Лекция 3. развитие риторики в древней греции и в древнем риме

1. Древня Греция.

2. Древний Рим.

Древняя Греция. Античная риторика – 7 в. до н. э. – 6 в. до н. э. (вбирает в себя риторику Древней Греции и Древнего Рима).

Исследователи риторики античности пришли к такому мнению, что греки создали не только свою собственную культуру, - они создали парадигму культуры вообще. Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя. Расцвет риторики совпал с расцветом афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Особый толчок к развитию ораторского искусства в Древней Греции сделали законы Солона. В начале 6 в. до н.э. Солон занимал высший государственный пост в афинском полюсе. Солон принял закон, в соответствии с которыми каждый афинянин должен защищать сам свои интересы в суде. Поскольку не все умели делать это, появляются учителя, обучавшие ораторскому искусству. Их называли софистами. И появлялись логографы – люди, которые специально писали речи. Отношение к софистам было двойственным. Сначала слово «софист» означало человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. Софисты учили правилам логического мышления, приемам доказательства и опровержения. Однако скоро главными их заботами стали подбор и применение различного рода уловок, с помощью которых можно было добиться победы и доказать любое положение, каким бы оно ни было. Цель софистов - слабое мнение делать сильным. Отсюда «софизм» - ложный вывод. Цель оратора – софиста не раскрыть истину, а убедить ценой насмешки, унижение достоинства и т.д. Эта беспринципность вызвала недоверие и враждебное отношение к софистам. Но были и положительные черты: первый опыт ораторского искусства дали именно софисты. Представитель – Горгий, теоретик ораторского искусства, которым был написан учебник по ораторскому искусству. Основная мысль его теоретического убеждения: «Слово – есть великий властелин; оно может страх изгнать, печаль уничтожить, радость вселить и сострадание пробудить. Сила убеждения, которая присуща слову и душу формирует как хочет».

Сократ (ок. 470-399 г. до н. э.) противостоял софистам. Он в совершенстве владел диалектическим методом диалога. Он разработал метод поиска истины путем постановки наводящих вопросов (Сократический метод). Для Сократа риторика – искусство вести беседу, рассуждения с целью нахождения истины. Он осуждал софистов за обратное в речевой практике: они стремились к успеху, используя красноречие для убеждения публики в чем угодно. Сократ считал недопустимым брать плату за уроки красноречия, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».Обращает на себя внимание высказывание Сократа: «хочешь получить умный ответ, спрашивай умно». Вопрос является внутренним отражением «Я».

Платон (ок. 427-347 г. до н. э.) – преемник Сократа. В своих сочинениях «Софист», «Горгий и Федр» он закрепил понимание риторики как средства убеждения, считая, что красноречие должно обязательно быть наполнено смыслом. Нельзя допускать пустой речи (болтовни), т.е. мнимой мудрости. Эти три произведения представляют собой диалог Платона, где философ Сократ беседует со своими людьми. Суть бесед: прежде чем что-то обсуждать, надо знать, что подвергнуть обсуждению. Истина – самое главное в публичной речи.

Структура речи по Платону:

- вступление;

- изложение;

- доказательства;

- выводы.

В теории Платона ценна идея воздействия речи на душу слушающего. Человек психически отражает того с кем он говорит. Следовательно, прежде чем вступать в речевое взаимодействие, нужно привести свои чувства в порядок.

Аристотель (ок. 384-322 г. до н. э.) – теоретик античной риторики, философ, энциклопедист, преемник идей Платона. Он был учителем сына царя Македонии Филиппа` Александра Македонского. В 335 г. до н.э. появилось сочинение Аристотеля «Риторика». Оно было издано в трех книгах.

Первая книга посвящена взаимодействию риторики и логики, т.к. всем в известной мере приходиться как оправдываться, так и обвинять, как принимать какие-то положения, так и отвергать. В этой же книге Аристотель выделил речи:

- совещательные;

- судебные;

- торжественные.

Риторика здесь признается им как наука и искусство убеждать.

Вторая книга посвящена описанию способов убеждения, характеризует личные качества и особенности оратора, с помощью которых он может вызвать доверие слушателей, и говорить о причинах, возбуждающих доверие к говорящему – это разум, добродетель, благорасположение. Аристотель также впервые обращал внимание на учет особенностей аудитории (возраст, особенности поведения, психологическое состояние, общественное положение). Он считал, что выбор способов убеждения зависит от назначения речи. Таким образом, вторая книга является учением о принципах построения ораторской речи, о создании образа оратора. Третья книга – Аристотель в ней рассматривает технические стороны риторики: способы выражения, которыми следует пользоваться в риторике, а также построение речи. Здесь он выделяет части:

- предисловие;

- рассказ;

- доказательство;

- заключение.

Он подробно обосновывает важность каждой части для достижения убедительности в речи.

