Казахстан на современном этапе

Обретение Казахстаном государственной независимости положило начало целому ряду процессов, которые продолжают развиваться и еще далеки от своего завершения. Они затрагивают различные стороны жизни государства и народа.

Политические процессы.

Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважения основных прав и свобод человека.

1992 г. стал годом активного выхода Казахстана на междуна­родную арену. 3 марта республика стала членом ООН, позже вошла в другие международные организации. Тогда же разрабатывается и государственная символика. 4 июня 1992 г. были утверждены Государственный Герб и Флаг Казахстана, 11 декабря - его Государ­ственный Гимн.

Были предприняты меры по разделению функций законо­дательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти. В январе 1993г. была принята Конституция Казахстана, объявившая его уни­тарным, светским и демократическим государством. Продолжение реформ политической системы привело к принятию второй Консти­туции 30 августа 1995 г., по которой высшая законодательная власть была передана двухпалатному парламенту, состоящему из сената (по два депутата от каждой области) и мажилиса (67 депутатов). 29 апреля 1995 г. в республике состоялся референдум, продливший срок полномочий Президента Н. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. В 1997 г. произошло важное событие в жизни Казахстана - перенос столицы в Астану, что было продиктовано целым рядом экономи­ческих и политических причин, имеющих стратегическое значение.

Ухудшение макроэкономических показателей и угроза нового витка кризиса привели к тому, что Президент пошел на беспреце­дентный шаг - объявил о срочном сложении с себя полномочий и новых выборах. Прошедшие 10 января 1999 г. выборы показали, что большая часть народа Казахстана поддерживает нынешнюю политику главы государства и курс на реформы. Впервые в истории Казахстана выборы Президента прошли на альтернативной основе. Политические реформы не завершены и предполагают дальней­шее совершенствование структуры правительства, исполнительных властей, реформирование законодательства, административно-поли­тического деления государства.

Социально-экономические процессы.

Казахстан получил независимость в условиях жесточайшего кризиса. Именно поэтому главной задачей в новых условиях стало постепенное построение эффективных рыночных механизмов, позволяющих стабили­зировать финансовые и кредитные системы, снизить темпы падения уровня производства. Главным направлением экономической реформы стали либерализация экономических отношений, изме­нение форм собственности на основе приватизации, развитие предпринимательства, широкое привлечение иностранных инвестиций. Стабилизация финансовой системы стала возможной в результате введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и ужес­точения денежно-кредитной политики. В результате удалось снизить уровень инфляции уже в 1995 г. до 4% в месяц. К концу 1996-началу 1997 года началась стабилизация экономической системы, существенно снизились темпы падения промышленного произ­водства.

Начавшаяся стабилизация экономической ситуации, к сожале­нию, не стала определяющей тенденцией развития. Виной этому стал мировой экономический кризис, охвативший в середине 1998г. и ближайших соседей Казахстана, в первую очередь, Россию. Многократное падение курса рубля по отношению к доллару при сохранении действующих рублевых цен привели к резкому удешев­лению российских товаров на казахстанском рынке. Пытаясь под­держать местных товаропроизводителей, правительство пыталось ограничить импорт, а затем вынуждено было пойти на девальвацию тенге. В нарастании кризисных явлений сыграли свою роль и сниже­ние мировых цен на нефть - основную статью экспорта Казахстана. Кроме того, резко сократились поступления в бюджет от приватиза­ции, так как основные интересующие инвесторов объекты были распроданы в 1993-1997 гг. В связи с этим основной задачей прави­тельства на данном этапе стала помощь отечественным товаро­производителям, пополнение бюджета, сокращение расходов госу­дарства.

В целом, говорить о стабилизации экономической ситуации пока рано. Высоким остается уровень безработицы, вновь начали расти темпы спада производства, далеки от завершения процессы струк­турной перестройки экономики, особенно в сельском хозяйстве.

Национально-демографические процессы.

После 1991 г. в Казахстане началось снижение численности населения, связанное с высокими темпами эмиграции. Так, если в 1992 г. казахстанцев было 16 млн. 985 тыс. человек, то в 1993 - уже 16 млн. 942 тыс., а в 1995 - 16 млн. 590 тыс. человек. Только за 9 месяцев 1995 г. из республики выехало 198,6 тыс. человек. Падает рождаемость и растет смертность населения. В то же время в Казахстан только в 1993г. прибыло из-за рубежа около 50 тыс. казахов.

Значительно изменился национальный состав республики, неко­торые области стали регионами преимущественного проживания казахов. Так, в Кызылординской области они составляют 92 % населения, Атырауской - 83,2 %, Актюбинской, Мангыстауской, Южно-Казахстанской - по 61 %. Значительно выросла численность казахов в других областях.

По численности населения первое место занимает Южно-Казахстанская область (1 млн. 999 тыс. в 1995 г.), второе - Кустанайская (1 млн. 39 тыс.), третье - Жамбылская (1 млн. 35 тыс.). Усили­ваются процессы урбанизации, т.е. оттока сельского населения в города. На сегодняшний день в Казахстане 84 города, в том числе 32 города с населением более 50 тыс. человек и 1 город (Алматы) с населением более 1 млн. жителей. В 1995 г. в городах проживало 56 % всего населения республики.

Культурные процессы.

После 1991 г. определенный кризис испытывает и система образования. На 1 января 1993 г. в Казахстане было закрыто 303 детских сада на 154 тысяч мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возник­новения негосударственных образовательных учреждений - школ и высших учебных заведений.

Принятие Закона о языках и соответствующие статьи Конститу­ции позволили начать возрождение национального образования. Из 8 610 общеобразовательных школ 3 379 работают на казахском языке, 72 - на узбекском, 16 - на уйгурском, 3 - на таджикском, 1 - на турецком языке, увеличилось число смешанных школ - до 2299. Количество школ, работающих только на русском языке, уменьшилось до 2 840. Для изучающих казахский язык вышло в свет 78 книг общим тиражом 5 млн. экземпляров. Тем не менее еще рано говорить о необратимости процесса возрождения казах­ского языка, государственная политика в этом вопросе непоследо­вательна.

Крупным событием в культурной жизни Казахстана стал Все­мирный курултай казахов, собравшийся в сентябре 1992 г. и объеди­нивший известных писателей, поэтов, ученых, общественных и ре­лигиозных деятелей со всего мира.

В то же время в культурных процессах наблюдаются и нега­тивные моменты, упало финансирование учреждений культуры, науки, образования, усилилась их коммерциализация, вследствие экономических трудностей увеличилась социальная незащищен­ность врачей и учителей.

В целом, процессы, происходящие в обществе, характеризуют современный период как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками.

Наши рекомендации