Зарождение и развитие политических знаний в эпоху античности. Религиозная и политическая мысль в Средневековье.

Политология – одна из самых молодых гуманитарных наук, как самостоятельная отрасль знания со своим предметом и методами. Она выделилась из других наук об обществе и человеке лишь в начале XX века, а сформировалась в еще более поздний период – к середине XX века. Но примитивные представления о политике появляются еще в древности с возникновением политической власти и государства.

На древнем востоке представления о политике носили религиозно-мифологический характер. В середине 1 тыс.до н.э. происходит переход к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, существовавшее с античности до современной политической науки называется протополитикой. Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления.

В древней Греции видными философами были Платон и Аристотель. Они рассматривали различные формы правления и стремились найти лучшую. Платон, живший в 4 веке до нашей эры, начал свою литературную деятельность с небольших диалогов, посвященных категориям этики. До нас дошли его политологические труды «Государство», «Законы», диалог «Политик», в которых мыслитель обосновал свои взгляды. Государством, утверждал Платон, призваны управлять философы, единственно способные упрочить в нем справедливость. Именно правдивость, понимание истины, могут уберечь общество от пороков, государство сделать идеальным.

Второе место в этом государстве должны занимать воины, уберегающие государство от вторжения извне.

Третье сословие составляли ремесленники, торговцы, моряки, земледельцы.

Платон считал, что так как большинство людей одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то возникает необходимость во внешнем факторе – в государстве и законах. Платон предложил свой проект идеального государства. В его идеальном государстве нет личной собственности, воспитанием детей занимается само государство. Он выступал за:

- безусловное подчинение индивида государству;

- за государственную собственность на землю и дома;

- за общность жен и детей;

- регламентацию жизни общества и индивида;

- унификацию воззрений;

- введение единой религии;

- ограничение контактов граждан с чужими государствами и их гражданами;

- преследование граждан за их воззрения, вплоть до смертной казни.

Аристотель, который являлся учеником Платона видел в государстве созданное людьми учреждение, и он не был склонен его идеализировать. Аристотель указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желания граждан. В своем труде «Политика» Аристотель раскритиковал своего учителя. Аристотель выступал сторонником семьи, частной собственности и справедливого государства, призванного обеспечить гражданам счастливую жизнь, воспитать у них высокие моральные достоинства. В отличие от Платона Аристотель в своих воззрениях на общество и государство был реалистом. Он сформулировал разделение властей на законодательную, административную и судебную.

Сопровождая величайшего завоевателя своего времени Александра Македонского в его военных походах, Аристотель изучил систему правления более чем 150 государств. На этой основе выделил 3 правильных и 3 неправильных форм правления. К правильным относил монархию(власть одного), аристократию ( власть немногих) и политию ( власть многих). Неправильными считал тиранию, олигархию и демократию.

К наиболее правильным причислял политию (сочетание олигархии и демократии).

Ярким представителем политической мысли Древнего Рима был Цицерон. В своих трудах «О государстве», «О законах» он видел государство как «дело народное», выражение общего интереса, справедливости и права. Ему принадлежит идея трех форм правления: царская власть, власть аристократии и демократии. «Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, может обитать свобода». Цицерон был блестящим оратором

Средневековье характеризовалось: доминированием христианской религии, которая определяла мировоззрение тогдашнего человека, а также борьбой духовной(папа римский) и светской(светские государи и короли) власти.

Средние века охватывают период с 5 по 15 века.

Наиболее крупный представитель Средневековья – Августин. Он отражал противоборство церковной и светской власти. Он оправдывал неравенство людей и господство церковной власти над мирской. Свои воззрения Августин изложил в труде «О граде божьем».

Также одним из политических мыслителей Средневековья был Фома Аквинский или Аквинат. Доминиканский монах утверждал в своих работах «Сумма теологий» и «О правлении государей», что светская власть имеет своей путеводительницей церковь и поэтому должна подчиняться заповедям христовым. Фома Аквинский оправдывал феодализм, боролся против еретиков, поддерживал инквизицию. В своем труде «О правлении властителей» отмечал, что в людях изначально заложено стремление жить в государстве.

Суть государства понимал как господство одних и подчинение других. Считал, что народ вправе противостоять правителям.

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, права, государства.

Наши рекомендации