Жилищное право: общая характеристика 6 страница
Согласно мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат (партийный список), за которого проголосовало больше половины участвовавших в выборах избирателей (50 % + 1 голос).
Как правило, применение мажоритарной системы квалифицированного и абсолютного большинства сразу не дает результата. Потому проводится второй тур голосования, в котором участвуют двое кандидатов (партийных списков), набравших наибольшее количество голосов. Для победы во втором туре голосования достаточно относительного большинства голосов.
Согласно мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат (партийный список), набравший голосов больше, чем иные кандидаты;
2) пропорциональная система. При использовании пропорциональной избирательной системы депутатские места распределяются пропорционально собранным голосам избирателей. В стране образуется либо единый общегосударственный многомандатный округ, либо несколько многомандатных округов. Политические партии и/или их блоки формируют списки кандидатов в депутаты. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список. Депутатские мандаты распределяются пропорционально числу поданных за партийный список голосов. Причем, как правило, партии, набравшие менее законодательно установленного процента голосов, к распределению мандатов не допускаются (правило заградительного барьера).
Обе системы подсчета голосов и распределения мандатов имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому в Украине установлена
3) смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, которая призвана смягчить недостатки и использовать преимущества обеих систем. Одна половина состава Верховной Рады (225 народных депутатов Украины) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства, а вторая — на основе пропорциональной избирательной системы.
Состав местных советов и сельские, поселковые, городские головы избираются на основе мажоритарной системы относительного большинства.
5.5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ УКРАИНЫ
Выборы народных депутатов Украины — это процесс формирования состава Верховной Рады Украины. Порядок выборов народных депутатов определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О выборах народных депутатов» от 18 октября 2001 г. Закон устанавливает следующие виды выборов народных депутатов Украины:
1) очередные выборы народных депутатов Украины — происходят в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий Верховной Рады;
2) внеочередные (досрочные) выборы — проводятся в случае досрочного прекращения полномочий Верховной Рады. Правом досрочного прекращения полномочий Верховной Рады обладает Президент Украины (при наличии строго определенных Конституцией Украины оснований);
3) если выборы не состоялись или признаны недействительными, то назначаются повторные выборы;
4) промежуточные выборы производятся в случае выбытия депутата по одномандатному округу.
Выборы народных депутатов Украины проводятся по смешанной системе распределения депутатских мандатов. Суть ее состоит в следующем. Половина конституционного состава Верховной Рады — 225 депутатов — избирается в одномандатных округах. Вся территория страны делится на примерно равные по численности избирателей 225 округов, в каждом из которых избирается один депутат. Вторая половина состава Верховной Рады определяется голосованием в общегосударственном многомандатном округе. Избиратели голосуют не за конкретное лицо, а за избирательный список политической партии (блока). Мандаты народных депутатов Украины распределяются пропорционально числу голосов, поданных за список политической партии (блока). К распределению мандатов допускаются только партии, набравшие не менее 4% голосов.
Требования к кандидату в народные депутаты Украины:
1 Гражданство Украины и наличие права голоса на выборах;
2) постоянное проживание в Украине на протяжении последних пяти лет;
3) возраст не менее 21 года.
Препятствием к избранию народным депутатом является судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном порядке.
