Международные парламентские организации СНГ.

Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) —международная парламентская организация, межгосударственный орган СНГ. Учреждена в 1992 г. в качестве консультативного органа для разработки рекомендательных (модельных) законодательных актов в целях гармонизации национального законодательства и создания общей нормативно-правовой базы СНГ.

МПА СНГ состоит из парламентских делегаций государств, подписавших Соглашение о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана (с 1992 г.); Азербайджана (с 1993 г.); Грузии и Молдавии (с 1994 г.); Украины (с 1999 г.).

Действует на основе Соглашения о МПА СНГ (подписано в 1992 г.), Конвенции о МПА СНГ (1995 г.), Регламента МПА СНГ (1992 г.). Пленарные заседания проходят не реже двух раз в год. Организацию деятельности МПА СНГ осуществляет её Совет, который состоит из руководителей парламентских делегаций. Председатель Совета МПА СНГ избирается из числа его членов сроком на один год тайным голосованием (с 1994 г. Председателем Совета МПА СНГ неизменно избирается Председатель Совета Федерации).

В МПА СНГ созданы десять постоянных комиссий: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления; по вопросам обороны и безопасности; по культуре, информации, туризму и спорту; по науке и образованию; по аграрной политике, природным ресурсам и экологии; по политическим вопросам и международному сотрудничеству; контрольно-бюджетная комиссия. Заседания комиссий проходят несколько раз в год.

Постоянно действующий рабочий орган МПА СНГ – Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Численность Парламентской делегации Российской Федерации в МПА СНГ не регламентирована. Она определяется по договоренности между палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Для Совета Федерации определен состав в количестве 24 человек, Государственной Думы – 45 человек.

Местом пребывания Межпарламентской ассамблеи является город Санкт-Петербург.

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС) —создана 10 октября 2000 г. МПА ЕврАзЭС явилась приемником Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, который функционировал с 1996 г.

МПА ЕврАзЭС занимается правовым обеспечением Евразийского экономического сообщества, в том числе разрабатывает Основы законодательства, являющиеся актами прямого действия в государствах ЕврАзЭС, а также типовые проекты законодательных актов и другие документы.

В состав МПА ЕврАзЭС входят 106 депутатов, делегируемых парламентами государств – членов ЕврАзЭС (от Белоруссии – 16 парламентариев, от Казахстана – 16. от Киргизии – 8, от России – 42, от Таджикистана – 8 и от Узбекистана – 16).

Заседания МПА ЕврАзЭС проводятся один раз в год. Решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов от числа присутствующих на заседании членов Ассамблеи, по процедурным вопросам – простым большинством голосов.

С целью решения текущих вопросов интеграционного взаимодействия, разработки и предварительного рассмотрения проектов нормативных правовых актов МПА ЕврАзЭС созданы шесть постоянных комиссий, состоящие из членов Ассамблеи.

Руководит деятельностью МПА ЕврАзЭС Председатель, ротация которого осуществляется каждые два года. Председатель МПА ЕврАзЭС и его заместители избираются из числа руководителей палат парламентов.

Организацию деятельности МПА ЕврАзЭС осуществляет исполнительный орган – Бюро МПА ЕврАзЭС, в состав которого входят парламентарии государств – членов ЕврАзЭС (по два от каждого парламента), в том числе Председатель МПА ЕврАзЭС и его заместители. Заседания Бюро проводятся два раза в год.

Секретариат МПА ЕврАзЭС, возглавляемый Ответственным секретарем, осуществляет взаимодействие со спикерами палат национальных парламентов, руководителями комитетов (комиссий) парламентов, депутатами, а также с правительствами, министерствами (ведомствами) и другими государственными органами и организациями государств – членов ЕврАзЭС.

Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) является органом межпарламентского сотрудничества государств – членов ОДКБ, созданным в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств 30 марта 2007 г. ПА ОДКБ состоит из парламентских делегаций Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.

ПА ОДКБ действует в соответствии с «Положением о Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности». К основным целям организации относятся: обсуждение вопросов сотрудничества государств – членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях; выработка соответствующих рекомендаций, направляемых Совету коллективной безопасности, другим органам ОДКБ и национальным парламентам. Кроме того, ПА ОДКБ принимает типовые (модельные) законодательные акты, направленные на регулирование правовых отношений в сферах деятельности ОДКБ, а также рекомендации по сближению законодательства государств – членов ОДКБ и приведению его в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ. Руководящим органом ПА ОДКБ является Совет ПА ОДКБ.

