Отражение в них общенародных представлений о героизме. Сказители и собиратели устного народного творчества

Урок № 2

Тема: Р усские былины. Воплощение в былинах нравственных качеств русского народа.

Отражение в них общенародных представлений о героизме. Сказители и собиратели устного народного творчества

Цели: познакомить учащихся с жанром былины, раскрыть особенности былины; разви-

вать навыки выразительного чтения; воспитывать высокие нравственные качества

на примере былинных героев, формировать представления о ценности общечело-

веческих нравственных идеалов.

Основные понятия: фольклор (устное народное творчество), былина.

Оборудование: выставка книг: сборник Кирши Данилова, «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым»

и другие издания былин; иллюстрации к былинам из разных изданий, репродукции

картин В. М Васнецова «Богатыри», «Богатыри на конях», «Витязь на распутье»,

«Богатырь».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока

I. Всесторонн яя проверка знан ий

;; Проблемные вопросы к учащимся

1. Вспомните, что говорилось о литературе на предыдущих уроках и ответьте: почему русский писатель К. Г. Паустовский в повести «Золотая роза» сравнил писательский труд с собира-

нием крупинок золотой пыли. (Дословно фраза Паустовского выглядит так: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое

незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже,— все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их де-

сятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» — повесть, роман или

поэму».)

2. Как вы понимаете строку из стихотворения чилийского поэта Пабло Неруды: «Любовь и долгий путь рождают книгу»?

;; Слово учителя

Произведения литературы созданы конкретными авторами (пусть даже имена некоторых из них и затерялись в веках). Эти произведения зафиксированы на письме. Такая форма индивиду-

ального творчества относительно молодая. Однако до того как она появилась, с древнейших времен существовало творчество коллективное, народное, устное. Такое устное народное творчество мы называем фольклором.

Произведения фольклора разнообразны по жанрам.

;; Задание учащимся

Вспомните жанры фольклора, которые вам знакомы по урокам литературы или с которыми вы сталкивались в жизни.

;; Вопросы к учащимся

1. Что мы называем устным народным творчеством?

2. Какой синоним существует к понятию «устное народное твор-

чество»?

II. Мотива ция учебной деятельности

Сегодня на уроке речь пойдет о таком жанре фольклора, как былина.

Былины завораживают читателя своим неторопливым плавным стихом, героическими подвигами сильных богатырей, фигурами всесильных князей и чудищ.

Известный историк русской литературы Юрий Круглов вспоминал о своем первом знакомстве с этим жанром: «Начиная рассказ о былинах, не могу не вспомнить о том времени, когда началось

мое увлечение ими… Попала мне в руки красочно оформленная книга. Она так и называлась “Былины”. Книга открывалась замечательной картинкой: на красивом, сильном коне стремительно

скачет по полю, заросшему высокой травой, могучий русский богатырь; он кого-то увидел: наверное, лихого наездника, спешащего на разбой — сжечь, разграбить селение, увести в полон его жителей; и богатырь настороже: уже достает из ножен булатный меч.

А дальше шли стихи:

Закатилось красное солнышко

За горушки высокие, за моря за широкие,

Рассаждалися звезды чистые по светлу небу…

И я уже не мог оторваться от книги. Мир необыкновенный, чарующий, богатыри-герои, захватывающие дух поединки — все это поражало воображение, вело за собой все дальше…».

Что же такое былины?

III. Восприятие нового ма териала

;; Слово учителя

По ходу выступления учителя учащиеся делают записи ключевых определений

и моментов (определение былин, их классификация, основные черты).

Былина — это фольклорная эпическая песня (то есть повествующая о каких-то событиях, а не о чувствах и настроениях исполнителя, как лирическая песня). Первоначально былины назывались словами «старина», «старинушка», которые подразумевали, что действие происходило в далеком прошлом. В научной литературе до середины XIX в. былины назывались поэмами и сказками богатырскими. Термин «былина» ввел в 1840-х годах исследователь фольклора И. П. Сахаров

(1807 — 1863).

Ученые спорят, когда на Руси появились эпические песни. Одни считают, что это произошло в IX — XI вв., другие — к XI — XIII вв.

Былины люди пересказывали друг другу столетиями. Но к середине XX в. песни постепенно исчезли из народной памяти. К счастью, мы можем знакомиться с ними благодаря собирателям фольклора, которые ездили по селам и деревням, записывали былины и издавали их в сборниках.

;; Сообщение учащегося

Собиратели русских былин

Первым интерес к русскому фольклору проявил в начале XVII в. английский путешествен-

ник, ученый и поэт Ричард Джеймс. Он записал несколько народных песен на историческую

тему. Однако былин среди его записей не было.

