Тема 6. Распределение и разграничение полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти – 2 часа
Цель занятия – усвоить основные принципы и подходы к делегированию полномочий, конституционно-правовые основы делегирования государственных полномочий, законодательство Российской Федерации о порядке разграничения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти.
Форма проведения – опрос, тестирование.
Вопросы для обсуждения
1.Законодательные основы передачи осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Правовые основы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Контрольные вопросы
1. В чем предназначение федеративной организации государства?
2. Что относится к принципам федеративного устройства, закрепленных в Конституции Российской Федерации?
3. Какие субъекты Российской Федерации имеют свою Конституцию?
4. Каким судом разрешаются споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов?
5. Что является предметом исключительного ведения Российской Федерации?
6. Кто устанавливает особый порядок реализации отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации?
7. Каким образом осуществляется финансовое обеспечение отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации?
8. Каким нормативным документом органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению определенных вопросов, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов?
9. Могут ли полномочия Российской федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, передаваться органам местного самоуправления?
10. Могут ли органы местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им?
Тестовые задания
1. Предметом исключительного ведения РФ является:
1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами;
2) разграничение государственной собственности;
3) внешнеэкономические отношения;
4) защита прав и свобод человека и гражданина.
2.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только:
1) федеральными законами;
2) законами субъектов РФ;
3) федеральными законами или законами субъектов РФ;
4) правительством РФ.
3. Конституцией Российской Федерации:
1) закреплены исключительные предметы ведения и полномочия федерации, а все остальное передается в ведение субъектов федерации;
2) определены исключительные предметы ведения и полномочия как федерации, так и ее субъектов;
3) установлены три вида предметов ведения и полномочий: исключительно федеральный; исключительно субъектный; совместный;
4) закрепляются исключительные предметы ведения и полномочия федерации и совместная компетенция федерации и ее субъектов, а все, находящееся за рамками этих двух видов компетенции, признается исключительной компетенцией субъектов федерации.
4. Споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов разрешаются:
1) Конституционным Судом РФ;
2) Высшим Арбитражным Судом РФ;
3) Верховным Судом РФ;
4) судами субъектов РФ;
5) мировыми судьями.
5. В соответствии с 5 ст. Конституции РФ к принципам федеративного устройства, закрепленных в конституции РФ, относится:
1) единое для всей страны законодательство;
2) единство системы государственной власти;
3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
4) право субъектов РФ на выход из состава РФ;
5) разделение субъектов федерации по национальному и территориальному принципу.
6. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями:
1) соглашением;
2) законом;
3) постановлением правительства РФ;
4) договором.
Основная литература
1.Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления: Учебно-методический комплекс / Е.В. Охотский. - М.: Изд.-во Юрайт, 2013. - 701 c. –Серия: Магистр.
2.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Учебник. М.: Изд-во «Омега-л», 2010. 525 c. (университетский учебник).
3.Кузнецов С.П. Правовые аспекты передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. C. 117-124.
Дополнительная литература
2. Столяров М.В. Компетенция власти: разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами в условиях реформирования. М.: Изд-во РАГС, 2006.
3. Чурсина Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М.: МЗ-ПРЕСС, 2006.
4. Авдеева А.В. Передача осуществления полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2010. № 1. C. 151-160.
5. Кириенко Г.С. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на основе государственных (муниципальных) функций и услуг: проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 9.
6. Цветков О.Н. От управления затратами к управлению по результатам: информационно-аналитическая система управления реализацией стратегии социально-экономического развития // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 23-39.
7. Скалон В.А. Местное самоуправление: теория и практика с точки зрения институционального подхода // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 37-52.