Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции и Риме, Средневековье.

Развитие политической мысли Западной Европы в 19 в.

На соц.-эк., полит. ситуацию в Европе сильное влияние оказ. Вел. фр. бурж. рев. Происх. раз-е бурж. демокр-й, образов. соврем. формы гос-в, констит. мон-я, республ., развив. полит. наука, причем сильно с учетом всех изм-й, политики заним. проблемами классов и их взаимоотн-й в об-ве.В 19 веке формируют основные направления полит. мысли и идеологические концепции: либерализм, консерватизм, марксизм и социал-демократизм.

Итоги револ-й для простых людей были нерадостными. Сохр. продолжит. раб. для 14-16ч., нищета. Констант высказал и обосновал идею личной свободы граждан. Личная свобода заключается не в том, что гос. власть находится в руках народа, а в определенной независимости индивидуума от гос. власти. Для этой независимости необх. следующие свободы: свобода частной собственности, свобода совести, свобода печати. Реализовать независимость граждан можно только в условиях, когда полит. власть не явл. абсолютной. И. Бентам был основателем утилитаризма. «Общество-простая совокупность личностей». Всеобщее счастье может быть достигнуто только благодаря заботе каждого о себе. Единственно значимыми интересами явл. частные, приносящие нам пользу. 4 условия достижения всеобщего счастья: обеспечение средств к существованию, довольство, равенство, безопасность. Он был противником теории естественного права, критиковал теорию общественного договора. В период 19 в. закладываются основы теории демократии, ее основными представителями были Токвиль, Стюарт Милль. Токвиль выделяет отрицательную сторону – возможность установление тирании большинства и рост индивидуализма. Избежать этого можно создавая добровольные ассоциации и организации граждан, которые играют роль посредника между народом и верховной властью. В рамках данных огранизаций граждане приобретают необх. полит. опыт. Дж. Милль разработал систему выборов. В рамках данной системы образованные люди получают право голосовать в нескольких избирательных участках, все остальные только в одном. Парламент должен быть 2-х палатный. Одна должна быть демократическая, а 2-ая – элитарной. Милль придерживался идеи разделения властей: законодательная и исполнительная.

Марксизм. Основателем были Маркс и Энгельс, а Ленин продолжил. Осн.теор. полож.: воззрение о класс. борьбе (с их т.зр. это движ. сила разв. об-ва). С появл.частн. собст. общество раскололось на онтологич. классы, появ. соц. нер-во, классы эксплуатируемые и эксплуа-ры. М/д ними идет борьба за власть. В рез-те:1. политика-насилие одного класса над другим; 2.бурж.об-во исторично, эволюционно. Рано или поздно оно будет заменено др. об-вом, более прогрессивным. Замена эта осущ. только револ.путем. В основе этого переворота лежит конфликт м/д хар-ом произв. отн-й и ур. раз-я произ.сил. Когда произв.отн –оковы на пути раз-я произв.сил, наступ. полоса соц. рев-й.

В этот период оформился утопический социализм, новый этап в его разв-ии. В этот период возникает критический утопический социализм (предст.: Сен-Симон, Фурье, Роберт Оуэн.). Они первыми дали критику, причем во многом справедл., бурж. строю, к-ый развивался. Фурье раскрыл все пороки бурж. строя, Сен-Симон доказал, что осн. задача переустр-ва общ-ва-переход от феод.режима к пром., показал, как рук-ть предпр-м. возникает направление политической мысли, критикующие демократические и либеральные ценности. Ф. Ницше: «Движущая сила развития общества – воля к власти». Вывод: в 19 в. Были заложены основы теории концепции, определяющие полит. науку и процессы до сих пор.

Формы гос правления

Форма правления – организация верховной гос власти,кот определяет структуры высших гос органов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между собой и др субъектами политики. Все гос по форме правления делятся на монархии и республики.

Монархия-способ правления, при котором верховная власть юрид принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном престолонаследии.

