Красноречие в Древней Греции и Риме..

Риторика - теория и искусство красноречия. Совсем не случайно родиной красноречия считается Древняя Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические

работы по его теории. В Древней Греции с VIII в. до н.э. были распространены полисы – гражданские общины с правами самоуправления. Их называют еще городами-государствами. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таких городах было народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Публично решались не только политические вопросы, но и вершился суд. При этом обвинителем мог выступить любой человек, а обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. На V- первую половину IV вв. до н. э. приходится расцвет греческих полисов. Именно это время получило название классического периода в истории Древней Греции (лат. classicus – образцовый), периода, оставившего человечеству, наряду со многими другими достижениями античной культуры, наследие таких выдающихся политических деятелей (а, следовательно, и ораторов) как Перикл, Фемистокл, Алкивиад, Демосфен. Греческие риторы мастерски владели правилами составления и

формами устной речи, законами логики. Они умели внушать собственные мысли и чувства массе людей, побуждая их к практическим действиям.собого искусства красноречия достигли софисты (греч. sophistes – мудрец) в V в. до н.э. За плату они обучали практическому красноречию исоставляли речи для нужд граждан. Софисты (Протагор, Горгий и др.) как представители философской школы и как учителя-практики мастерски владели всеми формами ораторской речи, искусством спора, законами логики, умением воздействовать на аудиторию. В период кризиса демократических полисов в IV в. до н.э. софистические приёмы широко стали использоваться в речах некоторых политических деятелей, стремившихся к достижению личных целей. Одним из слушателей Академии Платона был Аристотель – выдающийся мыслитель, внёсший свой вклад в различные отрасли знания,начавшие выделяться из собственно философии и заложившие основы современных наук. Аристотель первым в истории сделал мышление предметом науки и по праву считается основоположником науки логики. Значителен вклад Аристотеля и в риторику, которую он считал наукойвсеобщей, то есть необходимой в любой сфере профессиональной деятельности человека. Риторике посвящён специальный труд Аристотеля,состоящий из трёх книг. Первая книга «Риторики» определяет её предмет как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета…» Эти способы зависят от характера говорящего, от настроения слушающего и от самой речи, её содержания и формы. Во второй книге речь идёт о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему»: оратору даются конкретные рекомендации по выработке таких качеств как «разум, добродетель и благорасположение», а также по оценке состояния аудитории. Многие из рекомендаций Аристотеля лежат в основе современной психолингвистики. Третья книга «Риторики» большое внимание уделяет стилю речи. Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I век до н.э., последний период существования республиканского строя. Оратор (от лат. orare –говорить) – это уже римский термин, обозначающий того, кто выступает с речью, а такжеобладает даром красноречия. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – один из крупнейших древнеримских политиков и писателей. Его имя стало нарицательным. Изриторических сочинений Цицерона большое значение имеют, прежде всего, три книги: «Брут, или О знаменитых ораторах» - история красноречия; «Об ораторе», в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа; «Оратор» - произведение, вкотором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный риторический идеал. Цицерон предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, т.е. умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Обязанности оратора заключаются в следующем: 1) найти, что сказать (инвенция – первый раздел классической риторики); 2) найденное фрасположить по порядку (композиция); 3) придать ему словесную форму (элокуция); 4) утвердить все это в памяти (меморио); 5) произнести (акцио) Цицерон придерживается установившейся в античном мире классическойсхемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторическогопроцесса. Теоретические выкладки Цицерона уже в новых исторических условиях были дополнены и систематизированы Марком Фабием Квинтилианом (ок.35-ок.100 гг. н.э.). Квинтилиан был не только практикующим оратором, но и первым учителем риторики, получавшим государственное содержание. Его трактат «Об образовании оратора» стал самым подробным сохранившимся курсом античной риторики.

27.Взаимодействие вербальных и невербальных средств…Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средстваобщения.Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.- Этническая. Язык как средство объединения народ. Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;- слушание - восприятие содержания звучащей речи;- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). К основным невербальным средствам общения относятся:Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:- жестика; - мимика;- пантомимика.В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмиче­ские, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические. Ритмические жестысвязаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, т.е. то, что обычно передает интонация. Эмоциональные жесты выражают чувства, которыми окрашена на­ша речь. Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость,восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, за­мешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в ин­тонации, но и в жестах, передающих разнообразные оттенки чувств. Изобразительные жесты используются для того, чтобы нагляднее изобразить предмет. Изобразительные жесты появляются в случаях:если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повы­шенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобран­
ность, нервозность, неуверенность в том, что собеседник все понимает);если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слуша­ теля дополнительно и наглядно. Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов. Символические жесты являются своего рода условным обозначе­нием определенных моментов.Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) — са­бельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: никогда не соглашусь', никто не знал; нигде вы не найдете; это совер­шенно ясно; абсолютно не об этом.Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы. Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.Походка - это стиль передвижения человека. Еесоставляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п.

Наши рекомендации