Оцените роль Лидера Нации Н.А.Назарбаева в формировании независимого государства.
Еще в самом начале становления суверенного Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев выдвинул главный принцип: внешняя политика Республики Казахстан есть предложение ее внутренней политики, инструмент внешнеполитического обеспечения общественно-политической стабильности, национальной безопасности, создания благоприятных внешних условий для дальнейшего экономического, социального, интеллектуального и культурного развития и реформирования страны. Следуя этому принципу, мы добились значительных результатов. Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социально-экономического развития государств Центральной и Восточной Европы. Есть ощутимое продвижение вперед в диверсификации экономики, ее инновационно-технологическом обновлении [2].
Важно указать, что казахстанская внешняя политика базируется на доктрине выстраивания наших отношений с соседними странами по всему периметру государственной границы, как сверхприоритет и как константа нашего поведения на ближайшие годы. Надо особо отметить, что многовекторность внешней политики закреплена в Концепции внешней политики Республики Казахстан. Этот принцип значит следующее: каждый вектор для нас самоценен, какие бы то ни было их противопоставления, схемы и тому подобное исключены. Разыгрывание одних партнеров против других было бы, мягко говоря, нецелесообразно и не отвечало бы национальным интересам Казахстана.
Феномен Президента Казахстана - как генератора внешнеполитической стратегии, особо проявился в процессе формирования эффективной системы региональной безопасности. Безопасность государственной границы Казахстана, ее делимитация и демаркация были поставлены Президентом страны в качестве первостепенных задач, от решения которых зависела будущность независимого Казахстана. Эту стратегическую задачу казахстанские соответствующие службы успешно решили и сегодня Казахстан определил свою государственную границу по всему ее периметру и законодательно закрепил достигнутые со странами-соседями все международные соглашения по этой проблематике.
Внешняя политика Казахстана на различных направлениях, в том числе и при формировании экономических отношений, региональных комплексов безопасности на постсоветском пространстве, двусторонние контакты со странами мира подвергались корректировкам не раз, но неизменным оставался курс на добрососедские отношения. За годы независимости создана целая система экономических, научно-технических и культурных связей, укреплена и расширена общая инфраструктура коммуникаций и средств связи. Казахстан заинтересован в укреплении отношений и в решении проблем безопасности, имеет относительно налаженное взаимодействие в борьбе против международного терроризма, незаконного распространения наркотиков и других нетрадиционных угроз. Сотрудничество переросло в двусторонние договоры о стратегическом партнерстве и реализуется в практической деятельности. Сегодня эффективность роли Казахстана в мировой политике, в мировом разделении труда, во всемирных связях во многом зависят от качества его участия в мировых процессах, от многовекторного сотрудничества и взаимодействия с соседними государствами Россией, Китаем, странами Средней Азии, с США и Европой, государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Что касается России, то для сотрудничества с ней существует реальная экономическая база - казахстанско-российские экономические отношения развиваются достаточно быстрыми темпами. Руководство Республики Казахстан постоянно заявляет о приоритетности развития казахстано-российских связей, их взаимовыгодном и дружеском характере. Косвенным подтверждением тому служат более 600 документов, подписанных Казахстаном по линии СНГ, Договор о дружбе и сотрудничестве 1992 г., Договор о вечной дружбе и сотрудничестве 1998 г. и т.д. Россия продолжает оставаться основным экономическим партнером Казахстана и по импорту, и по экспорту. Активным партнером на востоке для Казахстана остается Китай. Устойчивые связи характерны для отношений с государствами ЦА, Прикаспийского региона [3]. Реальность ситуации состоит в том, что основными игроками и силами на мировой арене становятся не только государства, но и трансграничные структуры и объединения: объединенная Европа, ВТО, региональные международные организации. Их влияние огромно. Поэтому Казахстан последовательно ведет стратегический курс на углубленное и эффективное участие в существующих интеграционных структурах - СНГ, ЕврАзЭС, СВМДА, ШОС, ОДКБ, ООН, ОБСЕ, ОЭС и других, развивает двустороннее сотрудничество со странами Европы и Азии, Америки, ведет переговорный процесс по вступлению во Всемирную Торговую Организацию, в которую он выступит уже в нынешнем - 2013 году. Это дает свободу для маневра и открывает возможности интеграции в мирохозяйственные и политические отношения.
Билет № 14 1. Столыпинская аграрная реформа и массовая крестьянская колонизация Казахстана в начале XX века. 2. Определите причины принятия Конституции 1995 года. 3. Сравните общественное устройство уйсунов и хуннов, охарактеризуйте общие и различные черты. |