Вопрос 38. Специфика международных отношений в рамках ШОС

В 1964 г. начались переговоры между Китайской Народной Респуб­ликой (КНР) и Советским Союзом о нормализации отношений между двумя странами. В 1989 г. КНР и СССР парафировали Соглашение о во­сточной границе, на следующий год подписали Соглашение о двусторон­нем сокращении войск в районе китайско-советской границы и усиле­нии взаимного доверия в военной сфере.

Шанхайская организация сотрудничества. С распадом Советского Союза появились новые субъекты переговоров. В декабре 1991 г. Рос­сия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, с одной стороны, и Китай, с другой, продолжили контакты. Сформировалась структура переговоров «4 + 1».

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) возникла на базе «Шанхайской пятерки» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Тад­жикистан). Общая территория стран Шанхайской пятерки охватывает У5 всей территории Евразийского континента, численность населения — 1,5 млрд человек. Эта организация сложилась в связи с заключением Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996 г.) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г.).

Для заключения первого из этих двух соглашений руководители пяти государств встретились весной 1996 г. в Шанхае, что и дало основание для появления термина «Шанхайская пятерка». Шанхайский и после­довавший через год московский саммиты стали прообразами той струк­туры, которая по прошествии шести лет трансформируется в полноцен­ную организацию многопрофильного сотрудничества.

На третьем саммите «пятерки» в 1998 г. в Алма-Ате было достигнуто понимание необходимости продолжения углубленных консультаций по проблемам региональной и азиатской безопасности, налаживания ши­рокомасштабного и долгосрочного сотрудничества, включая сферы тор­говли, экономики, энергоресурсов, а также совместной борьбы с эт-носепаратизмом, религиозным экстремизмом, международным терро­ризмом и транснациональной преступностью.

Идея более широкого взаимодействия получила практическое пре­ломление в принципиальных договоренностях по итогам четвертогосаммита пяти стран в августе 1999 г. в Бишкеке. В ходе встречи был поддержано предложение российской стороны проводить встречи nvководителей правоохранительных ведомств, министров обороны и ино-странных дел пяти государств. Было предложено также образовать со­вместные рабочие группы экономических экспертов с целью подготов­ки конкретных мероприятий по проектам и программам делового партнерства.

В марте 2000 г. в Астане была проведена первая встреча министров обороны. С этого времени контакты по военной линии осуществляют­ся на регулярной плановой основе. Сформирована «бишкекская группа» руководителей правоохранительных органов и спецслужб государств-участников ШОС.

Пятый саммит «Шанхайской пятерки» дал импульс для превраще­ния «пятерки» в форум для рассмотрения ключевых вопросов жизнеде­ятельности Центральной Азии (безопасность, оборона, правоохрани­тельная работа, внешняя политика, экономика, охрана окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культура).

В июне 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав шести государств — России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о создании Шанхайской организации сотруд­ничества — нового регионального объединения, провозгласившего в качестве своих целей укрепление между государствами-участниками вза­имного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; поддержание и обес­печение мира, безопасности и стабильности в регионе.

В принятой на саммите Декларации о создании Шанхайской орга­низации сотрудничества были отражены принципиальные ориентиры построения ШОС. Была подписана Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом,заложившая правовые основы для кол­лективного противодействия общим для всех стран региона угрозам и вызовам. На основе Конвенции в рамках ШОС создается Региональная антитеррористическая структура— постоянно действующий орган, пред­назначенный для содействия координации и взаимодействию компе­тентных органов стран ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Основными целями развития регионального экономического со­трудничества государств—участников ШОС являются:

1. определение экономической взаимодополняемости государств-участников в интересах содействия всеобщему развитию их эко­номики, расширение масштабов торговли и инвестиций, содействие развитию совместных производств и торгово-экономичес­кой деятельности хозяйствующих субъектов, улучшение торго­вого и инвестиционного климата, создание условий для посте­пенного осуществления свободного передвижения товаров, ка­питалов, услуг, технологий;

2. гармонизация национальных законодательств, регулирующих внешнеэкономическую деятельность;

3. эффективное использование имеющейся в области транспорта и коммуникаций инфраструктуры, дальнейшее развитие тран­зитного потенциала;

4. развитие сотрудничества в области торговли услугами;

5. обеспечение рационального природопользования, осуществле­ние совместных экологических программ и проектов;

6. создание и развитие механизмов осуществления регионального экономического сотрудничества.