Две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная- всевластие монарха и неограниченность его полномочий( Саудавская Аравия,ОАЭ). Конституционная-ограничивает полномочия монарха конституцией. В зависимости от степени ограничения бывают дуалистические (полномочия монарха ограничены в законодательной сфере и широки в исполнительно,причина вызвана появлением парламента .Марокко, Кувейт) и парламентские монархии (полномочия монарха ограничены и в исполнит власти,монарх обладает только представительскими функциями.Англия,Япония,Дания).

Республика-источник власти народное большинство, высшие органы избираются гражданами. Три основные разновидности республики парламентская, президентская и смешанная(отличаются друг от друга распределением функций и полномочий между президентом и парламентом) Парламентская - основные властные полномочия у парламета(Италия,ФРГ,Австрия).Достоинства:законы,решения парлам-та никто не может отменить, привлекает в правительство наиболее влиятельных депутатов и лидеров партий, коллективность парламента. Недостатки: нестабильность прав-ств и непрочность многопарт коалиций. Президентская - президент глава правительства и гос-ва. Избирается народом или коллегией выборщиков. У него сосредоточены основные властные полномочия. Он формирует правительство, руководит его деятельностью и обладает правом его отставки. В презид респ существует жесткое разделение законодат и исполнит ветвей власти, их значительная самостоятельность. Для норм выполнения своих обязанностей президент и парламент должны сотрудничать.Преимущества президент несет ответственность за все в стране,быстрое и эффективное решение проблем, гарантии против злоупотребления властей.Недост-ки: сосредоточение власти у одного человек может повлечь единоличную диктатуру. Смешанная- двойная ответственность и перед презид-ом и перед парламентом(Ирландия). Президент и парламент избираютс народом.Глава правит-ва президент, он формирует прав-во,учитывая расклад пол сил в парламенте. Ответственный за деят-сть прав-ва премьер-министр. Парламент контролирует прав-во путем утверждения ежегодного бюджета страны и вынесением вотума недоверия.

Прав гос и гражд общество

Гражд общество и правовое гос-во есть определенное качеств-ное сост-ние и конкретный результат взаимодействия общества и гос-ва. Как только общество способно контролировать себя и гос-во, оно создает такое гос-во, которое его устраивает. Подобное состояние общества назыв гражданским, а гос-во – правовым. Прав гос-во – гос-во, которое функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общ-ых институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юрид ответственностью Принципы формирования прав гос-ва: пр-п верховенства закона (вся сфера общ жизни регулируется законом, а не подзаконными актами) пр-п равенства всех перед законом ( все действуют в строгом соответствии с законом, закон-владыка над всеми, в том числе и над правителями), пр-п незыблемости прав и свобод личности(объективный критерий, по которому судят, является данное гос-во правовым или нет), пр-п разделения властей (гос власти власть не концентрируется в одном полит органе или лице), пр-п судебной защиты прав личности (тольк суд вправе исполнять суд-ые функции), пр-п взаимной ответственности ( гос-ва и граждане несут правовую ответственность друг перед другом за невыполнение своих обязательств).,Перед законом все равны. Гражд общ предшествовало прав гос-ву и формировалось наряду с ним. Гражданское общество-совокупность негосударственных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных и экономически состоятельных граждан в целях реализации их интересов. Гражданское общ-во- сис-ма самост. и независим. от гос-ва обществ-ых институтов и отнош-ий, кот-ые призваны обеспечить усл-я реализации частных интересов и потребностей. ГО- сис-ма негос. общ-ых институтов и общностей людей, кот-ые создают условия для самоорг-ции индивидов и коллективов, через кот-ые осуществл. личные интересы и потребности. В отличие от гос-ва, кот-ое явл. вертикальной стр-рой, иерархич., ГО представл. собой горизонт. стр-ры, кот-ые находятся между личностью и гос-вом. Основными признаками являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независимость, автономность общества по отношению к гос-у; многообразие форм собственности; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический и культурный плюрализм; определенный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Основу составляют граждане высокого политического, экономического, социального, культурного и морального статуса.

