Основы конституционного строя рф

Конституционный строй – это определённая форма (определённый способ) организации государства, закреплённый в его конституции.

Элементами конституционного строя РФ являются:

1. Россия – демократическое государство (ст.1)

2. Разделение властей (ст.10)

3. Россия – правовое государство (ст.1)

4. Россия – федеративное государство (ст.1)

5. Суверенитет

6. Социальный характер государства

7. Светский характер государства

8. Многообразие форм собственности как экономическая основа

9. Права и свободы человека как высшая ценность (ст.2)

Демократизм предполагает:

· Народовластие

· Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную

· Политическое многообразие (плюрализм)

· Местное самоуправление

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют.

Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения (выборы и референдум).

Одним из основополагающих принципов демократической органи­зации государства является принцип разделения вла­стей.

Разделение властей – один из основных принципов действующей Конституции РФ. Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установ­ленных для них Конституцией РФ и законом.

Законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием РФ (Советом Федерации и Государственной Думой).

Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ.

Судебная власть на федеральном уровне осуществляется Конституционным Судом и Верховным Судом.

Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в реализации своих полномочий. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой ветви власти. Вместе с тем, ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный организм.

Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всеми политическими организациями.

В России признаётся многопартийность. Все политические партии и общественные объединения равны перед законом.

Политический плюрализм – это не только возможность состоять в любой партии, действующей в рамках закона, но и не состоять ни в какой партии.

Согласно статье 12 Конституции, в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций (ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

В соответствии с п.1 ст.1 Конституции РФ, Россия является демократическим правовым государством с республиканской формой правления.

Основные признаки правового государства:

1. Господство (верховенство) права. Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон, отвечающий сложившимся жизненным потребностям людей, который воплощает принцип справедливости. При этом законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создаёт законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов и должностных лиц в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей – распределение функций в государственном управлении между законодательной, исполнительной и судебной властью.

3. Широкие и реальные права и свободы личности – закрепление основных прав и свобод в конституции, а также создание условий для их реализации.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Определяя в законах меру свободы личности, государство берёт на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол с её стороны:

· Ответственность депутатов перед избирателями;

· Ответственность правительства перед представительными органами;

· Импичмент президента;

· Дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства за невыполнение своих обязанностей;

· Возмещение государством имущественного вреда гражданам, который причинён незаконными действиями должностных лиц.

На тех же правовых основах строится ответственность личности перед государством. При этом необходимо отметить, что применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершённого правонарушения.

Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Ей присущи следующие черты президентской республики:

1. Президент юридически обладает полномочиями главы государства;

2. Оказывает непосредственное влияние на формирование и работу исполнительной власти;

3. Президент избирается всенародным голосованием.

4. Правительство формируется Президентом, а не парламентом.

Однако России присущи и некоторые черты парламентской республики:

1. Наличие должности председателя Правительства;

2. Возможность (ограниченная) отстранения парламентом Правительства от власти;

3. Возможность роспуска парламента Президентом.

Поэтому Россия может быть названа президентской республикой с некоторыми чертами парламентской республики (или республикой смешанного типа).

Федеративное государство – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Федеративная форма сложна и многообразна. При этом всем федерациям свойственны общие черты:

1) Территория федерации состоит из территорий её субъектов;

2) В федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский;

3) Субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию;

4) В федерации устанавливаются федеральные налоги и налоги субъекта федерации.

Федерация должна основываться на принципах:

1.Государственная целостность означает, что соединение различных территориальных частей РФ призвано служить повышению благосостояния народов, составляющих государство. Государственная целостность обеспечивается

· Целостностью и неприкосновенностью территории;

· Единством экономического пространства

· Верховенством Конституции РФ;

· Единым гражданством РФ;

· Отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава на основе одностороннего волеизъявления

2.Единство системы государственной власти – выражается в наличии государственного аппарата, прерогативы которого распространяются на все субъекты федерации. Выделение ветвей государственной власти свидетельствует о специализации различных государственных органов.

3.Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

4.Равноправие и самоопределение народов РФ – каждый народ имеет право на определённые формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано только в рамках федерации и только с согласия РФ;

5.Равноправие субъектов федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти – означает требование одинакового подхода со стороны РФ ко всем субъектам независимо от их величины, численности населения и др.

В соответствии со ст.65 Конституции РФ в настоящее время в составе России 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государствен­ной власти, в её единстве и независимости.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государ­ственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государст­венной власти заключаются в том, что совокупная компетенция систе­мы органов, составляющих высшую государственную власть, охватыва­ет все полномочия, необходимые для осуществления функций государ­ства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятель­ствах взаимоисключающие правила поведения.

Важным свойством суверенной государственной власти является её независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Согласно ст.8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.

Государство не только признаёт различные формы собственности, но и в равной мере их защищает. В ст. 35 Конституции РФ говорится о том, что никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ является социальным государством.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике:

1) охрана труда и здоровья людей;

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

3) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

4) развитие системы социального обслуживания;

5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светскимгосударством.

Светскимсчитается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не призна­ется обязательным или предпочтительным.В таком государстве рели­гия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, дейст­вующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и ни­какая религия согласно Конституции РФ (ст. 14) «не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной». Содержание это­го положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с измене­ниями и дополнениями), где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отно­шения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу ве­роисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государ­ственных органов, государственных учреждений и органов местного са­моуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объедине­ний, если она не противоречит законодательству.

Наши рекомендации