Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разграничение предметов полномочий ведений между РФ и ее субъектами являются одной из важнейших проблем любого федеративного государства. К РФ и ФЗ устанавливает принципы разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.

Принципы: 1) Конституционность кот. предполагает запрет на передачу, перераспределение и изменение исключительных предметов ведения РФ (ст 73 К РФ).

2) Безусловный приоритет К РФ

3) Равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий.

4) Недопустимость, ущемления, прав и интересов субъектов РФ.

5) Согласование интересов федерации и ее субъектов.

6) Добровольность и гласность заключения договоров и соглашений о разграничении полномочий.

7) Обеспеченность полномочий финансовыми и материальными ресурсами

Коллизии (споры) о компетенции между федерацией и субъектами РФ разрешает Конституция РФ.

Вывод: 1) только на федеральном уровне можно изменять К РФ законы о правах и свободах чел-ка, а также принимать законы о гражданстве.

2) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, таможенной политики развития путей сообщения и деятельности в космосе.

3) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир.

4) вооруженные силы РФ явл.едиными для всей страны, субъекты не вправе создавать вооруженное формирование.

5) судоустройство и прокуратура явл.едиными для всей страны.

К РФ ст.72- совместное ведение. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ органами государственной власти РФ принимается ФЗ. Субъекты РФ имеют право о переживающего правотворчества до принятия ФЗ в конкретной сфере регулирования субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование кот.после принятия соответственного ФЗ приводится с ним в соответствие.

Существует ФЗ №184-ФЗ от 6 октября 1999г. – «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госуд.власти субъектов РФ. Согласно этому закону полномочия осуществленные органами гос.власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ определяются НПА субъектов РФ.

Полномочия осуществленные органами гос.власти субъектов по предметам совместного ведения опред-я: а) К РФ и ФЗ; б) договорами о разграничении полномочий и соглашениями. По предметам ведения РФ возможно только возложения отдельных полномочий на органы испол.власти субъектов РФ. Такое возложение полномочий устана-я ФЗ, актами Президента РФ, а также соглашениями.

57. Порядок принятия и образования и образования нового субъекта Российской Федерации

Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию

1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является данное иностранное государство.

2. Президент Российской Федерации после поступления указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

3. Рассмотрение предложения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

2. Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.

3. По отдельным вопросам, связанным с принятием в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, Российской Федерацией и данным иностранным государством могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации одновременно с ратификацией международного договора.

4. После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора.

1. Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

3. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора.

4. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Статья 10. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее - заинтересованные субъекты Российской Федерации).

2. Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации.

Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации

1. Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

2. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Наши рекомендации