Место и роль стран СНГ во внешней политике России

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г., приоритетными направлениями российской внешней политики являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ, дальнейшее укрепление СНГ – основы углубления регионального взаимодействия его участников, имеющих не только общее историческое наследие, но и обширный потенциал интеграции в различных сферах.

Вопрос развития сотрудничества со странами СНГ в постсоветский период всегда имел в обществе различные точки зрения. Одним была близка идея, предусматривающая единение славянских республик и Казахстана, другие склонны были акцентировать внимание, прежде всего на укреплении российской государственной границы. Политическое руководство страны было настроено преимущественно на развитие интеграции в рамках СНГ (согласно Концепциям предыдущих годов).

В отношениях РФ со странами СНГ особо значение имеют:

15 апреля 1994 г. – Соглашение о создании зоны свободной торговли. С первых лет функционирования СНГ в странах осуществлялся беспошлинный режим в торговле, но на двусторонней основе. На многосторонней основе зона свободной торговли практически создана в 2003 г., о чем было заявлено в Решении Совета глав государств от 19.09.2003 г. «О завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере». В 2003 г. на Ялтинском саммите СНГ подписано Соглашение о Едином экономическом пространстве в целях консолидации взаимных экономических связей и сокращения их издержек в рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц.

15 мая 1992 года – Договор о коллективной безопасности (изначально Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, с 1993 года + Беларусь, Азербайджан и Грузия). Договор предусматривал, что государства-участники должны обеспечивать свою безопасность на коллективной основе. В случае возникновения угрозы безопасности, суверенитету или территориальной целостности страны-участники проводят консультации с целью определения своих позиций и принятия мер для устранения угрозы.

2002 г. – создание Организации Договора о коллективной безопасности. В современных условиях в рамках ОДКБ реализуются программа стандартизации вооружений в рамках ОДКБ с целью достижения оперативной совместимости средств связи и управления, стратегия импортозамещения, антинаркотическая стратегия, мероприятия по борьбе с экстремизмом, незаконной миграцией, трансграничными организованными преступными группировками. Россия по-прежнему является главным звеном ОДКБ.

2014 – создание ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, с 29 мая 2015 г. – Кыргызстан). В договоре зафиксированы принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности. В документе заложен механизм консенсуса при принятии решений на всех уровнях. Предусмотрен принцип равной представленности сторон в рамках кадровой политики в органах союза.

Союзное государство России и Белоруссии. В полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно-кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Каждое государство сохраняет суверенитет. Но важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире. Сегодня в отношениях между Россией и Беларусью действует единое миграционное пространство, обеспечивается возможность для взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования. Большую роль в российско-белорусских отношениях играет активно развивающееся межрегиональное сотрудничество

Таким образом, можно утверждать, что в евразийском геополитическом пространстве Российская Федерации занимает особое место, являясь главным звеном во всех наиболее крупных региональных интеграционных объединен.

Наши рекомендации