Первый и самый значительный труд по собиранию былин был проделан казаком Киршей

Даниловым примерно в 40 — 60 гг. XVIII в. Он записал не только былины, но также лириче-

ские песни и некоторые другие произведения фольклора — всего 71 текст. Материалы Кирши

Данилова были опубликованы в 1804 г. в Москве под названием «Древние российские стихотво-

рения». Эта книга долгое время являлась единственным собранием русских эпических песен.

Следующий шаг в изучении былин сделал собиратель фольклора П. Н. Рыбников

(1831 — 1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя

к тому моменту этот жанр считался мертвым. Благодаря открытию П. Н. Рыбникова ученым

представилась возможность не только собрать тексты былин, глубоко их изучить, но и по-

знакомиться со способом их исполнения и с самими исполнителями.

В 1861 — 1867 гг. Рыбников выпустил большой свод былин под заглавием «Песни, со-

бранные П. Н. Рыбниковым». Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения, в сборнике

Кирши Данилова их было всего 24).

Далее последовали сборники А. Ф. Гильфердинга (1831 — 1872), П. В. Киреевского

(1808 — 1856), Н. Е. Ончукова (1872 — 1942) и других ученых, материал для которых собран

в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале. Последние записи былин

сделаны в 20 — 30-е гг. ХХ в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России.

С 1950-х гг.. былины практически перестают существовать в живом исполнении, сохраняясь

лишь в книгах.

;; Продолжение слова учителя

Главные герои большинства былин — могучие богатыри.

Образы богатырей — народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы.

Ученые делят героев былин на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) — это олицетворение стихийных сил; былины о них отражали мифологиче-

ские представления, бытовавшие в Древней Руси еще до принятия христианства. «Старшие» богатыри наделены сверхъестественными способностями, неимоверной силой. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) — обыкновенные смертные, в небольшой степени наделенные мифологическими чертами. Их образы отражают христианские представления о мире.

Этих героев тоже отличает сила, но не такая титаническая, как у «старших».

Сюжеты всех былин можно разделить на группы: былины о сватовстве или борьбе героя за жену; былины о борьбе с чудовищами («Добрыня и змей», «Алеша и Тугарин», «Илья и Идолище»,

«Илья и Соловей-разбойник»); былины о борьбе с иноземными захватчиками.

Для всех былин характерны определенные черты построения.

Назовем их.

1. Повторение отдельных слов или фразы из конца строки в начале следующей строки: «из далече-далече», дивным дивно»; «А приехали они да на святую Русь, / На святую

Русь да и под Киев град».

2. Описание в разных былинах одними и теми же выражениями одних и тех же ситуаций. Например, седлание богатырем коня часто описывается так: «Он уздае-седлае коня до-

брого, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя медибы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, /Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырски».

3. Использование гипербол (то есть преувеличенного изображения предметов, людей, явлений и их качеств) и постоянных эпитетов: в былинах голова обязательно «буйна», ноги — «резвые», враг — «поганый», слезы — «горючие».

4. Использование уменьшительных суффиксов при описании всего, что касается богатырей: шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т. д.

5. Построение из трех-четырех частей. Былины имеют запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), который готовит к прослушиванию песни; запева может и не быть.

Во второй части — зачине, как правило, указывается время и место действия, называется герой, о котором пойдет речь.

Далее неторопливо разворачивается основное действие былины. Завершается произведение концовкой, например, такой: «А тут той старинке и славу поют, а по тыих мест старинка и покончилась». Конечные слова былин создают ощущение полной завершенности рассказа.

В былинах повествуется о героях, которые были связаны с Киевом, Новгородом или Москвой. Поэтому былины принято делить на три цикла: киевский, или «владимиров» (по имени ки-

евского князя Владимира), новгородский и московский.

В былинах киевского цикла богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь при этом не совершает подвигов, однако Киев — центр, который влечет героев, призванных

защитить от врагов родину и веру. Героями былин этого цикла были Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

Героями былин новгородского цикла выступали Садко, Василий Буслаев. Произведения из этого цикла были связаны с жизнью Новгорода.

В былинах московского цикла отразился быт московского общества. Их герои — Хотен Блудович, Дюк, Чурила.

;; Вопросы к учащимся

1. Каково происхождение термина «былина»?

2. Что такое былина?

3. Кто были главные герои былин?

4. Назовите былинных героев, имена которых вы запомнили.

5. На какие два типа делят богатырей?

6. Какие черты свойственны былинам?

7. Почему выделяют три цикла былин?