Стр-ра:

1.Экон. сфера:наличие негос. предприятий, кооперативов, арендных коллективов, акцин-ых общ-в, ассоциаций и др. разнообр-ых добровольных объединений граждан, появляющихся по инициативе самих граждан

2.Соц.-полит. сфера: наличие полит.партий, обществ.орг-ций и движений, органов обществ-го самоуправления по месту жительства и труд. коллективов, наличие негос. СМИ, различн. мех-мов разрешения конфликтов, ассоциации по интересам, благотворит. фондов, творческ. союзов, религиозных объед-ий, спортивных общ-в и т.д.

3.Духовн. сфера предполаг. свободу слова, совести, мысли, реальную возм-ть публично высказывать свое мнение, независ-ть от гос-ва в творческ., научных и др. объединений.

Условия формир. гражданского общества и правового государства:

1. В экон. сфере: равноправие всех форм соб-ти, многоукладная рын. эк-ка

2. В соц сфере: равноправие различных соц. классов, групп, слоев; солидарность и партнерство в отношениях между ними.

3. В полит. сфере: гарантии прав и свобод человека, разделение властей, свободные равные прямые и тайные выборы.

4. В дух. сфере: свободное самоопределение человека в его мировоззрении, толерантность, гуманизм.

По Конституции РБ – демократическое социальное правовое государство. Но до сих пор законодательством не определены его параметры и основные черты, не сформулированы принципы взаимоотношений гос-а с гражданским обществом, которые нужно строить с учетом национального опыта и традиций бел-ой цивилизации.

Бюрократия и бюрократизм

Термин «бюрократия» (буквально — власть конторских служа­щих) ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. фран­цузский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных органи­заций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, ко­торая оторвана от его реальных властных функций по организации обще­ственной жизни. Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии - К. Маркса (1818-1883) и М. Вебера (1864-1920).

Вебер вскрыл сущность рационализма бюрократической системы. Бюрократия — тип организации, для которой характерна четкая уп­равленческая иерархия; жесткие правила и стандарты деятельности; спе­циализация и разделение труда; решение дел компетентными служа­щими обезличенно, беспристрастно, на должном профессиональном уровне, в точном соответствии с законами и другими правилами; опе­ративная координация деятельности госаппарата посредством системы коммуникаций, власти и организационной памяти.Социальная сторона бюрократии была исследована К. Марксом.Госслужащие используют в личных целях специфические работы органов власти, которые они обслуживают. Им доступна официальная информация и документация. Служебная информация-— очень дорогой товар, а те, кто ею обладает, становятся весьма обеспеченными людьми. Кроме того, широко используется в личных интересах «служебная тайна», переписка с населением.Бюрократия постоянно стремится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чистой инструментальной функции, а может и хорошо удовлетворять личные интересы служащих.Многие должности в аппарате власти и управления стано­вятся предметом купли и продажи, превращаются в частную собствен­ность властелина, который обращается с нею по праву владения, пользо­вания и распоряжения. Бюрократия лишена возможности прямо переда­вать по наследству монополизированную функцию управления и исполнения. Но постепенно складываются социально-экономические предпосылки для подобного наследования. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, позвоночного права (по связям и по протекциям), бытовой дружбы, землячества. Чиновничество стало прибыльной отраслью, и ру­ководители высшего ранга имеют возможность торговать государствен­ными должностями.Сложились существенные различия между чиновни­ками и политиками. Политики есть переменный состав государственных органов, назначение которых зависит от показаний политического баро­метра. Бюрократы — кадровый состав органов государственной влас­ти. Данные «бюджетные единицы» (М. Вебер) формально поставлены вне политики, но и (формально же) оставлены у рычагов власти на пос­тоянной основе. Это — часть неизбираемой политической элиты. В не­которых странах (например, Финляндия) несменяемость чиновничес­тва установлена законом.Деформация системы управления и испол­нения породила Бюрокра­тизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие. Бюрократизм, по К. Марксу, заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей дея­тельности, когда формальное выдается за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канце­лярские или канцелярские задачи — в государственные.Бюрократизм — профессиональная бо­лезнь управленцев и всех управленческих органов. Бюрократизм — враг поистине страшный. И сегодня чиновничество порождает различ­ные должностные преступления, способствует размыванию и ослабле­нию государственной власти.«Без применения экономических, социальных и политических мето­дов вылечиться от бюрократизма нельзя», подчеркивал английский ис­торик Дж. Актон.Основные средства борьбы с бюрократизмом:1.Дальнейшая демократизация и построение гражданского обще­ству, что будет способствовать развитию самоуправления, возрастанию активности масс, повышению их политической культуры, организации действенного контроля за аппаратом управления.2.Перестройка государственного аппарата в направлении ограниче­ния роста государства (сокращение числа государственных органов, упразднения целых его структур), децентрализация и деконцентрация власти (в том числе и коллективной), введение контроля за самоуправ­лением. Чем меньше властных полномочий общество отдает государству, тем меньше будут его размеры.3.Дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противове­сов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.

