Проект «Роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольника»

Актуальность:

В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Причины:

*Дети поступили в дошкольное учреждение из семей, различных по социальному статусу, нравственным идеалам.

*Не владение родителями и детьми нравственными ценностями, такими, как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание и т. д.

Ситуация минус:

1. Дети не умеют слушать друг друга, не умеют чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение.

2. Дети не знают нравственных норм и правил, поэтому не способны чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям.

3. Нет достаточно тесного контакта между детьми и родителями.

Ситуация плюс:

1. Родители желают активно участвовать в жизни детского

сада, группы.

2. Дети любознательны, активны. С интересом слушают сказки, сопереживают героям произведений.

Цель проекта:

*Способствовать развитию духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей.

*Сплотить детский коллектив и коллектив родителей. Способствовать установлению взаимопонимания между детьми и родителями.

Задачи проекта:

1. Сформировать и закрепить знания детей об основных духовно-нравственных понятиях. (доброе слово, добрые дела, семейные традиции и т. д.) .

2. Развить систему духовно-нравственных ценностей личности ребенка через устное народное творчество.

3. Сформировать эмоционально-образное восприятие ближней и дальней среды развития (Почему мир называется добрым? Какими словами можно наполнить образ мамы) .

4. Сформировать личностное отношение к окружающему миру (Кого можно назвать верным другом? Какие добрые слова помогают в жизни) .

Тип проекта:

• По характеру: педагогический.

• По количеству: коллективный

• По длительности: продолжительный

Предполагаемый результат :

средняя группа:

С детьми и с родителями:

1. Подвести детей и их родителей к пониманию ценности доброго слова в жизни человека. Научить детей умению слушать доброе слово и вовремя его произносить.

2. Посредством знакомства с русскими народными сказками донести до восприятия ребенка то, что:

-Жизнь – великий дар, особая ценность.

- Мир полон чудес. Разглядеть их, познать, приобщиться к ним – наша задача.

- Каким образом я смогу сделать мир чище светлее и добрее.

3. Через понимание и восприятие ребенком образов доброй и ласковой мамы, теплого солнышка помочь родителям сохранить у детей солнечное и доброе восприятие мира (характерное для раннего детства) на всю жизнь.

4. Помочь родителям открыть ребенку то чудо, которое несет в себе добрая книга. Способствовать возрождению в семьях традиции читать вслух любимые книги, размышлять о прочитанном, собирать домашнюю библиотеку.

5. Создать доверительные, добрые отношения между родителями и детьми. Развить у дошкольников способность следовать нравственным нормам и правилам.

С педагогами:

1. Профессиональный рост педагогов, участвующих в реализации проекта, активизация их мыслительной творческой деятельности.

2. Заинтересованность педагогов и родителей в объединении усилий по духовно-нравственному воспитанию детей.

3. Интеграция дошкольного образовательного учреждения и семьи, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Мероприятия

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

- Изучение методической литературы.

- Уведомление родителей о теме проекта.

- Разработка идей по содержанию проекта.

- Анкетирование для родителей.

- Проведение диагностики дошкольников.

- Оформление фотогалереи «Ребенок мой родной».

Сроки проведения: сентябрь-начало октября.

Ответственный: воспитатель группы,

.

Основной этап. План реализации.

Игровая деятельность:

-Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Праздники в семье», «Вечер в семье», «День рождения дочки», «Именины».

-Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба» («Золотое яичко», «Колобок».

Ответственный: воспитатель группы.

Социальное развитие:

-Игровые приемы с детьми по типу: «Придумай продолжение к сказке… », «Что бы случилось с героями сказки, если бы… »

-Психологический тест для детей «Моя семья» (предложить ребенку нарисовать свою семью) .

-Тест для детей с использованием пиктограммы лица. (Задание:

покажи с помощью пиктограммы «Какое у тебя бывает лицо, когда ты смотришь на свою маму? », «Какое у мамы бывает лицо, когда она смотрит на тебя? ».)

-Совместное оформление (родителями и детьми) страниц альбома «Мои истоки» на темы:

- «Моя семья»; - «Любимое имя»(родители со слов детей записывают ласковые имена своего ребенка, которыми они его называют) ; - «Доброе слово»(родители записывают добрые слова, которые знает их ребенок) ; - «Ласковая песня»(любимая колыбельная песня ребенка, которую поет ему мама) ; - «Солнышко для мамы»(ребенок рисует солнышко, на лучиках- мама записывает как ребенок ласково ее называет) .

