Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры

Как правило, создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во- многом, зависит от государства. Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
2. Биржи их роль в рыночной экономике. Банки, их виды и операции .Функции и статус центрального банкаТоргово-посредническая инфраструктура региона включает биржи, брокерские фирмы и конторы, ассоциации оптовой торговли, оптово-розничные предприятия, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-закупочные организации и др.

Важная роль в формировании и развитии рыночной инфраструктуры принадлежит региональным товарным и фондовым биржам. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать их роль и значение в формировании региональных рынков, надо проанализировать предпосылки их образования, сформулировать черты и особенности функционирования бирж в России, обосновать основные функции бирж в условиях перехода к рыночной экономике. При формировании системы региональных бирж следует учитывать исторический опыт их развития не только в России, но и за рубежом. В 1913 году в России действовала 91 товарная биржа, в крупных городах биржи специализировались на определенных видах продукции. При крупных биржах существовали фондовые отделы. Биржевая деятельность находилась под государственным контролем, биржевые маклеры утверждались Министерством финансов. Новый этап в развитии бирж начался в 1922 г. с введением НЭПа и к 1924 году в СССР действовала 101 товарная биржа.

Прежде всего возникновение бирж вызвано объективными потребностями субъектов рыночной экономики, деятельность которых резко активизировалась в условиях экономической самостоятельности, а также разрушением вертикальных хозяйственных связей и потребностью производителей найти замену распределительной системе бывшего Госснаба.

Воссоздание товарных бирж в регионах России в 1991-1993 гг. в новых социально-экономических условиях происходило при:

· дефиците товаров потребительского и производственного назначения;

· высоком уровне монополизации производства и товарного обращения;

· отсутствии развитой системы рыночной инфраструктуры;

· отсутствие регулирующего биржевые торги;

· недостаточном информационном обеспечении региональных рынков.

В 1995 г. в России действовало 95 товарных бирж и товарных отделов товарно-фондовых бирж.

В начальный период развития рыночных отношений (1991-1992 г.) на территории России функционировало свыше 100 товарно-сырьевых, товарных и товарно-фондовых бирж. В этот период биржи были только на стадии становления, поэтому их роль в развитии рынка не стоит переоценивать, так как в условиях дефицита товаров и монополизации производства и обращения, биржи становились местом формирования высокие «спекулятивных» цен. При этом они не располагали информационной базой для характеристики районов тяготения партнеров, а также количественными и качественными характеристиками размещения производства и потребления продукции.

Развитие бирж в регионах России происходило в следующих направлениях:

1. создание новых бирж и их филиалов в городах России (процесс экстенсивный);

2. создание брокерских фирм и контор;

3. расширение поиска иностранных партнеров для развития торговых сделок;

4. образование региональных союзов бирж.

Участие фондовых бирж в осуществлении процессов приватизации в России было недостаточным. В период начала приватизации при многих товарных биржах были созданы фондовые отделы, которые осуществляли куплю-продажу ценных бумаг. В дальнейшем, с ростом масштабов приватизации, эти отделы развернули активную деятельность и многие из них трансформировались в специализированные фондовые биржи.

В отличие от развитых капиталистических государств товарные биржи в Росси представляют собой не просто организованные оптовые рынки, а являются многопрофильными коммерческими корпорациями, основанными на различных формах собственности и действующими в сфере обращения регионального воспроизводственного процесса.

Банк - кредитно-финансовое предприятие, основу деятельности которого составляет привлечение и эффективное распределение денежных капиталов. Типы банков можно свести к двум основным. Центральные банки называют “ банками для банков”, так как они обслуживают все другие банки и финансово-кредитные учреждения, а также правительство( поэтому обычно они являются государственными). Центральные банки, помимо того, регулируют и контролируют денежное обращение и всю финансово - кредитную систему, хранят у себя денежные средства других банков и официальные золото - валютные резервы страны. Коммерческие банки- это “банки для всех”. Они имеют дело с разными клиентами- от мелких вкладчиков до крупных фирм, и бывают универсальными (многооперационными) или специализированными, региональными или отраслевыми ит.д. Основные виды банковской деятельности можно свести к следующим семи направлениям.1. Прием и хранение вкладов.2. Кредитование чаще всего осуществляется под залог ценных бумаг, товаров, а также земли и другой недвижимости (ипотечный кредит); кредиты без залога даются лишь надежным заемщикам.3. Расчетное обслуживание - посредничество в платежах по товарным поставкам, по заработной плате, налогам, пошлинам, между предпринимателями, населением и государством, а также ведение их счетов и т.п. 4. Учет векселей (или их дисконтирование) заключается в том, что банк скупает векселя с еще не наступившим сроком погашения, удерживая при этом учетный процент (дисконт) в свою пользу (позднее, при наступлении срока платежа он предъявляет их векселедателям к оплате). Таким образом, дисконтировать вексель - значит купить его по цене ниже его номинальной стоимости.5. Информационно-консультационные услуги.6. Торгово-комиссионная деятельность охватывает торговлю золотом, операции сценными бумагами, размещение займов, обмен валют, услуги, связанные с лизингом (долгосрочная аренда или сдача производственных сооружений, машин и другого оборудования в аренду, иногда с последующем выкупом имущества),факторингом (факторные операции) и т.д.7. Доверительные операции (или трастовые) - это управление чьей- либо собственностью (землей, ценными бумагами и прочим) по доверенности.

Наши рекомендации