Сложившиеся между государствами—участниками ШОС отноше­ния конструктивного партнерства, базирующиеся на принципах дове­рия и взаимного уважения, позволяют использовать преимущества, пре­доставляемые географической близостью и взаимодополняемостью эко­номик, стимулируют активный поиск совместных проектов сотрудничества и кооперации, исходя из открытости вовне.

Антитеррористическое направление в деятельности ШОС, ставшее в последнее время приоритетным для Организации, получило допол­нительный импульс после событий 11 сентября 2001 г. в США. Государ­ства—участники ШОС еще задолго до событий в США столкнулись с угрозой со стороны террористических сил, нашедших прибежище в Афганистане. Страны—участники ШОС уже давно призывали между­народное сообщество правильно оценить масштабы нависшей над ми­ром угрозы, принимали соответствующие контрмеры как на националь­ном уровне и в двусторонних отношениях, так и в рамках Организации.

В 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялся второй саммит ШОС, на котором было принят ряд важных документов. Среди них Хартия Шан­хайской организации сотрудничества, Соглашение между государства­ми—членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств—членов организации.

ШОС, объединяющая соседей Афганистана, принимает самое ак­тивное участие в постконфликтном обустройстве этой страны, а также, в более широком плане, в обеспечении региональной стабильности и безопасности.

Вместе с тем следует помнить, что ШОС — не военный блок и не замкнутый альянс, а открытая организация, ориентированная на широкое международное сотрудничество, включающее и возможность рас. ширения состава ШОС.

Одним из главных достижений «шанхайского процесса» за эти годы стало ослабление напряженности вдоль границы с Китаем, включая со­здание с обеих ее сторон зон шириной 100 км, где осуществляются вза­имные военные инспекции. Таким образом, обеспечиваются меры дове­рия, которые позволяют снимать любые сомнения и недоразумения.

В соответствии со ст. 1 Хартии Шанхайской организации сотрудни­чества целями и задачами Организации являются:

■ укрепление между государствами-членами взаимного доверия дружбы и добрососедства;

■ развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержа­ния и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливо­го, рационального политического и экономического междуна­родного порядка;

■ совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстре­мизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной пре­ступной деятельности, а также незаконной миграцией;

■ поощрение эффективного регионального сотрудничества в по­литической, торгово-экономической, оборонной, правоохрани­тельной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-фи­нансовой и других областях, представляющих общий интерес;

■ содействие всестороннему и сбалансированному экономическо­му росту, социальному и культурному развитию региона посред­ством совместных действий на основе равноправного партнер­ства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения усло­вий жизни народов государств-членов;

■ координация подходов к интеграции в мировую экономику; со­действие обеспечению прав и основных свобод человека в соот­ветствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

■ поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

■ взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирное урегулирование;

■ совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI в.

Статья 4 посвящена структуре организации. В соответствии с этой статьей в рамках ШОС существуют Совет глав государств; Совет главправительств; Совет министров иностранных дел; Совещания руково­дителей министерств и ведомств; Совет национальных координаторов; региональная антитеррористическая структура; Секретариат.

Региональная антитеррористическая структура находится в Бишкеке и является постоянно действующим органом ШОС. Основные ее задачи ифункции, принципы формирования и финансирования, а также поря­док деятельности регулируются отдельным международным договором.

Секретариат находится в городе Пекин. 28—29 августа 2008 г. в столице Таджикистана городе Душанбе состоялся очередной саммит ШОС. Члены этой организации поддержали действия России по установле­нию мира в Южной Осетии и Абхазии, а также приняли решение про­работать вопрос о дальнейшем расширении этой организации. В 2009 г. Председательство в ШОС переходит к Российской Федерации, а сам­мит организации состоится в Екатеринбурге.

Наши рекомендации