Жилищное право: общая характеристика 9 страница
На должность члена Высшего совета юстиции может быть рекомендован гражданин Украины не моложе тридцати пяти лет и не старше шестидесяти, который проживает в Украине не менее десяти последних лет, владеет государственным языком, имеет высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее десяти лет. Срок полномочий членов Высшего совета юстиции, кроме входящих в него по должности, составляет 6 лет.
Организует работу Высшего совета юстиции и председательствует на его заседаниях Председатель Высшего совета юстиции. Он избирается из членов Высшего совета юстиции сроком на три года, без права переизбрания, тайным голосованием. Председателем не может избираться член Высшего совета юстиции, входящий в него по должности.
Решение Высшего совета юстиции считается принятым, если за него проголосовало более половины конституционного состава этого органа.
8.5. ПРАВОВОЙ СТАТУС МИЛИЦИИ УКРАИНЫ
Милиция Украины — это государственный вооруженный орган исполнительной власти, призванный защищать жизнь, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.
Правовой статус милиции Украины определяется Законом Украины «О милиции» (20 декабря 1990 г.).
Основные задачи милиции:
1) обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав, свобод и законных интересов;
2) пресечение и профилактика правонарушений;
3) охрана и обеспечение общественного порядка;
4) выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;
5) обеспечение безопасности дорожного движения;
. 6) защита собственности от преступных посягательств;
7) исполнение административных взысканий;
8) участие в оказании правовой и социальной помощи гражданам, содействие органам государственной власти и должностным лицам в исполнении возложенных на них обязанностей.
Таким образом, задачи милиции достаточно разнообразны. Для их выполнения в структуре милиции созданы следующие структурные подразделения:
1) уголовная милиция. Главная ее задача — выявление и раскрытие преступлений;
2) милиция общественной безопасности. Задачи данного подразделения — пресечение и профилактика правонарушений, охрана общественного порядка;
3) транспортная милиция имеет функции, аналогичные уголовной милиции;
4) государственная автомобильная инспекция призвана обеспечить безопасность дорожного движения;
5) милиция охраны осуществляет функцию охраны собственности от преступных посягательств;
6) специальная милиция занята охраной специальных объектов.
Постановлением Кабинета Министров от 8 июля 1995 г. создана также криминальная милиция по делам несовершеннолетних.
Как и иные органы исполнительной власти, милиция имеет строго иерархическую структуру. Общее руководство милицией осуществляет Министр внутренних дел Украины. В Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и некоторых крупных городах функционируют управления внутренних дел. В районах (городах) созданы подчиненные управлениям отделы внутренних дел.
Для исполнения возложенных на милицию задач работники милиции имеют право:
1) требовать прекращения правонарушений;
2) проверять документы у подозрительных лиц;
3) задерживать подозреваемых в совершении преступлений; обвиняемых, скрывающихся от дознания; осужденных, скрывающихся от исполнения наказания и ряд других категорий лиц;
4) составлять протоколы о правонарушениях;
5) производить дознание и расследование преступлений;
6) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
7) проверять техническое состояние автотранспортных средств;
8) применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие. Применение данных мер строго определено и ограничено законом.
Милиция Украины формируется на контрактной основе. На службу в милицию принимаются граждане Украины, по своим моральным, деловым качествам, уровню образования и физической подготовки способные исполнять обязанности работников милиции.
8.6. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Служба безопасности Украины — это государственный правоохранительный орган специального назначения, который обеспечивает государственную безопасность Украины. Деятельность СБУ регламентирована Законом Украины «О Службе безопасности Украины» (25 марта 1992 г.).
Задачи Службы безопасности Украины:
1) защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины от разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц внутри страны;
2) предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики.
Таким образом, СБУ противостоит всем противоправным действиям, угрожающим жизненно важным интересам Украины.
Служба безопасности Украины осуществляет разведывательную и информационно-аналитическую работу в интересах внутренней и внешней политики государства.
С целью охраны государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также безопасности граждан Украины за границей СБУ осуществляет контрразведывательные мероприятия.
Кроме того, к компетенции Службы безопасности Украины относится расследование ряда преступлений и розыск лиц, их совершивших.
Система Службы безопасности Украины включает:
1) Центральное Управление СБУ;
2) Главное управление Службы безопасности в Автономной Республике Крым;
3) региональные органы службы безопасности;
4) органы военной контрразведки;
5) воинские формирования;
6) учебные, научно-исследовательские и иные учреждения СБУ.
