Конституционное право как отрасль права рф

Конституционное право – ведущая отрасль права России, пред­ставляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регули­рующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституци­онного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной вла­сти и систему местного самоуправления.

Предмет конституционного права составляют:

1) основы государственного устройства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим и другие характеристики современного российского государства);

2) основы правового статуса личности, принципы взаимодействия государства и гражданина;

3) основы построения государственного аппарата (система органов государственной власти и местного самоуправления).

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

1) содержанием, зависящим от сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источниками, в которых они выражены (большая часть норм содержится в Конституции РФ и ФКЗ)

3) своеобразием видов (большое количество норм-принципов, норм-дефиниций);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний;

5) особым механизмом реализации, который связан с наличием длящихся правоотношений (например, состояние в гражданстве)

6) специфическим характером субъектов конституционных правоотношений (особые субъекты – государство, народ, нации, органы государственной власти);

7) особенностями структуры (в конституционно-правовых нормах обычно присутствует гипотеза и диспозиция, но нет санкции).

Классификация норм конституционного права

I. По содержанию (т.е. по кругу регулируемых общественных отношений)

1. Нормы основ конституционного строя;

2. Нормы основ правового статуса человека и гражданина;

3. Нормы федеративного устройства и др.

II. По юридической силе

1. Нормы Конституции;

2. Нормы ФКЗ;

3. Нормы ФЗ и др.

III. По территории действия

1. Нормы, действующие на всей территории РФ;

2. Нормы, действующие на территории субъекта Федерации;

3. Нормы, действующие на территории муниципального образования.

IV. По характеру предписания

1. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия;

2. Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определённые действия, предусмотренные данными нормами;

3. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определённых действий.

V. По степени определённости предписаний

1. Императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

2. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

VI. По назначению в механизме правового регулирования

1. Материальные нормы определяют содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;

2. Процессуальные нормы определяют формы реализации материальных норм (например, нормы, определяющие порядок принятия законов)

Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют своё содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием.

Субъекты конституционно-правовых отношений:

1) народ (при проведении референдума, выборов);

2) РФ и субъекты РФ;

3) органы государственной власти и местного самоуправления;

4) политические партии и общественные объединения граждан;

5) граждане;

6) иностранцы и лица без гражданства.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Классификация источников конституционного права:

I. По территории действия

1) Действующие на всей территории РФ (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ)

2) Действующие на территории конкретного субъекта или муниципального образования (конституции и другие нормативно-правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований).

II. По юридической силе

1) Конституция РФ;

2) ФКЗ (например, «О Государственном гербе РФ»);

3) ФЗ (например, «О гражданстве РФ»);

4) Указы Президента РФ (например, «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

5) Постановления и распоряжения Правительства РФ;

6) Регламенты палат Федерального собрания и др.

Система конституционного права выражается в её внутреннем строении.

В системе конституционного права имеются подотрасли:

1) избирательное право;

2) муниципальное право.

Элементами отрасли конституционного права являются субинституты:

1) основ конституционного строя;

2) основ правового статуса человека и гражданина (включает такие институты, как институт гражданства, институт политических прав и др.);

3) федеративного устройства.

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Конституция – единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъектов государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституцию отличают особые юридические свойства:

1. Верховенство Конституции РФ.

2. Высшая юридическая сила Конституции РФ.

3. Конституция является ядром всей правовой системы, т.к. именно она определяет процесс правотворчества – какие основные акты принимают различные органы, порядок принятия законов.

4. Особая охрана (с помощью Конституционного суда, Президента РФ а также всей системы органов государственной власти).

5. Особый усложнённый порядок пересмотра и принятия поправок.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Действующая Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Раздел первый включает 9 глав:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент РФ;

5) Федеральное собрание;

6) Правительство РФ;

7) Судебная власть и прокуратура;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй называется: «Заключительные и переходные положения».

Таким образом, Конституция РФ включает преамбулу, два раздела, 9 глав, 137 статей, 9 пунктов.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить:

1) Президент Российской Федерации,

2) Совет Федерации,

3) Государственная Дума,

4) Правительство Российской Федерации,

5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

6) группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Положения главы первой «Основы конституционного строя», главы второй «Права и свободы человека и гражданина» и главы девятой «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Если предложение о пересмотре положений глав 1,2,9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее трёх четвертых голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, эти поправки должны быть одобрены органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

Положения Конституции Российской Федерации о её изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей её состав.

Изменения в статью 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

При изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур указом Президента РФ. Это определено в постановлении Конституционного Суда по делу о толковании ст. 137 Конституции.

Наши рекомендации