Этнонациональная политика: от государственной к гражданской ориентированности

В самом общем виде этнонациональную политику можно определить как целенаправленную деятельность по регу­лированию политических проблем, связанных с реальным, ожидаемым или мнимым положением социальных групп по этническому и национальному признакам. Называя, таким образом, эту политику по решению национальных и этнических проблем, мы разделяем мнение К. Султанова, что «этническое включает в себя то, что можно назвать вневременным субстратом жизни народа,онтологически значимой основой, которая сохраняется в потоке историче­ских изменений.Национальное - это определенное состоя­ние этноса, одна из фаз его развития,предполагающая пре­вращение народа из природно-этнографического материала в субъект истории». Поэтому, назы­вая политику этнонациональной, мы подчеркиваем органи­ческое единство вечного, непреходящего и в то же время социально значимого, отражающего состояние и динамику развития народа в данный исторический и социально-эко­номический отрезок времени.

Немаловажное значение в таком наименовании поли­тики играет и та неоднозначность, которая используется при употреблении слов «национальная», «национальный», «национальное». В большинстве стран Запада под ней понимается реализация интересов государства, направ­ленных на обеспечение эффективного функционирования данного политического устройства. В российском же лек­сиконе эта политика отождествлялась с определенными акциями по решению сугубо тех проблем, которые затраги­вали только интересы народов, народностей, национальных меньшинств, а также различных этнических групп.

Приступая к анализу этнонациональной политики, под­черкнем, что она имеет две стороны:

1) осуществление государ­ством этой политики;

2) формы политического участия в этой политике различных этнонациональных организа­ций, объединений, движений и инициатив как представи­телей гражданского общества.

Что касается государства, то среди структурных эле­ментов этнонациональных отношений особое звучание получают процессы, которые в той или иной мере выхо­дят на проблемы власти, формы и методы ее осуществле­ния, определяя направления ее изменений и ее возмож­ную модернизацию.

Влияние этнонационального фактора проявляется особенно наглядно в условиях обострения борьбы за суверенитет и государственную независимость, в процессе выработки политики о будущности националь­ной культуры и самобытности народов. Этот фактор акту­ален для всех уровней власти, в том числе и для органов местного самоуправления, ибо они имеют непосредствен­ный контакт со всеми формами проявления этнических взаимодействий. А так как в любых странах мира, в том числе и в России, трудно отыскать мононациональные административные образования, то несомненно, что этнополитика - это удел и повседневная деятельность и забота руководителей всех без исключения уровней управления. И для всех из них нужна концепция этнонациональной политики, при помощи которой решаются эти чрезвычайно сложные проблемы политических отношений. В целом государственная этнонациональнаяполитика представ­ляет собой регулятивно-контрольную сферу, направляющую жизнь, деятельность и отношения (согласие, подчинение, господство и конфликт) между различными национальными и этническими сообществами.

Что касается этнонациональных общественных органи­заций и сообществ, то они участвуют в реализации этой политики опосредованно, косвенно. Но их роль нередко более значима, чем деятельность официальных государ­ственных структур, которые не в состоянии учесть и отра­жать все многообразие отношений, которые возникают в процесс этнонациональных отношений. Этнонациональ­ная политика - это ее творцы (прямые и косвенные), сред­ства и методы, при помощи которых взаимодействие между людьми различной национальной и этнической принадлеж­ности осуществляется посредством политических, социаль­ных и духовных атрибутов (формы правления, культуры, языка, менталитета, традиций и обычаев).

Однако следует отметить, что это участие может быть не только конструктивным. Более того, оно является про­блемным, если этнонациональные организации и сообще­ства претендуют на участие в политической власти или добиваются ее. Тогда возникает немало коллизий по поводу подобных устремлений. И задача состоит в том, как в наи­более эффективной форме сочетать политические, граж­данские и этнические интересы во имя многонациональ­ного народа, который стал характеристикой многих стран. И особенно это касается России, в которой, по данным переписи 2010 г., живет свыше 180 национальных и этни­ческих групп. И многие из этих групп имеют организации, образования и движения, которые стремятся выразить те или иные интересы этих групп.



Наши рекомендации