Ответственный: воспитатель группы,

родители детей.

Речь и речевое общение:

-Беседы с детьми на темы «Моя любимая семья», «Выходной день в моей семье», «Лето на даче», «Мои любимые питомцы»,

«Наше путешествие», «Как я помогаю дома старшим».

-Активные занятия с участием родителей на темы:

«Добрые слова», «Имя моего ребенка», «Любимый образ», «Колыбельная песня», «Праздничная песня. Рождество», «Добрый мир», «Любимая книга».

Ответственный: воспитатель группы.

Здоровье и физическое развитие:

-Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Ответственный: физкультурный работник.

-Составление режима дня для каждой семьи.

Ответственный: медсестра.

-Межсемейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья! ».

Ответственный: физкультурный работник,

воспитатель группы.

-Презентация «Любимое сладкое блюдо моей семьи».

Ответственный: воспитатель группы,

родители.

-На основе презентации составление книги «Семейные рецепты»

Ответственный: родители.

Познавательное развитие:

Природа:

-Составление альбома «Домашние любимцы ребят нашей группы»

Ответственный: воспитатель.

-Организация осенней выставки «Что растет у нас на даче».

-Организация выставки поделок «Чудеса осени» (из овощей и из природного материала) .

Ответственный: воспитатель, родители.

Конструирование:

-Семейные постройки на тему «Дом моей мечты», «Любимая дача».

Ответственный: воспитатель, родители.

Дидактические игры (на классификацию) :

-«Выбери мебель, которая имеется в вашем доме», «Выбери посуду, которой пользуется ваша семья во время обеда», «Выбери посуду, необходимую для приготовления пищи», «Выбери продукты питания, которые вы с мамой покупаете в магазине».

Ответственный: воспитатель.

Эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

-Рисование на темы: «Мой дом», «Обои для моей любимой комнаты».

-Лепка на темы: «Моя семья», «Мое любимое животное»

Ответственный: воспитатель.

Художественная литература:

Сентябрь:

-Знакомство с пословицами о добрых словах.

-Чтение русской народной сказки: «Кот, петух и лиса»

-Чтение и заучивание потешек.

Октябрь:

-Чтение русской народной сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке, объяснение содержания иллюстраций.

-Чтение стихотворных текстов: «Белая березка», «Доброе утро» (Э. Костина, «С добрым утром» (А. Яшин) .

Ноябрь:

-Заучивание любимых колыбельных песенок.

-Чтение колыбельных песенок (А. Майков).

-Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций.

Декабрь:

-Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса», рассматривание иллюстраций.

-Чтение рассказа «Елка»(К. Лукашевич) .

Январь:

-Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.

-Знакомство с пословицами о добрых людях.

-Чтение русской народной сказки «Курочка ряба»( «Золотое яичко») -Чтение стихотворного текста: «Праздник»(И. Рутенин)

Февраль:

-Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание иллюстраций.

-Чтение стихотворения «Мама».

Март:

-Чтение потешек о солнышке.

-Чтение закличек о солнышке.

-Чтение стихотворения «Солнечный зайчик»(А. Бродский) .

-Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», рассматривание иллюстраций.

Апрель:

-Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка»

-Чтение стихотворения «Наш дом»(Е. Королева)

-Чтение рассказа «Самый лучший в мире дом»(Э. Михаленко) .

-Чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций. Игра-драматизация по сказке.

-Чтение рассказа «Самый вкусный пирожок»(Л. Нечаев) .

Май:

-Знакомство с пословицами о доброй книге.

-Чтение и заучивание потешек о домашних животных.

-Чтение стихотворных текстов: «Доброе лето»(Н. Полякова, «Хлопотливая птичка»(А. Плещеев, «Мальчик и рыбки»(Я. Егоров,

«Доброта»(И. Брусова) .

-Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца» и рассматривание иллюстраций.

-Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций.

-Литературная викторина по русским народным сказкам.

Ответственный: воспитатель группы.

Музыка:

Сентябрь:

-Хороводная песня «Ай-да береза».

Октябрь:

-Хороводная песня «Заинька».

-Хороводные игры: «Ходит Ваня», «Именины».