Расположение и территориальная компетенция органов Службы безопасности Украины может не совпадать с административно-территориальным делением Украины. В интересах государственной безопасности органы и подразделения СБУ могут создаваться на отдельных стратегических объектах и территориях, в воинских формированиях.
Руководство работой Службы безопасности Украины осуществляет Председатель СБУ, который входит в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины. Он назначается Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины.
8.7. АДВОКАТУРА УКРАИНЫ
Адвокатура Украины — это добровольное профессиональное общественное объединение. Адвокатура призвана способствовать защите прав и свобод человека и гражданина, представлять законные интересы физических и юридических лиц, предоставлять им правовую помощь. Деятельность адвокатуры регламентируется Законом Украины «Об адвокатуре» (19 декабря 1992 г.).
Адвокатом может быть гражданин Украины, отвечающий следующим требованиям:
1) высшее юридическое образование;
2) наличие стажа работы по специальности юриста или помощника адвоката не менее 2 лет;
3) сдача квалификационных экзаменов;
4) наличие свидетельства о праве на адвокатскую деятельность и лицензии на занятие адвокатской деятельностью;
5) принесение Присяги адвоката Украины. Адвокатом не может быть лицо, имеющее судимость.
Адвокат не имеет права работать в суде, прокуратуре, органах внутренних дел, СБУ, органах исполнительной власти государства.
Организационные формы деятельности адвокатуры:
1) индивидуальная деятельность адвоката;
2) адвокатское бюро;
3) коллегия адвокатов;
4) адвокатская фирма или контора. Объединения адвокатов являются юридическими лицами и регистрируются Министерством юстиции Украины.
Виды адвокатской деятельности:
1) защита граждан в процессе дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела в суде;
2) дача консультаций, справок и разъяснений по юридическим вопросам;
3) составление заявлений, жалоб и иных документов правового характера;
4) представительство интересов физических и юридических лиц в суде и других государственных органах;
5) правовое обеспечение предпринимательской деятельности.
Права адвоката:
1) представлять и защищать интересы физических и юридических лиц по их поручению во всех органах и организациях и перед физическими лицами;
2) собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства;
3) знакомиться с необходимыми документами и материалами;
4) получать письменные заключения специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
5) излагать ходатайства и жалобы на приеме у должностных лиц и получать на них письменные ответы;
6) присутствовать при рассмотрении своих ходатайств и давать пояснения по их сути и др.
Адвокат не имеет права: использовать свои полномочия во вред лицу, в интересах которого он принял поручение; отказаться от взятой на себя защиты лица; принимать поручение о предоставлении юридической помощи, если он по данному делу уже выступал как адвокат противоположной стороны, как следователь, прокурор, судья, эксперт, свидетель или иной участник процесса, а также тогда, когда он находится в родственных связях с должностным •лицом, которое принимает участие в рассмотрении дела.
Обязанности адвоката:
1) соблюдать требования законодательства Украины;
2) применять все предусмотренные законом способы ; защиты лиц;
3) сохранять адвокатскую тайну.
Профессиональные права, честь и достоинство адвоката охраняются законом, в силу чего запрещено вмешательство в адвокатскую деятельность. В частности, запрещено требовать от адвоката раскрытия адвокатской тайны, допрашивать его по делу в качестве свидетеля.
8.8. НОТАРИАТ В УКРАИНЕ
Нотариат — это система органов и должностных лиц, на которые возложена обязанность удостоверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать иные нотариальные действия, предусмотренные законом, с целью придания им юридической достоверности. Порядок правового регулирования деятельности нотариата в Украине установлен Законом Украины «О нотариате» (2 сентября 1993 г.).
Нотариальные действия совершают государственные и частные нотариусы. В населенных пунктах, где нет нотариусов, нотариальные действия совершаются уполномоченными на то должностными лицами исполкомов местных советов. За границей осуществление нотариальных действий возложено на консульские и дипломатические представительства Украины.
Нотариусом может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в течение шести месяцев в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен и получивший свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью.
Полномочия нотариусов:
1) удостоверение завещаний и соглашений (договоры, доверенности, брачные контракты и др.);
2) выдача свидетельств о праве собственности, о праве на наследство и др.;
3) удостоверение подлинности подписи на документе, подлинности копий документов, верности перевода документа с одного языка на другой;
4) передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
5) принятие на хранение документов, в депозит — ценных бумаг и денег;
6) совершение протестов векселей1 и морских протестов2 и некоторые другие действия.