4.Перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за деятельностью, так и за профессио­нальной пригодностью государственных служащих. В этих целях в России утверждены общие принципы служебного поведения государственных слу­жащих, принят Закон Российской Федерации «О противодействии корруп­ции»; а в нашей стране — Государственная программа по борьбе с кримина­лизацией управленческого аппарата, Закон Республики Беларусь «О госу­дарственной службе в Республике Беларусь». В 2003 г. наша республика присоединилась к европейской Конвенции «Об уголовной ответственностиза коррупцию».

Политический процесс –целостная динамичн сов-ть взаимосвязан и последоват обществ событий, явлений,действий, поведений,выступлений, отражающ.динамикуборьбы и соперничества разл общностей за статусы и ресурсы власти, хар-р и степень участия полит.сил, соц.групп и индивидов в общест-полит жизни, формир-е, изм-е, преоб-е и функционир-е полит системы в целом. Струк-ра:полит.элита в кач-ве субъекта процесса(реальная власть или ее носитель), соц среда в кач-ве объекта, его цели, сред-ва, методы, рес-сы, исполнителей,кот связ субъект(власть) и объект(цель) процесса

Типология:

Политическое решение

Полит процесс включает в себя стадии приня­тия и реализац полит решений.

Полит решение представляет собой разработ­ку, выбор, обоснование и принятие проектов полит действий, напр на достижение поставлен­ных полит целей, на реализацию общего интереса определ соц групп или интересов общества в целом.

Полит решения бывают стратегическими и опе­ративно-тактическими. Стратег решения пре­дусматр достижение генеральн целей развития полит системы или отдельн ее элементов, рас­счит на длительный период времени. Оператив­но-тактические решения направлены на быструю реали­зацию злободневных, как правило, частных политических задач.

Процесс принятия политических решений проходит ряд этапов:

• выявление неудовлетворенных интересов общества или его групп, социальных и политических противоречий;

• изучение общественных проблем и поиск путей их устранения, разработка проектов политических решений;

• публичное обсуждение проектов политических ре­шений;

• окончательное оформление и принятие политичес­ких решений;

• реализацию политических решений.

На первом этапе субъекты политики принимают к све­дению сигналы о неудовлетвор обществ интересов и обостр социально-полит противоре­чий, которые доходят до них через средства массовой информ..

На втором этапе принятые к сведению неудовлетво­ренные полит интересы и выявленные противоре­чия изучаются учеными, экспертами и гос чиновниками. Их результаты направл в гос органы в виде предлож, докладных запи­сок, проектов правительственных постановлений, указов и законодательн актов. Нередко в эти органы поступает несколько альтернатив проектов решений.

