Вопрос 3 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти

Федеративным договором установлены предметы ведения и полномочия. федеральных и региональных органов власти.

В ведении РФ находятся вопросы общегосударственного значения, среди них:

- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;

- защита прав и свобод человека;

- организация федеральных органов власти;

- управление федеральной собственностью;

- разработка основ федеральной политики;

- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика;

- федеральный бюджет;

- федеральные энергетические системы, федеральный транспорт; деятельность в космосе;

- внешняя политика, оборона и безопасность;

- судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбитражное законодательство;

- метеорологическая служба, стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет.

Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края, области. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с конституционным законом. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФнаходятся следующие вопросы:

- обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;

- защита прав и свобод человека, режим пограничных зон;

- владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана памятников;

- разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения;

- общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита.

- борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий.

- законодательство административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды.

- кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат.

- общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления.

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъ­ектов РФ издаются федеральные законы и в соответствии с ни­ми законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Так, в области внешнеторговой деятельности они имеют право:

- формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;

- заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств;

- содержать представителей при торговых представительствах России в иностранных государствах за счет своих бюджетов.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия по предметам ведения и совместного ведения действует федеральный закон. В случае противоречия по предметам ведения субъектов РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и общими принципами организации государственной власти, установленными федеральным законом, учреждают систему представительных и исполнительных органов.

Совместное ведение РФ и субъектов РФ не порождает вертикальной соподчиненное, так как осуществляется разграничение между РФ и субъектами РФ. За субъектами РФ закрепляется определенный объем уполномочий, что способствует повышению эффективности органов государственной власти, стабильности государства.

При разграничении используется принцип делегирования полномочий, субсидиарное. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнять низшая. Права принятия решений передаются на тот уровень, который ближе к заинтересованному населению. В свою очередь Субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно. Так обеспечивается взаимная согласованность управленческих функций. Сфера ведения определяется на основе федерального закона; и заключения между Российской Федерацией и субъектами РФ двусторонних договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. Договоры учитывают региональные особенности и направлены на сохранение территориальной целостности, единства экономического пространства, обеспечение Действенности государственной власти.

Наши рекомендации