Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
1. Структура политической системы. Типы политических систем.
2. Государство как институт политической системы.
3. Политические партии и общественно-политические организации.
Ключевые слова: авторитарная политическая система, государство, демократическая политическая система, империя, монархия, общественно-политические организации, политические партии, политическая система, республика, тоталитарная политическая система
1. Политическая система общества — это сложная разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, разнообразных форм их взаимодействий и взаимоотношений, в которых реализуется политическая власть. В политологии нет единства в определении структуры политической системы. Количество ее элементов варьируется от исследования к исследованию.
В российской науке в последние годы утвердилось представление о структуре политической системы как взаимосвязи четырех подсистем:
— регулятивная подсистема, включающая политические и правовые нормы, которые регулируют в политической и законодательной формах общую направленность политической жизни, пределы полномочий властных органов, политических институтов, а также права и обязанности граждан.
— институциональная подсистема, представляющая политическую организацию общества, своеобразный каркас политической системы, состоящий из совокупности государственных органов, политических партий и общественных организаций.
— функционально-коммуникативная подсистема, включающая политические отношения, которые выражают реальную систему власти в обществе, характер связей между политическими субъектами, сущность политического режима. Политические отношения проявляются прежде всего через отношения сотрудничества и соперничества социальных сил и политических субъектов, через их функции, роли и связи.
— духовно-идеологическая подсистема (политическое сознание) является совокупностью взглядов и установок, отражающих отношение граждан к политической действительности. В известной степени они находят выражение в политической культуре общества, проявляют себя в системе господствующих постулатов и традиций.
В основу типологии политических систем положены многие факторы, отсюда вытекает их многообразие.
Если оценивать характер взаимодействия политической системы с внешней средой, то различают открытые и закрытые системы. Последние сводят к минимуму общение с внешней средой, они невосприимчивы к ценностям иных систем, такие системы самодостаточны, так как пользуются исключительно внутренними ресурсами. Напротив, открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, восприимчивы к ценностям других систем, а потому динамичны и адаптированы.
Если в основу классификации положен тип политического режима, то все многообразие политических систем сводится к трем видам: тоталитарные, авторитарные и демократические системы. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль государства над гражданами, в том числе над их неполитической деятельностью (культурой, искусством и даже интимными отношениями). Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении определенной автономии личности и общества во внеполитических сферах. И наконец, демократия характеризуется контролем большинства гражданского общества над властью.
2. Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. Оно — центральный институт власти в обществе и как таковой сосредотачивает в руках рычаги, приводящие в движение общественный организм.
С момента появления первых политических теорий и до сего дня в политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства.
Распространены следующие концепции происхождения государства.
— Теократическая теория, в соответствии с которой государство — акт Божьего промысла. Обоснование внеземного происхождения веками поддерживало авторитет правителей, оправдывало их абсолютную власть, предписывало обязательность их решениям.
— Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, возникшую в процессе соединения родов в племена, племен в государства. Согласно этой трактовке отношения монарха и подданных соответствуют отношениям отца и членов семьи, задача монарха — забота о подданных, обязанность последних — повиновение.
— Теория завоевания (насилия) объясняет процесс возникновения государства как результат политического действия — завоевания, насилия, внутреннего или внешнего. Следствием победы сильного над слабым, большинства над меньшинством и является государство, становящееся органом управления побежденными.
— Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) объясняет происхождение государства как результат сознательно заключенного между людьми договора. Государству, по мнению сторонников этой теории, предшествует полная анархия, «война всех против всех», — «естественное состояние» — состояние неограниченной личной свободы. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства, призванного обеспечить им безопасность, защиту личности, собственности.
— Марксистская теория объясняет происхождение государства разделением труда, появлением частной собственности, а вместе с ней и классов с непримиримыми интересами. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Государство, следовательно, становится орудием защиты интересов экономически господствующего класса.
Основными признаками государства являются:
1. Оно выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определенной территории, пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.
2. Государство обладает специальным механизмом, системой органов и учреждений, непосредственно управляющих обществом. К ним относятся институты законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органы принуждения: армия, милиция (полиция), службы безопасности.
3. Государство выступает источником права и закона, для осуществления которых оно pacполагает специальными органами (суды, прокуратура, пенитенциарные (исправительные) учреждения).
4. Государственная власть независима от других властей как внутри страны, так и вне нее. Ее суверенитет выражается в верховенстве, то есть:
а) в обязательности ее решений для всего населения;
б) в возможности отмены актов негосударственных политических институтов;
в) в обладании исключительным правом на издание законов, в монополии на легализованное насилие.
5. Государство обладает правом взимания налогов и других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.
Важнейшими институтами государства являются:
— представительные органы (парламент);
— исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр);
— надзорно-контрольные органы;
— судебная система;
— органы власти общественного порядка, государственной безопасности;
— вооруженные силы.
В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие из них:
— экономическая функция — регулирование экономических процессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;
— социальная функция — регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;
— правовая функция — установление правовых норм, обеспечение их выполнения;
— культурно-воспитательная функция — создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;
— внешние функции государства включают: 1) оборону страны; 2) экономическое, технологическое, культурное и иное сотрудничество с другими странами, участие в работе международных организаций.