Наличие в полит процессе третьего этапа обус­ловлено желанием гос органов или полит лидеров знать обществ мнение о тех или иных проектах или заручиться поддержкой этих проектов со стороны общества. С этой целью организ их об­суждения в труд коллективах, в СМИ или проводятся референдумы.

На четв этапе полит решения окончательно оформл и утвержд. При единоличном принятии решений полит лидером окончательное их офор­мление осуществляется приближ к лидеру лицами В процессе обсуждения законодат решений, в случае противодействия его принятию значит час­тью депутатов палаты или при наличии разногласий меж­ду двумя палатами созд согласит комиссии из представителей парламентских комиссий и партийн фракций. Эти комиссии выраб компромиссный вариант закона, котор также ставится на голосов.

Компромисс — это согл-договоренн между противоборств сторонами, достигнут путем вза­имных уступок, как правило, по непринцип воп­росам; это уступки ради достижения общей цели.

На междунар совещ и конфер, в частности проводимв рамках ООН, при принятии решений прибег к консенсу­сам. Консенсус — это принятие решений на основе общего согласия без провед формальн голосования, что дает возмож решать многие вопросы и выходить из затрудн ситуаций.

Эффективн реализации полит решения зависит от выполн ряда требований:

• обеспечения решений необходимыми ресурсами (ма­тер, фин, людск и т.д.);

• прогнозир последств решения, их влияния на разл сферы жизнед общества;

• обознач сроков исполн и конкр уч­режд и лиц, отвеч за реализ решений.

При демократ режимах в процессе принятия по­лит решений учит интересы широк слоев народн масс. Граждане имеют возм влиять на разработку и принятие решений. Они информир о хо­де их реализ. В недемократ полит сис­темах этот процесс направлен на удовлетвор интересов элит. Только они имеют непосредств доступ к разра­ботке и реализации полит решений.

При реализ решений, по мнению специалистов по­лит менеджмента, следует не только обеспеч поддержку этих решений как можно большим числом лю­дей, но и нейтрализ противодейств силы. На­до избегать полит решений, вызывающ негатив­н отношение к ним широких масс населения, в частности из-за ухудш их матер положения. Любое по­лит решение должно хотя бы немного, но улуч­шать экономическое благосостояние и соц ком­форт граждан, не вызывать разочарования и раздражения людей. Существенным требованием к политическому реше­нию является настойчивость в его выполнении.

Политическая модернизация

История развития общества – непр-я цепь соц. изменений; протекает неравномерно, хар-ся ист. и нац. особ-ми, неодинак. эф-вен в каждой стране. Каждая ист. эпоха имеет свои теории о путях раз-я об-ва. Одна из таких теорий – теория модернизации (ТМ). ТМ сформ. в 50-60 гг. 20 в. как одно из напр-й обществ. разв-я, для кот. хар-н эволюц. переход от менее совр-х к более совр-м общ-вам. Полит. модернизация – обществ. ист. процесс, в ходе кот-го традиционные и индустриальные общ-ва реализуют инновационные модели обществ. устр-ва развитых гос-в в целях преодоления своей отсталости и переход в постиндустр. об-ва. Политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями. Типы модернизации: спонтанный (оригинальный) и вторичный (отраженный). Страны, достигшие высокого уровня развития естеств. путем, на основании внутренних источников, рассм. как носители спонтанной модернизации, а те, кот. будут использ.пр-пы, сп-бы и методы спонт. модер-ии в своих странах – гос-ва со вторичной модернизацией. Осн. содерж-е модерн-ии – преодоление и замена трад. ценностей, господст-х в об-ве, но уже препятств. соц. разв-ю и эк. росту, на ценности, кот. наиб. эфф-но позв-т ликвидировать эк., политич., соц. и дух. отсталость этого об-ва. Эти приёмы: 1.плюралистич. орг-я власти; 2. изм-е и обновл-е функ-й орг-и власти путем их демокра-и, исп-я консенс. технологий при принятии реш-я, рассредот. ответственности, вовлечение рядовых граждан в полит. процесс, форм-е новых образцов полит. поведения и полит. активности; 3.либерализация и открытость эк-ки, наличие тов-ден регуляторов пр-ва, увелич. роли науки, формир-е класса откр. соц. стр-ры с неогранич. мобильностью населения, выс. степень урбанизации 4.расш-е гос. упр-я по повышению грамотности и образ-ти нас-я, его приверж. к праву, демократии. Политическая модернизация проходит в условиях конфликта между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Неизбежно в каждой стране возникает проблема:

- идти ли путем копирования каких-либо моделей развития и акцент делать на перенесение в данную социально-политическую ситуацию уже имеющихся образцов,

- создавать оптимальный вариант политической системы, адекватный всему комплексу конкретных условий данного общества? Наличие противоречий, проявляющихся в развитии современного общества, широкая сфера распространения социальных конфликтов являются основой для проявления типичных для модернизации кризисов:

1. Кризис участия (правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти).

2. Кризис легитимности (отсутствие признания обществом данной политической системы)

3. Кризис регулирования конфликтов, или кризис проникновения.

Под модернизацией авторы аналитических текстов понимают проект совершенствования существующей системы в соответствии с вызовами современности.

Ключевыми вопросами в дискуссии о белорусской модернизации: темы развития конкурентной среды, обсуждения механизмов повышения ее эффективности, а также стимулирования политического участия граждан. Ведь ни модернизация, ни развитие как таковое немыслимо без определенного взгляда на эти «краеугольные камни» будущей политической системы. Именно будущей, которая сменит нынешнюю. По большому счету, обсуждение модернизационных концептов проходит на уровне частного обмена мнениями. Экспертное сообщество Белоруссии как некая корпоративная реальность не сложилось, структурно не оформилось и в качественном отношении неблагополучно. Оно существует разрозненно в интеллектуальном гетто, страдая от комплекса неполноценности. И вполне оправданно, ибо такого обсуждения альтернатив развития, как в соседних странах (России, Польше, Украине) в Белоруссии нет и близко. В Белоруссии сложилась ситуация, объяснение которой коренится в специфике национальной политической системы.. По факту, наличествует лишь одна актуальная стратегия - имитация модернизации.

29. Политическая деятельность есть совокупные дей­ствия субъектов политики по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов больших общностей людей посредством ис­пользования властного, механизма.

Политическое действие - осознанная (или неосознанная) готовность субъекта к определенному поведению в фиксированной полити­ческой ситуации. Эти действия осуществляются в определенных формах. Обычно выделяют две формы политического действия - мирную (ненасильственную) и насильственную. Для их реализации в практике политической жизни применяют целый набор разнообразных способов и средств.

Цель: поддержание и укрепление существ. общ. отношений или их част. преобразовании.

Мотивы: социальные, духовные и другие потребности, интересы и ценностей различных общностей людей.

Важнейшим мирным политическим действием является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство об­щественной жизни при сохранении основ существующего строя. Рефор­мы (в отличие от революций) не предполагают принципиальных перемен в способах осуществления власти. Вместе с тем они являются эф­фективным средством совершенствования общественных отношений, способствуют экономическому и социальному прогрессу. К мирным способам политического действия примыкает конформизм. Конформизм характеризу­ется пассивным поведением граждан в сложившейся политической ситуа­ции. По отношению к существующему социальному строю и господству­ющим ценностям он не предполагает активного участия индивида в вы­работке и осознании интересов и потребностей различных общностей людей, соотношение собственного поведения с их интересами. Конфор­мисты покорно следуют за любым политическим курсом. Соглашатель­ский тип поведения - тоже форма политического действия. Наиболее характерными насильственными действиями являются вой­на, революция, контрреволюция, восстание, заговор, путч, переворот. Революция - это качественное изменение в развитии природы, об­щества и познания (например, революция геологическая, научно-техни­ческая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот во всех сферах жизни общества. Она может совер­шаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти - главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свер­гнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволю­ционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую ре­волюцию.

