Место и роль устного народного творчества

· Загадки

Один из интересных и результативных методов работы по формированию у детей экологических знаний является использование загадки. Предметность, конкретность загадки, направленность на детали делают ее отличным средством дидактического воздействия на детей.

Тематика загадок о природе весьма разнообразна. По тематическому составу они делятся на группы:

мир животных,

растительный мир,

вселенная и явления природы,

человек.

Необычайно широко представлены в загадках животный и растительный мир. Причем в них изображены животные и растения, которые постоянно встречаются и хорошо знакомы детям. Загадок о человеке немного и отображают они в основном части тела. Однако в процессе работы с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать не только природоведческую тематику загадок, но и их экологическое содержание. Следует подбирать загадки, которые можно использовать для уточнения, конкретизации, обобщения, систематизации представлений детей:

- о разнообразии растительного и животного мира таких биоценозов как лес, луг, река, озеро и т.д. Например,

«Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги» (Болото);

- об особенностях строения, формы, цвета и других признаков окружающих объектов природы. Например,

«Зеленая спинка, большая голова,

Кричит ква-ква,

Ест червей и мушек

Кто это? …» (Лягушка);

- о сезонных изменениях в природе. Например,

«Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы» (Рябина);

- о функциях предмета природы. Например,

«Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает» (Дерево);

- об особенностях движения, поведения. Например,

«С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная

А не птица (Белка);

- о месте происхождения и обитания. Например,

«В воде родилась,

А в ней мало бывает» (Лягушка).

Однако назначение загадок не только в том, чтобы закреплять в сознании детей свойства и качества простых и хорошо знакомых предметов и явлений природы. В загадках раскрывается и показывается вещественное богатство мира природы. Они могут служить хорошим средством формирования представлений о разумном, рациональном использовании природных ресурсов. Например, «Без нее не будет моря,

Океана и реки.

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки» (Вода).

Однако иногда забывается, что в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитыватьне только природоведческую тематику загадок, но и ихсодержание. Тщательно изучив содержание загадок, используемых в практике работы дошкольных учреждений, мы обнаружили, что часть из них несет ненаучную информацию.

Например, «Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет» (Лиса). В то время как повседневной пищей лис являются полевые и лесные мыши, зайцы, некоторые дикие птицы.

Или закрепляя знания детей о зайце, воспитатели используют загадку «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, ест морковку». Но в природе в естественных условиях зайцы питаются ветками деревьев, в начале зимы озимыми хлебами и не так часто попадают на огород с морковкой и капустой.

Помимо содержания, значимой в работе с дошкольниками является и форма загадки. Она, как любая задача или вопрос, содержит определенную трудность, которая требует размышления, мобилизации знаний для решения проблемы, то есть развивает в ребенке догадливость и сообразительность. Поэтому загадку можно использовать для создания проблемных ситуаций в разных формах воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, загадки, подчеркивая ту или иную специфику предметов и явлений природы, заставляют более внимательно взглянуть на них, показывают их сходство с другими. Загадка освещает новым светом примелькавшиеся особенности знакомых предметов и явлений природы, потерявших свою привлекательность из-за обыденности. Она как бы учит смотреть на мир природы в его многообразных связях. И эта особенность загадок можно широко использоваться в процессе экологического воспитания дошкольников.

Вопросами методики использования загадок в процессе работы с детьми дошкольного возраста занимались многие исследователи (Н.Ф. Виноградова, Ю.Г. Илларионова, З. Петрас, М.Г. Пулах, А. Пушкина, А.П. Усова, М. Хмелюк, Н.В. Шевлякова и др.). Однако их интересы были направлены на решение проблем развития речи дошкольников, умственного развития детей дошкольного возраста.

· Приметы

Наблюдая за природой, человек учится целенаправленности и гармоничности. Отмеченную многовековыми наблюдениями взаимосвязь природных явлений в разные времена года народ связывает с закономерностями в природе: «Зима снежная – лето дождливое», «Январь метет - июль зальет», «Пока гром не грянет – земля не оттает», «Журавли летят высоко – зима еще далеко», «Журавли летят низко – зима уже близко».

Проблема использования народных примет в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой пока еще недостаточно изучена.

Для работы с дошкольниками важно отбирать народные приметы, исходя из следующих требований:

- содержание примет должно быть понятным для дошкольников. Например, такие приметы как «Коли на святого Федота дубовый лист развернулся, земля принялась за свой род», «Поздний листопад – на тяжелый год» требуют подробных объяснений и сами явления, затрагиваемые в приметах, не являются близкими, значимыми для детей;

- следует использовать приметы, связанные с природными явлениями, которые ребенок может сам наблюдать. Например, «Ласточки летают низко – к дождю», «Дождь при солнце – скоро дождь прекратиться», «Птицы хохлятся – к ненастью»;

- не следует использовать много долгосрочных примет, типа «Рябины уродило много – к мокрой осени и суровой зиме», «Если первый снег выпал на зеленые листья, зима будет суровой», «Береза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя». Ознакомление дошкольников с такими приметами требует организации длительных наблюдений на протяжении нескольких сезонов, регулярной фиксации наблюдаемых явлений, объектов, подготовку детей к рассказыванию о происходящих изменениях;

- не следует использовать приметы, связанные с негативным отношением к объектам природы или демонстрирующие отрицательную модель поведения по отношению к объектам природы. Например, «Черная кошка перебежала дорогу – к несчастью», «Если раздавить лягушку - пойдет дождь»;

- важно больше использовать примет, подчеркивающих красоту объектов и явлений природы и стимулирующих наблюдение, любование ими. С нашей точки зрения этому может способствовать и художественная обработка народных примет для ознакомления с ними детей дошкольного возраста. Например,

· «в ясные весенние дни цветы мать-и-мачехи горят золотыми звездочками, но стоит показаться в небе дождливой тучке, как цветочки закрываются, звездочки гаснут»,

· «еще не ударили первые капли дождя, а нежные фиалки уже согнули свои прозрачные тонкие стебельки и опустили «глаза» к земле, так им легче перенести удары дождевых капель»,

· «перед дождем пушистые шарики одуванчика сжимаются и парашютики удерживаются на месте, не разлетаются».

Непосредственное наблюдение привлекательных объектов природы в сочетании с народной мудростью, образной речью взрослого стимулирует стремление детей любоваться природой, восхищаться ее красотой и отображать ее в процессе изобразительной деятельности.

Наши рекомендации