Ноябрь:

-Хороводная песня «Кто у нас хороший».

Декабрь:

-Праздничная песня «Рождество».

Январь:

-Хороводная «Песенка про солнышко».

Февраль:

-Хороводная игра «Вышла курочка гулять».

Март:

-Песенка для мамы. (разучивание) .

-Хороводная игра «Помощники».

Апрель:

-Слушание песни «Выглянуло солнышко».

-Разучивание песни «Есть у солнышка дружок».

-Хороводная игра «Солнышкино платьице».

Май:

-Хороводная игра «На лугу».

-Хороводная игра «Репка».

Ответственный :музыкальный руководитель,

воспитатель групп

.

Анкета для родителей

1. Чем больше всего вы любите заниматься в свободное время?

2. Есть ли у вас с детьми общие занятия, увлечения?

3. Какие традиции были в семье ваших родителей?

4. Бываете ли вы с детьми на выставках, концертах, в театрах?

5. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи, прочитанные книги?

6. Как вы проводите досуг в семье?

7. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

8. Как в семье готовятся к детским праздникам?

9. Обсуждаете ли вы с детьми поступки героев книг, мультфильмов?

10. Умеет ли ваш ребенок оценивать свои поступки и поступки сверстников?

11. Есть ли у вашего ребенка обязательные трудовые поручения дома?

12. Помогает ли он вам?

13. Есть ли у вас дома животные, растения?

14. Замечает ли ваш ребенок затруднения окружающих в чем-либо, стремится ли помочь?

15. Каковы взаимоотношения ребенка со сверстниками на ваш взгляд?

Критерии к диагностической карте для детей младшей группы по устному народному творчеству

Высокий уровень:

1. Знают потешки, прибаутки. Иногда используют их в речи.

2. Знают некоторые народные приметы.

3. Знают былинных и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Дети различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждения на данную тему.

5. Принимают участие в русских народных праздниках. Знают названия некоторых праздников и знают в какое время года они бывают.

6. Знают некоторые хороводные игры.

7. Знакомы с дымковскими народными игрушками, выделяют их из других игрушек.

8. Знают названия и назначение некоторых предметов русского народного быта.

9. Дети знают вежливые слова и используют их в разговорной речи.

Средний уровень:

1. Знают несколько потешек, прибауток.

2. Знают сказочных героев и умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

3. Дети различают поступки героев сказок (добрые и плохие) .

4. Принимают пассивное участие в русских народных праздниках.

5. Знакомы с дымковскими народными игрушками.

6. Знают название некоторых предметов русского народного быта.

7. Дети знают вежливые слова.

Низкий уровень:

1. Знают 1 потешку или не знают вообще.

2. Знают 1 – 2 сказочных героев.

3. Принимают пассивное участие в русских народных праздниках.

4. Знают название 1 – 2 предметов русского народного быта.

5. Дети знают 1-2 вежливых слова.

Приложение №2

Перспективно - тематическое планирование содержания организованной деятельности детей по освоению образовательных областей.

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию

равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). В физическом развитии детей, равно как и при реализации других образовательных областей.

Задачи:

· Содействовать полно­ценному физическому раз­витию детей.

· Обеспечить безопасность жизнедеятельности детей.

· Продолжать поддер­живать и развивать по­требность в разнообразной самостоятельной двига­тельной активности.

· Обогащать двигатель­ный опыт детей за счет общеразвивающих и спор­тивных упражнений.

· Совершенствовать физи­ческие качества.

· Приобщать детей к цен­ностям физической куль­туры:

-охранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

- содействовать полноценному физическому развитию;

- обеспечивать безопасность жизнедеятельности;

- укреплять здоровье детей: широко использовать спортивные игры и упражнения, корригирующие упражнения, элементы ЛФК для профилактики нарушений осанки, опорно-двигательного аппарата, плоскостопия; следить за поддержанием правильной осанки во время разных видов деятельности; укреплять организм, используя естественные природные закаливающие факторы (солнечный свет, воздух, вода); избегать перегрузки организованными занятиями; обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное качественное питание, дневной сон, достаточное пребывание на свежем воздухе; формировать сознательное

- поощрять двигательную активность ребёнка и создавать условия для её развития путём развития основных движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), а также удовлетворения потребности ребёнка в движении в течение дня;

Наши рекомендации