Вооруженное восстание - крайнее средство завоевания политиче­ской власти. Это - форма открытой борьбы субъектов политики с ору­жием в руках за утверждение власти, один из способов насильственного завоевания государственной власти (восстание Спартака в Риме, город­ские восстания в средневековье, Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в России, Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде в 1917 г. и др.).

Заговор - тайное соглашение нескольких лиц о совместных действи­ях против кого-либо для достижения определенных политических целей.

Путч - заговор небольшой группы лиц для захвата государствен­ной власти.

Государственный переворот - вооруженное выступление группы заговорщиков, в котором не участвуют широкие слои общества, с целью завоевания государственной власти.

30. Политическое участие есть восприятие, осмысление и оценивание политической жизни об-ва, реагирование граждан на полит-е события, их вовлеч-ть в решение полит-х проблем, осущест-е политич-й практики. Политическое участие- способность индивидов спонтанно или осознанно ориентироваться в политической жизни общества, весьма ди­намичная и массовая форма их взаимоотношений с организацион­но-властными структурами по поводу политической власти и управле­ния. Речь здесь идет о вовлеченности индивида в той или иной форме в процесс политико-властных отношений. Поэтому политическое участие предполагает активность личности, а не крупных социальных общно­стей, на которых основывается политическая деятельность. Политическое участие может быть организованным или стихийным, постоянным или спорадическим, мирным или насильственным, закон­ным или незаконным, эффективным или неэффективным. В политической практике различают две формы политического учас­тия - активную и пассивную. Активная форма политического участия может быть организованной (мобилизованной) и автономной. Организо­ванными формами активного вовлечения граждан в политическую жизнь общества являются: участие в выборах, референдумах; в качестве доверенного лица, члена группы поддержки, клуба избирателей, наблю­дателя при проведении избирательных кампаний; в выборных органах государственной власти; в деятельности политических партий и других общественно-политических объединениях; в самодеятельных организа­циях, движениях; участие в митингах, демонстрациях, политических дискуссиях и др. Автономная форма активного участия выражается в самостоятель­ном, сознательном вовлечении индивида в политику. Данный вид учас­тия находит свое выражение в обращении граждан в государственные и партийные органы, в редакции газет, журналов и т.д. с инициативой

об­щественного характера;'участии в формировании общественного мнения; оказании влияния на принятие решений, контроле за их осуществлением; восприятии, осмыслении, оценивании политических проблем; генерации общественных целей. Самым распространенным видом пассивного участия граждан в поли­тической жизни является чтение политической литературы и периодики, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач. Мотивы: стремление улучшить материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой соц статус; стремление принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности. Чувства неопределенности в сложных политических и соц ситуациях, поиск соц защиты у политической группы; удовлетворение властных потребностей. Стремление повелевать др, воздействовать на их поведение. Проблема – ограничение политического участия (уровень демократизации общ и политический режим, партийная принадлежность, уровень образования, культуры, особенно политической, воздействие на индивида окружающих людей, пол, возраст,состояние здоровья. семейное положение). Основная проблема, с которой сталкиваются современные общества, состоит в том, что граждане, проявляющие активность и особый интерес к политике, обычно составляют меньшинство по отношению к их общему числую Политическая апатия и безразличие, политическое бездействие являются характерными признаками многих государств.