Демосфен (ок. 384-322 г. до н. э.) – один из знаменитых ораторов Греции. Родился одновременно с Аристотелем. Он является примером огромной работы над собой. От природы он не был наделен ораторскими качествами: шепелявил, имел слабый голос, было нервное подергивание плеча. Первые его выступления были встречены насмешками. Но он преодолел эти природные недостатки путем упорной работы над собой. Он придавал большое значение нравственному облику оратора. Очень ценил речи Демосфена царь Филипп II.

Древний Рим. Красноречие в Древнем Риме развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества «республиканского» Рима. «Золотым венцом» римского красноречия называют 1 в. до н.э. В Риме шла гражданская война, которая была вызвана попытками Цезаря ликвидировать республику и установить диктатуру. В этих условиях усилилась борьба за общественное мнение, чем и объясняется подъем риторики, силу которой, как средство убеждения, многие осознали.

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36-96 г. до н. э.) - самый знаменитый учитель риторики в Риме. Его главное сочинение «Образование оратора » представляет собой свод выводов, предшествующих теоретиков красноречия и обобщение своего собственного 20- летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Таковы, например, рекомендации Квинтилиана начинать и кончать речь более сильными аргументам, подкреплять и развивать природное дарование оратора теоретическим обучением. Напоминаем, что говорить нужно только о тех вещах, которые знаешь. « Руководство по ораторскому искусству » состояло из 12 книг. На русский язык это сочинение полностью переведено А.С.Никольским и называется « Марка Фабил Квинтилиана 12 книг риторского наставления ». Сочинение написано прежде всего для учителей, обучающих детей ораторскому искусству.

Марк Туллий Цицерон (ок. 106-43 г. до н. э.) - лучший оратор Рима. Идеал культурного человека для него - это образованность философская (как средство самосовершенствования) и образованность риторская (как средство общения, общего воздействия человека).

Цицерон был и практиком и теоретиком риторики. Суть своей риторической системы он изложил в трех книгах – «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В первой книге он развивает теорию ораторского искусства, во второй представляет идеал оратора, к которому стремился Цицерон, в третьей показано историческое развитие ораторского искусства.

По Цицерону, красноречие заключается в словах и мыслях: не шаблонные выражения, по его мнению, об умении пользоваться словами образуют почву и фундамент красноречия. Существенное условие успеха оратора - учитывать то, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами, чем правилами и законами, Следовательно, необходимо умение оратора воздействовать на чувства аудитории. Идеал оратора Цицерон видел в человеке высокой культуры, постоянно обогащающий свои знания чтением литературы, изучением истории, философии, права, этики и эстетики.

Мастерство говорить объясняется неустанным трудолюбием и самообучением. По мнению Цицерона, необходимо следовать 4 принципам:

- говорить правильно;

- ясно;

- красиво;

- соответственно содержанию.

Цицерон считал, что «речь развивается прежде всего речью, в том числе и письменной». «Перо - лучший и превосходный наставник красноречия», - уверял Цицерон. Следовательно, при подготовке к выступлению, лучше написать речь, составить её в письменном виде.

Для развития памяти, которая у оратора должна быть превосходной, и эрудиции, Цицерон рекомендовал заучивать как можно больше отрывков из художественных произведений.

Таким образом, в Древнем Риме было не только систематизировано риторическое наследие греков. Произошел сдвиг в понимании главной задачи риторики. Если греки – основатели этой науки – понимали риторику прежде всего как науку убеждать, то римляне расширили её до нуки об ораторском искусстве и красноречии.

В дальнейшем увлечении «цветами красноречия» принесло риторике значительный вред. Результатом такого увлечения явилось то, что в современном языке одно из значений слова риторика - это напыщенная, красивая, но малосодержательная речь. Для греков риторика – это наука убеждать, для римлян – это наука о красноречии.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать следующее:

в фундаменте по античной риторике выделяются три основные классические категории, которые должны предусматривать при обучении речемыслительной деятельности на всех этапах: этос, логос, пафос.

Этос – это этическая нравственная позиция говорящего, несущего ответственность за сказанное или написанное слово;

Логос – мысль, идея, которую стремится донести до слушателей говорящий;

Пафос– ситуация, соответствующая цели высказывания, индивидуальности оратора, способствующая лучшему пониманию и усвоению содержания высказывания.

Вопросы для самоконтроля и самоанализа:

1. Почему греки создали не только собственную культуру, но и парадигму культуры вообще?

2. Чем обогатили риторику софисты?

3. В чем сущность сократического метода?

4. Ценное для вас утверждение Платона, которое необходимо для создания риторического произведения.

5. В чем сила ораторского искусства Демосфена?

6. Чем обогатил риторику Цицерон?

7. Выделите особенности риторики Древней Греции и Древнего Рима.

Рекомендуемая литература:

1. Античные риторики – М.: Наука, 1988.

2. Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П.: Ораторское искусство в Древнем Риме – М.: МОСКВА, 1992.

3. Михайличенко Н. А.: Риторика – М.: Эксмо, 2001.

4. Александров, Д. И. Риторика – М.: Юнити, 1990.

Наши рекомендации