Проблема эффективности организационно-институциональной структуры СНГ, ее эволюция. Проблема реформирования институтов Содружества.

Начнем с анализа эволюции организационно-институциональной структуры СНГ:
Выделим несколько этапов:

1. 1991- 1993:
- союзные республики обретают политическую независимость,
- оформляют государственность,
- получают международное признание и правовое оформление,
- входят в международные организации,
- обеспечивают договорные оформления отношений между собой,
- начинают формировать самостоятельные финансово-экономические, бюджетно-налоговые, таможенные, пограничные структуры.

Однако их народнохозяйственные системы по-прежнему продолжают функционировать в рамках единого экономического пространства с единой валютой. Несмотря на то, что в рамках СНГ принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого рынка и экономических связей, центробежные тенденции усиливаются. Этот процесс становится превалирующим в экономических отношениях между странами, что приводит к углублению кризиса экономики, высокой инфляции и другим негативным последствиям практически во всех государствах.

2. 1993-1996:
- Новые Независимые Государства (ННГ) упрочили свой политический суверенитет,
- самостоятельно вошли в мировое сообщество, международные финансовые организации,
- наработали достаточно тесные, развитые экономические связи с ближайшими соседями, ранее не входившими в Советский Союз.
- ННГ окончательно утверждаются в своей экономической независимости, создав самостоятельно функционирующие финансово-экономические системы со всеми государственными проявлениями — бюджетом, налогово-таможенной службой, валютой и т.д.

Наступает период относительной стабилизации экономики с резким снижением уровня инфляции. И все же на нормальном функционировании производства продолжает отрицательно сказываться разрыв хозяйственных связей.

Меняется характер принимаемых в Содружестве межгосударственных решений — отношение к ним становится все более жестким и критическим, позиции сторон по тем или иным проблемам экономического взаимодействия все больше расходятся. Остаются невыполненными решения по созданию Экономического и Платежного союзов и многие другие. Однако возникают и положительные моменты: во взаимоотношениях между отдельными государствами все явственнее проявляется стремление установить более тесные связи на двусторонних и многосторонних основах.

3. с 1997:
Всеми государствами признавался кризис в СНГ, который проявлялся:
- в невыполнении основополагающих решений,
- отказе ряда государств в сотрудничестве по многим экономическим, политическим, военным вопросам и в отдельных структурных организациях Содружества.
- Одновременно начался поиск путей совершенствования деятельности Содружества, новых объединяющих целей и задач.

Содружество подвергается серьезной критике за то, что оно оказалось неспособным провести экономическое размежевание с сохранением интеграционных связей без тех колоссальных потерь, которые последовали за развалом единой народнохозяйственной системы. Центробежные тенденции оказались решающими. Интеграционные задачи отошли на второй план, главными целями для СНГ стал собственный суверенитет—политический, финансово-экономический —любой ценой.

В течение всего времени существования Содружества существует ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СНГ.

Первая попытка реформирования организации с целью повышения ее эффективности была предпринята в 1999 г.

Декларация глав государств-участников СНГ об основных направлениях развития СНГ (целый ряд решений о реорганизации органов СНГ):

- создавался Исполнительный комитет СНГ: является единым постоянно действующим административным и координирующим органом СНГ, уполномоченным обеспечивать работу СГГ, СГП, СМИД, Экономического совета и других уставных органов Содружества.
- Основными направлениями его деятельности являются подготовка материалов по повестке дня заседаний СГГ и СГП, экспертная работа и разработка различных документов по межгосударственному сотрудничеству, координация и анализ деятельности органов отраслевого сотрудничества, подготовка единого бюджета органов СНГ, выполнение функции депозитария документов Содружества.

Главной идеей Декларации 1999 была необходимость создания в СНГ ЗСТ. В связи с этой задачей в апреле 1999 г. был образован Экономический совет СНГ, чтобы обеспечивать выполнение принятых в Содружестве соглашений и решений о формировании ЗСТ и других вопросов социально-экономического развития.

Важная попытка реформирования!!!:

2007 – принимается Концепция дальнейшего развития СНГ – совокупность согласованных взглядов государств-участников СНГ, отражающих их общее видение СНГ / цели / направления. НО САМ МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СНГ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РЯДУ СТРАН НЕ УЧАСТВОВАТЬ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Большое внимание в Концепции уделено механизмам функционирования Содружества и его организационному совершенствованию – упорядочение и унификацию органов СНГ в соответствии с международно-правовыми нормами и оправдавшим себя международным опытом.

· повышение роли и активизации института ротируемого председательства: при переходе председательства от одного государства к другому сохранять преемственность, в том числе в реализации решений, ранее принятых в рамках Содружества.
+ Председательство в течение одного года осуществляется очередным государством одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете СНГ и Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также в Совете постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества.

· Более четко закреплена компетенция различных органов СНГ.
- СГГ СНГ определяет направление развития Содружества, рассматривает концептуальные, стратегические проблемы и задачи политического и экономического сотрудничества. Его решения обязательны для исполнения подписавшими их государствами. Совет глав правительств, СМИД и другие органы СНГ определяют конкретные меры по реализации поставленных Советом глав государств СНГ задач.

- СГП СНГ концентрируется на обсуждении и принятии решений по ключевым вопросам преимущественно экономической и финансовой деятельности СНГ.
- СМИД, Экономический совет и др. - работа по конкретным направлениям должна быть сосредоточена в

Таким образом, постоянное реформирование органов СНГ должно быть заменено адаптацией их структур, форм и методов работы к новым задачам Содружества. Важным условием успешного развития СНГ будет урегулирование имеющихся в нем конфликтов на основе укрепления взаимного доверия, принципов и норм международного права.

Наши рекомендации