31. Политический конфликт – противоборство двух или более разнонаправленных субъектов при реализации их политических интересов и целей в условиях противодействия. Субъекты: индивиды, социальные общности, партии государства, негос. структуры. Объекты: гос. власть, сохранение или свержение ее, распределение ее ресурсов. Подходы к пониманию сущности политических конфликтов:- это ведущий источник развития – Зиммель, Дариндорф, Токвиль; - аномалия полит. процесса, кот. не способствует развитию общества – Вебер, Дюркгейм Источники конфликтов: конфликты ценностей (расхождение взглядов о базовых ценностях и полит. идеалах), интересов (за статусы и ресурсы власти), идентификации (принадлежность к различным общностям).Типология: - С точки зрения областей применения: внешнеполитические и внуириполитические; -По степени нормативной регуляции: институциализированные и неинституциализированные;-С точки зрения публичности: открытве и закрытые;- С точки зрения времен. характеристик: кратко- и долговремен.;- По степени распространенности: глобальные, межсистемные, межрегиональные, региональные, межгос. и др.;- С точки зрения организации режима правления: вертик. и гориз.;- По интенсивности и укорененности: глубокоукорененные и не...; онтогонистические и не...; конфликт-сражение, конфликт-дебаты, конфликт-игра. Близким понятием к ПК явл-ся политич-й кризис. Пол-й кризис- явления, связ-е с потерей полит-й системой стабильности, равновесности и эффективности, с полной или частичной утратой со стороны властных структур контроля за ходом полит-го процесса и рассторйства мех-ма полит-го управления. Пкризис - перерыв в функционир-и всей или отдельного элемента полит-й системы с позит-м или негат-м для нее исходом. Это может быть кризис власти, прав-ва, парламен-й, кризис доверия общ-ва к власти. Специф-ми и наиболее характ-ми

кризисами счит-ся внешнеполит-е и внутрипол-е. Внутрипол-е подразд-ся на правит-е, парламент-е и конституционные. Основными способами разрешения конфликтов являются урегулирование (ограничение масштаба и интенсивности конфликта) и разрешение (устранение причины конфликта). Формы урегулирования: переговоры – вербальное взаимодействие с целью достижения устраивающего обе стороны решения;-посредничество – добровольное согласие конфликтцющих сторон на участие третьей стороны и добровольное принятие ими решения этой третьей стороны;- орбитраж – устанавливает, что исполнение решения третьей стороны является обязательным;-компромисс – взаимные уступки. Методы: -консенсус – согласие;-гегемония - главенствующее положение какого-либо класса. Типы поведения: конкурентная ориентация, индивидуалистическая ориентация, кооперативная ориентация. Различные варианты выхода из конфликта: нейтрализация, замораживание, консервация, подавление конфликта, а не его урегулирование;-трансформация конфликта, смещение и перевод его в другое русло, иные сферы;- самозатухание конфликта на основе его институлизации;- саморассасывание, самоликвидация конфликта, т.е. его отмирание;- осознанное урегулирование или разрешение конфликта

32.Политическая элита Слово «элита» в переводе с фр означает лучший, избранный. Начиная с XVII в., этим тер­мином называли товары высшего качества, а с XIX в. - и «избранных людей». термин «элита» ввел в 1902 г. В. Парето. Под элитой понимается сравнительно немногочисл-я и сплочен­ная группа людей, отличающаяся от остального социума соц-ми, психолог-ми и полит-ми качествами, имеющая преимущ-ный доступ к власти и оказывающая постоянное приоритетное вли­яние на процесс принятия полит-х решений. В наиболее развернутом виде проблемы элиты поставили Моска, Михельс, Парето. Теория Парето. Индивиды не равны между собой. Люди, кот. облад. наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. Различает правящую и неправящую элиты. Между элитой и остальным населением постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть пополняет элиты, т.е. происходит циркуляция элит. Представители элит делятся на «лис» (используют убеждения, подкуп, обман) и «львов» (агрессивность, авторитарность, упорство). Теория Моска. В любом обществе сущ-т 2 класса: управляющих (осущ. все полит. функции, монополизирует власть и пользуется присущими ей преимущ-ми) и управляемых (управляется классом управляющих и поставляе<

Наши рекомендации