;; Слово учителя

Как уже было сказано, в главных героях былин, богатырях, отразились народные представления о мужестве, силе, патриотизме. То есть богатыри воплощают высокие нравственные идеалы

русского народа. Что такое нравственность? В толковом словаре дано такое определение нравственности: «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

;; Вопрос к учащимся

Какие нравственные качества воплощает герой былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»?

;; Слово учителя

Говоря о былинах, следует отметить, что в старину их читали по-особому, плавно, под аккомпанемент гуслей или без него. Люди, которые исполняли (сказывали) былины, назывались сказителями.

Самые талантливые сказители не только воспроизводили заученный текст, но добавляли в него какие-то красочные подробности, обладали узнаваемой исполнительской манерой.

;; Сообщение учащегося

Сказители былин

Сказители былин доносили до слушателей все богатство и своеобразие народной поэзии.

Имена некоторых сказителей вошли в историю.

Одной из наиболее ярких фигур среди сказителей XIX века был Трофим Григорьевич

Рябинин, крестьянин деревни Середка Олонецкой губернии. Родился он в начале 90-х го-

дов XVIII века, умер в 1885 году. Он рано потерял родителей (отец был убит на войне, мать

умерла через год после ухода отца на военную службу). Еще подростком Рябинин стал ходить

по окрестным деревням чинить сети и другие рыболовные снасти. На этой работе он встре-

тился с Ильей Елустафьевым, тоже занимавшимся починкой сетей, который и стал первым

учителем Трофима в области былинного искусства. В дальнейшем Трофим Григорьевич жил

в работниках у своего дяди, Игнатия Андреева, также превосходного певца былин. Перенимал

он былины и от других мастеров. В итоге он сам стал выдающимся сказителем. При испол-

нении произведения фольклора он расцвечивал текст яркими образами, увлекал слушателей

неповторимыми интонациями.

Собиратель былин П. Н. Рыбников, записывавший тексты со слов Рябинина, вспоминал,

что во время исполнения былин Трофимом Григорьевичем ему не раз приходилось бросать

перо и жадно вслушиваться в рассказ: «Каждый предмет у него выступал в настоящем свете,

каждое слово получало свое значение»; «Удивительное умение сказывать придавало особенное

значение каждому стиху». К тому же сам сказитель был похож на былинного богатыря: «В его

суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей его наружности, с первого взгляда были

заметны спокойная сила и сдержанность».

Иной тип сказителя представлял собой известный олонецкий певец былин того же времени,

крестьянин Василий Петрович Щеголенок.

Щеголенок был на десять с лишним лет моложе Т. Г. Рябинина. Былинному сказительству

он научился у деда и дяди Тимофея. Последний, безногий инвалид, жил у своего брата — отца

Щеголенка. От дяди Щеголенок перенял также сапожное ремесло, которым и занимался по-

мимо земледелия.

В. П. Щеголенок — сказитель с ярко выраженным складом импровизатора. Одну и ту

же былину он каждый раз рассказывал на новый лад, меняя то отдельные места, то весь

текст целиком. Пел Щеголенок, по словам слушателей, «не громким, но довольно приятным,

хотя уже старческим голосом».

К началу 1900-х годов относятся первые известия о сказительнице Настасье Степановне

Богдановой (Зиновьевой) из деревни Конда в Заонежье. Она стала известной в народе и среди

ученых-фольклористов в первой четверти XX века. Умерла Н. С. Богданова в 1937 году.

Настасья Степановна с большим мастерством пела не только былины, но и лирические

песни, сказки, духовные стихи, знала множество загадок; ее речь была пересыпана послови-

цами и поговорками. Больше всего она любила былины и была глубоко уверена, что в них изо-

бражена правда. В ее репертуаре было всего 10 былин. При их исполнении Настасья Степановна

тщательно разрабатывала диалоги и детали отдельных эпизодов.

Талантливые сказители стали хранителями поэтического наследия прошлого, внесли свой

творческий вклад в общую сокровищницу народной поэзии. Силой своего дара они совершен-

ствовали созданные народом былины.

Ученик, готовивший выразительное чтение, декламирует начальные стихи былины

«Илья Муромец и Соловей Разбойник».

IV. Применение знаний, умений, навыков

;; Задание учащимся

Закончите предложения:

1. Былины — это фольклорный жанр, так как…

2. Главные герои былин — это…

3. Былинные богатыри воплощают…

4. Былины, в которых изображен Киев и упоминается князь

Владимир, относятся к циклу под названием…

5. Мы имеем возможность познакомиться с содержанием былин

благодаря…

V. Объявление домашнего задания

Прочитать в учебнике материал о былинах, былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Наши рекомендации