Полномочия частных нотариусов несколько уже, чем полномочия государственных нотариусов. В частности, они не вправе налагать и снимать запрет на отчуждение недвижимого имущества, выдавать свидетельство о праве на наследство и др.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О милиции: Закон Украины от 20 декабря 1990 г.// Відомості Верховної Ради України — 1991. — № 4. — Ст.21.
О прокуратуре: Закон Украины от 5 ноября 1991 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1991. — № 53. — Ст. 793.
О Службе безопасности Украины: Закон Украины от 25 марта 1992 г.// Відомості Верховної Ради України— 1992 — № 26. — Ст.365.
О нотариате: Закон Украины от 2 сентября 1993 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 39. — Ст.383.
О Высшем Совете юстиции: Закон Украины от 15 января 1998 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1998. — № 25. — Ст. 146.
О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре»: Закон Украины от 12 июля 2001 г. // Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 44. — Ст.233.
Вексель — ценная бумага, содержащая обещание векселедателя произвести платеж указанной суммы в обусловленный срок.
2 Морской протест — это письменное заявление капитана судна в случае происшествия (аварии) судна во время стоянки с целью защиты прав и законных интересов судовладельца.
Глава 9.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В УКРАИНЕ
9.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Местное самоуправление — это одна из форм народовластия в Украине, сущность которой состоит в самостоятельном решении населением вопросов местного значения. Местное самоуправление — разновидность политической, но не государственной власти. Оно признается и гарантируется Конституцией Украины, является одной из основ конституционного строя.
Местное самоуправление в Украине регулируется разделом XI Конституции Украины, Законом Украины «О местном самоуправлении» (21 мая 1997 г.), а также Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Верховной Радой Украины и вошедшей, таким образом, в состав национального законодательства.
Принципы местного самоуправления:
1) народовластие. Как указывалось выше, местное самоуправление является формой участия населения в управлении делами местного значения;
2) законность. Территориальные громады и их органы обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством Украины и в пределах своих полномочий;
3) гласность. Деятельность органов местного самоуправления должна освещаться средствами массовой информации, быть открытой для критики и предложений;
4) коллегиальность. Органы местного самоуправления являются коллегиальными. Принимаемые ими решения носят коллективный характер;
5) сочетание местных и государственных интересов. Территориальные громады и их органы существуют и действуют в пределах Украинского государства. В силу этого недопустимо противопоставление интересов громады и всего украинского народа. Местное самоуправление должно действовать с учетом общегосударственных программ социально-экономического и культурного развития;
6) выборность. Все органы местного самоуправления избираются гражданами в соответствии с демократическими принципами избирательного права Украины;
7) правовая, организационная и материальная самостоятельность. Местное самоуправление отделено от государства. Органы местного самоуправления имеют право принимать уставы территориальной громады, издавать общеобязательные правовые акты. Они имеют статус юридического лица и действуют на основе самофинансирования;
8) подотчетность и ответственность перед территориальными громадами органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны периодически отчитываться перед населением о своей работе;
9) государственная поддержка и гарантия местного самоуправления. Государство поддерживает местное самоуправление путем передачи ему имущества, путем финансирования программ социально-экономического и культурного развития, осуществляемых в пределах территориальной громады;
10) судебная защита прав местного самоуправления. Нарушения прав территориальной громады, ее органов является поводом для судебного рассмотрения.
9.2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Основой местного самоуправления в Украине является территориальная громада — коллектив жителей села, поселка или города.
Местное самоуправление осуществляется в следующих организационных формах:
1) непосредственно населением — путем референдумов, выборов, собраний и сходов жителей;
2) через выборные органы, которыми являются:
— сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы;
— выборные главы органов местного самоуправления — сельские, поселковые, городские головы (председатели исполнительных органов соответствующих советов);
— выборные районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов.
Депутаты выборных органов местного самоуправления избираются жителями села, поселка, города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. На таких же условиях избираются сельские, поселковые и городские головы.
Председатель районного и председатель областного совета избираются соответствующим советом и возглавляют исполнительный аппарат рады.
Органы местного самоуправления обладают определенной материальной и финансовой базой своей деятельности, в которую входят:
— объекты коммунальной собственности (движимое и недвижимое имущество, земля, природные ресурсы);
— доходы местных бюджетов и внебюджетные средства. Они формируются за счет местных налогов и сборов и финансовой поддержки государства.
Компетенция органов местного самоуправления:
1) управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности;
2) утверждение программ социально-экономического и культурного развития и контроль за их выполнением;
3) утверждение бюджета соответствующих административно-территориальных единиц и контроль за их исполнением;
4) установление местных налогов и сборов!
