Белорусская социал-демократическая Громада» (Шушкевич С.С.) – 15 февраля 1998 г.
12) Партия БНФ (Янукевич А.А.) – 30 мая 1993 г.
13) Республиканская партия (Белозор В.Я.) – 12 марта 1994 г.
14) Республиканская партия труда и справедливости (Заднепреный В.В.) – 26 июня 1993 г.
15) Социал-демократическая партия Народного согласия (Ермак С.В.) – 15 марта 1997 г.
Примечания к списку:
1. Наиболее крупными политическим партиями Беларуси являются: Объединенная гражданская партия, Партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия ("Громада"), Белорусская партия объединенных левых «Справедливый мир».
2. В Беларуси на нелегальном положении (без регистрации) фактически существует еще тринадцать партий: 1) Белорусская партия труда, 2) Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада), 3) Белорусская христианская демократия, 4) Белорусская экологическая партия зелёных «БЭЗ», 5) Партия свободы и прогресса (ПСП), 6) Белорусская партия свободы, 7) Белорусская христианская демократия (БХД), 8) Над Барьером (правозащитная), 9) Русские националисты, 10) Белорусское отделение НБП, 11) Белорусская региональная организация РНЕ, 12) Славянский собор Белая Русь, 13) Белорусское отделение АКМ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хоть нижеизложенное и писалось в качестве пособия для сдачи экзаменов, то есть с оглядкой на лекции и учебники – перед Вами не краткий конспект шаблонных точек зрения. Здесь Вы найдете и краткие комментарии к распространенным среди политологов мнениям, и авторское понимание объективной истины.
ВОПРОС № 1. ПОЛИТИКА КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ. СТРУКТУРА ПОЛИТОЛОГИИ.
Кратко: политология – наука о политике.
Еще короче и правильнее было б сказать «политология»– это«государствоведение». До середины XIX века именно так и понимали «политическую науку» все классики. Но для нынешней политологии это неприемлемо. Она уже привыкла отличать себя от великого множества «современных наук», так или иначе изучающих «государство». Среди них философия, социология, теорией государства и права, история, политэкономия, политическая география и т.п.
Да и время у нас такое, что ни одна наука не может четко установить границы собственных «владений», а потому вынуждена перемешиваться с другими науками.
В такой мешанине политологию лучше всего распознавать так – она с наибольшей пристальностью изучает государственную власть. Другие ж науки интересуются «госвластью» лишь как одной да еще и не самой главной темой. Поэтому принято считать, что политология специализируется на госвласти, интегрируя и углубляя достижения всех наук по этой теме.
Госвласть политологи рассматривают как интегрирующую и движущую силу всякого государства. Дескать, именно благодаря власти страна превращается в единое целое и действует как таковое. Точнее: «власть - ядро политики», а «политика – это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти».
Однако подобный подход равносилен сведению автомобиля к рулевому управлению, а езды – к процессу вождения. Выпячивание «власти» задвигает на задний план все то, что сплачивает людей в единое государство помимо властей. И часть затмевает целое! Между тем классическое понимание политики «не делало культа из»властвования и рассматривало власть в качестве одного из проявлений «политического интегрирования».
Изначальный смысл древнегреческого слова «политика» нельзя оторвать от прижившегося во всех современных языках корня «πολι» («поли» - много). Для античного эллина политика и есть «единение, слияние многих». К примеру, Аристотель был уверен, что созданная им наука – «Политика» изучает «общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения». И добавлял: «Это общение и называется государством или общением политическим».1
На наш взгляд, именно на таком ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ ОБЩЕНИИ и следовало сосредоточиться политологии, чтобы изучать по-настоящему целостный предмет, а не только исходящее от него сияние власти. Тогда б политикой назвали участие в создании, поддержании, изменении и (или) использовании государственного и международного единства людей.
Однако отечественные политологи, давая определение понятию «политика», предпочитают складывать в одну кучу побольше красивых слов об «особо важной и сложной сфере человеческой деятельности», где «индивидуумы, социальные группы, классы, сообщества и государства» борются и сотрудничают во имя «осуществления политической власти (управления)». Для пущей научности в такие определения вставляют еще и «взаимодействие (власти) с другими сферами человеческой жизни». Разумеется, при таком подходе у каждого политолога свое очень длинное определение политики. Однако все они на одно лицо: «политика – это там, где власть».
Политику перво-наперво делят на национальную (внутреннюю) и международную (внешнюю). А политические цели традиционно разделяют на общественно-полезные ичастно-корыстные. Что, впрочем, не исключает, а наоборот – предполагает всевозможные комбинации внутреннего и внешнего, альтруистического и эгоистического, осуществляемые на практике.
Структура политологиив целом проста:
1) Введение
2) Как устроена политика?
3) Как она функционирует сама по себе и взаимодействует с неполитикой?
4) Каковы профессиональные политики?
5) Заключение.
Но когда те же самые структурные элементы называют полнее и научнее – получается примерно следующее:
1) «Политологические пролегомены»: предмет, методология, основные понятия и история становления (генезис) политологии.
2) Политическое устройство:
- политические субъекты (граждане, общественные объединения, государственные органы);
- политические отношения (власть-подчинение, сотрудничество-противоборство, косвенное влияние);
- политическая система в целом (государственное устройство в единстве элементов и взаимосвязей).
3) Политический процесс:
а) самоорганизацияполитической системы:
- становление и взаимодействие структурных элементов;
- обеспечение ресурсами;
- внутренние трансформации.
б) внутренняя политика (взаимодействие политической системы с внеполитическими (социальными и природными) элементами того же государства):
- социально-экономическая сфера;
- духовная сфера;
- правоохранительная сфера.
в) международная политика:
- межгосударственное сотрудничество;
- оборона и госбезопасность;
- участие в общемировых делах.
4) Профессиональная политическая деятельность:
- деловые, социальные, психологические и иные требования к профессиональным политикам;
- рекрутирование (подбор, расстановка, подготовка и переподготовка политических кадров);
- правовое и этическое регламентирование профессиональной политической деятельности.