Появился новый жанр устного народного творчества – исторические песни (героями песен были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями).
- Песня об Авдотье-Рязаночке.
- Песня о Щелкане Дудентьевиче (поэтический отклик на происшедшее в 1327 году восстание в Твери против ханского баскака Чолхана).
- Песни, посвященные взятию Казани, присоединению Сибири и его герою – Ермаку.
Литература XIV – XV веков
Воинские повести:
Повесть о разорении Рязани Батыем».
Задонщина» - автор Сафоний (Софроний) Рязанец.
Сказание о мамаевом побоище».
Хождения:
Хождения за три моря» - автор тверской купец Афанасий Никитин.
Летописи:
В 1408 году в Москве по инициативе митрополита Киприана создан общерусский летописный свод – «Троицкая летопись».
Литература XVI века
Публицистика:
Иван Семенович Пересветов – публицист, в своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, предложил проект реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающего на дворянство.
2. Свои взгляды на характер царской власти и её взаимоотношения с подданными князь Андрей Курбский изложил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения.
Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и её неограниченный характер.
«Хронограф» - сборник сочинений по всемирной истории.
В первой половине XVI века круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые «Четьи минеи» - церковно-литературную энциклопедию русского средневекового общества (всего 12 томов, включающих жития, поучения).
«Домострой» - священник Сильвестр. Содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей Домостроя была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе.
Зодчество в XIV – XV веках
При Иване I Калите (1325-1340):
Перестроил Московский Кремль, крепостные стены были сделаны из дубовых бревен, в Кремле были выстроены каменные соборы (Успенский и Архангельский) и церкви (Ивана Лествичника и Спаса на Бору).
При Дмитрии Донском (1359-1389):
В 1367 году в Москве возведен белокаменный Кремль.
При Иване III Великом (1462-1505):
Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого.
Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный завод и построил Успенский собор.
Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату.
Грановитая палата
Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил Успенский собор.
Мая 1484 года в Московском Кремле заложен Благовещенский собор
Архангельский собор – архитектор Алевиз Новый
Колокольня Ивана Великого
Архитектура Московского государства в XVI веке