5) проведение местных референдумов и реализация их
результатов;
6) создание, реорганизация и ликвидация коммунальных предприятий, организаций и учреждений.
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные полномочия исполнительной власти. Их исполнение финансируется за счет Государственного бюджета Украины. По этим вопросам органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории.
9.3. ОРГАНЫ САМООРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Местное самоуправление имеет многообразные организационно-правовые формы. В частности, наряду с местными советами по инициативе жителей могут создаваться органы самоорганизации населения. Их статус определяется Конституцией Украины и Законом Украины «Об органах самоорганизации населения» (11 июля 2001 г.).
Орган самоорганизации населения является одной из форм участия населения в решении вопросов местного значения. Виды органов самоорганизации населения:
1) сельские и поселковые комитеты. Действуют в пределах территории села, поселка, если его пределы не совпадают с пределами деятельности сельского, поселкового совета;
2) уличные и квартальные комитеты. Действуют в пределах территории квартала, нескольких, одной или части улицы с прилегающими переулками в местах индивидуальной застройки;
3) комитеты микрорайонов. Действуют в пределах территории отдельного микрорайона, жилищно-эксплуатационной организации в городах;
4) домовые комитеты. Действуют в пределах дома (нескольких домов) в государственном и общественном жилищном фонде и фонде жилищно-строительных кооперативов;
5) комитеты районов в городах. Действуют в пределах одного или нескольких районов в городе, если его границы не совпадают с границами районного в городе совета.
С инициативой о создании органа самоорганизации населения может выступить собрание (конференция) жителей по месту жительства, если в нем участвовало (было представлено) не менее половины жителей соответствующей территории, имеющих право голоса. Разрешение на создание органа самоорганизации населения предоставляет сельский, поселковый, городской, районный в городе совет. Орган самоорганизации населения обязательно должен быть легализован путем регистрации (в таком случае он получает статус юридического лица) или уведомления о создании (без статуса юридического лица).
Полномочия органа самоорганизации населения многообразны. К числу важнейших его собственных полномочий относятся:
1) право представлять интересы жителей в местном совете и местных органах исполнительной власти;
2) право вносить предложения к проектам местных программ социально-экономического и культурного развития;
3) организовывать участие населения в мероприятиях по охране окружающей среды, памятников истории и культуры, по благоустройству территории;
4) осуществлять контроль за качеством жилищно-коммунальных услуг;
5) организовывать помощь гражданам преклонного возраста, инвалидам, семьям погибших воинов, партизан и военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, детям-сиротам;
6) содействовать органам пожарного надзора в осуществлении противопожарных мероприятий и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка.
Кроме того, местные советы вправе передать органу самоорганизации населения часть своих полномочий и средств, необходимых для их исполнения.
Члены органа самоорганизации населения исполняют свои обязанности на общественных началах (без оплаты). По решению собрания (конференции) жителей по месту жительства руководитель и секретарь этого органа могут работать в нем на постоянной основе с оплатой их труда.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. // Відомості Верховної Ради України. — 1996. — N° 30. — Ст.141.
О местном самоуправлении в Украине: Закон Украины от 21 мая 1997 г. // Відомості Верховної Ради України. — 1997. — № 24. — Ст. 170.
Об органах самоорганизации населения: Закон Украины от 11 июля 2001 г. // Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 48. — Ст.254.
Відомості Верховної Ради України
РАЗДЕЛ III.
ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Глава 10. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
10.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА УКРАИНЫ
Гражданское право — отрасль системы права Украины, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения физических и юридических лиц.
С нормами гражданского права мы сталкиваемся ежедневно. Поездка в общественном транспорте, покупка газеты, посещение театра и бесчисленное множество других разнообразных отношений регулируются гражданским правом. Гражданское право играет столь важную роль в жизни общества, в экономике страны, что гражданский кодекс иной раз называют (неофициально) второй, или экономической конституцией страны.
Основы гражданско-правового регулирования в нашей стране закрепляет Конституция Украины. Таковы, в частности: нерушимость права частной собственности, многообразие форм права собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности.
Гражданско-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах, важнейшим из которых является Гражданский кодекс Украины. Гражданский кодекс Украины был принят 16-ивзя»-2003 г. и введен в действие с 1 января 2004 г. ЯНВАРЯ
Гражданский кодекс состоит из 6 книг, 90 глав, 1308 статей. Внутреннее строение Гражданского кодекса Украины соответствует структуре отрасли гражданского права, т.е. кодекс имеет Общую и Особенную части.
Общая часть отражена в книге 1, которая называется «Общие положения». Она содержит нормы, определяющие статус участников гражданско-правовых отношений, объекты гражданских прав, понятия гражданско-правовой сделки, представительства, сроков и исковой давности в гражданском праве.
Особенная часть Гражданского кодекса устанавливает личные неимущественные права физического лица, право собственности и иные вещные права, право интеллектуальной собственности, регулирует обязательственные отношения, наследование.
Общие начала гражданского законодательства:
1) недопустимость произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека;
2) недопустимость лишения права собственности, кроме случаев, установленных Конституцией Украины и законами;
3) свобода договора;
4) свобода предпринимательской деятельности, не запрещенной законом;
5) судебная защита гражданских прав и интересов;
6) справедливость, добросовестность и разумность.
10.2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Гражданско-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права, участники которого являются носителями гражданских прав и обязанностей.
Как и все правовые отношения, гражданское правоотношение имеет свой состав (структуру):
1) субъекты гражданского правоотношения. К ним относятся: физические лица (граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства), юридические лица (организации, предприятия, учреждения), государство Украина, Автономная Республика Крым, территориальные громады, иностранные государства;
2) объект гражданского правоотношения. Это — материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникло правоотношение. К числу материальных объектов относят вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, имущественные права, результаты работ, услуги.
К числу нематериальных объектов относят результаты интеллектуальной, творческой деятельности (произведения науки, литературы, искусства), информацию и некоторые иные материальные и нематериальные блага;
3) содержание гражданского правоотношения. Оно включает субъективные права и соответствующие им юридические обязанности субъектов правоотношения.
Проанализируем, например, гражданско-правовое отношение, возникшее в результате заключения договора аренды жилого помещения. Субъектами правоотношения являются арендодатель и арендатор, объектом — помещение. Содержание данного правового отношения включает: право арендодателя требовать от арендатора оговоренной арендной платы и обязанность — предоставить жилое помещение в пригодном для пользования состоянии; право арендатора пользоваться данным помещением и обязанность — вовремя вносить арендную плату.
10.3. ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Человек как участник гражданских правоотношений считается физическим лицом. Все физические лица обладают гражданской правоспособностью. Гражданская правоспособность — возможность лица обладать субъективными гражданскими правами и гражданскими обязанностями. Гражданская правоспособность физического лица возникает в момент его рождения и прекращается в момент смерти.
Однако для того, чтобы самому приобрести гражданские права и обязанности, нужно обладать не только правоспособностью, но и дееспособностью.
Гражданская дееспособность — способность лица своими действиями приобретать гражданские права и самостоятельно их осуществлять, а также способность своими действиями создавать для себя гражданские обязанности, самостоятельно их исполнять и нести ответственность в случае их неисполнения.
Гражданская дееспособность зависит от возраста и психического состояния физического лица. Возрастные градации объема дееспособности:
1) лица, не достигшие 14 лет (малолетние), являются частично дееспособными. Они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, осуществлять личные неимущественные права на результаты интеллектуальной, творческой деятельности. Все иные гражданско-правовые сделки от их имени и в их пользу совершают родители (усыновители) или опекуны;
2) лица в возрасте от 14 до 18 лет (несовершеннолетние) имеют неполную гражданскую дееспособность. Ряд действий они могут осуществлять самостоятельно: распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять личные неимущественные права на результаты интеллектуальной, творческой деятельности; быть учредителями юридического лица; заключать договор банковского вклада и распоряжаться вкладом. Все иные сделки они совершают с разрешения родителей (усыновителей) или попечителей;
3) с достижением совершеннолетия (18 лет) или вступлением лица в брак до совершеннолетия наступает полная гражданская дееспособность. Кроме того, полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, достигшему 16 лет, работающему по трудовому договору либо зарегистрированному в качестве предпринимателя, а также несовершеннолетнему лицу, записанному матерью или отцом ребенка.
Зависимость объема дееспособности лица от его психического состояния проявляется в следующем:
1) решением суда лицо может быть признано ограниченно дееспособным в двух случаях: злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или токсическими веществами; психического расстройства, существенно влияющего на способность осознавать значение своих действий. Такому лицу назначается попечитель, который дает согласие на совершение им гражданско-правовых действий. Ограниченно дееспособное лицо может самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки (купить продукты, билет в кинотеатр и т.д.);
2) лицо, страдающее хроническим, стойким психическим расстройством и не понимающее вследствие этого значения своих действий, решением -зуда может быть признано недееспособным. Такому лицу назначается опекун, который совершает гражданско-правовые действия от имени своего подопечного.