Выборы народных депутатов — протяженный во времени процесс, имеющий следующие этапы (стадии избирательного процесса):
1) составление списков избирателей;
2) создание одномандатных округов;
3) создание избирательных комиссий;
4) выдвижение и регистрация кандидатов в народные депутаты. Выдвижение кандидатов осуществляют политические партии, зарегистрированные не менее чем за 1 год до выборов, или их блоки. В одномандатных округах возможно также самовыдвижение путем подачи заявления в окружную избирательную комиссию. Выдвижение кандидатов в многомандатном округе происходит путем составления избирательного списка партии (блока). Регистрацию кандидатов осуществляют: Центральная избирательная комиссия (списки политических партий (блоков); окружные избирательные комиссии (кандидаты в народные депутаты по одномандатным округам). Для регистрации политическая партия (блок) должны внести на счет Центральной избирательной комиссии залог в размере 15 тыс. необлагаемых налогом минимумов заработной платы, а кандидат в одномандатном округе — залог в размере 60 необлагаемых минимумов заработной платы на счет окружной избирательной комиссии. Избирательный залог возвращается только тем партиям, которые приняли участие в распределении депутатских мандатов и только кандидатам, ставшим депутатами в одномандатных округах;
5) проведение предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается за 50 дней до выборов и прекращается в 24 часа в последнюю пятницу перед днем выборов. Агитация может проводиться в любых не запрещенных законом формах (информационные плакаты, дискуссии и дебаты, видеофильмы, пресс-конференции, политическая реклама и т.д.);
6) голосование. Оно производится в день выборов в специально оборудованных помещениях, где устанавливаются кабины для тайного голосования. Каждый избиратель голосует лично при помощи двух бюллетеней: один — для голосования в одномандатном, другой — для голосования в многомандатном округе. Избирательные участки открыты для голосования с 8 до 20 часов;
7) определение результатов выборов. Подсчет голосов осуществляется участковыми избирательными комиссиями и оформляется протоколом. На основании протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия определяет, кто избран депутатом по одномандатному округу. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов избирателей. В случае, если наибольшее и вместе с тем одинаковое количество голосов избирателей в одномандатном округе набрали два или больше кандидата в депутаты, назначается повторное голосование относительно этих кандидатов в депутаты. Повторное голосование назначается не позднее чем на четырнадцатый день после дня выборов.
Результаты выборов в общегосударственном многомандатном округе определяет Центральная избирательная комиссия. Избирательные списки партий (блоков), за которые было подано менее 4% голосов, исключаются из процесса распределения депутатских мандатов. Между партиями (блоками), «перешагнувшими» 4-процентный барьер, мандаты распределяются пропорционально числу поданных голосов.
8) регистрация избранных депутатов. Лицо, избранное депутатом, для его регистрации народным депутатом Украины обязано подать в Центральную избирательную комиссию документ об его увольнении с работы (должности), несовместимой с депутатским мандатом.
Избирательный процесс завершается официальным оповещением Центральной избирательной комиссией результатов выборов народных депутатов.
5.6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
Порядок выборов Президента Украины определяется ст.103 Конституции Украины и Законом «О выборах Президента Украины» (5 марта 1999 г.).
Пост Президента — первый и главный в системе государственной службы Украины. Поэтому к кандидату в Президенты Украины, наряду с обычными (наличие гражданства, права голоса и отсутствие судимости) предъявляются особые требования:
1) достижение тридцати пяти лет. Наличие такого высокого возрастного ценза вполне оправдано. Пост главы государства должен занимать человек, имеющий жизненный опыт;
2) проживание в Украине в течение десяти последних перед днем выборов лет. Президентом Украины
может стать лишь человек, понимающий сущность проблем, стоящих перед государством и его гражданами, знающий социальную и политическую обстановку в стране. Этот политический опыт невозможно приобрести, проживая за пределами Украины;
3) владение государственным языком. Президент Украины представляет государство и потому владение государственным языком, которым в Украине является украинский, обязательно;
4) одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд. В руках Президента сосредоточена огромная власть. Ограничение пребывания у власти двумя сроками (10 лет) должно предотвратить злоупотребление властью.
Президент Украины избирается гражданами на основе принципов прямого избирательного права сроком на пять лет. Выборы Президента Украины могут быть очередными, внеочередными (досрочными), повторными.
Очередные выборы проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента Украины. Внеочередные (досрочные) выборы Президента проводятся в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в период девяноста дней со дня прекращения полномочий. Повторные выборы проводятся в случаях, если на очередных или внеочередных выборах ни один кандидат не был избран или же выборы были признаны недействительными.
Стадии избирательного процесса на выборах Президента Украины:
1) выдвижение претендентов на кандидаты в Президенты Украины. Его осуществляют партии (избирательные блоки) и собрания избирателей (не менее 500 человек);
2) регистрация кандидатов в Президенты Украины. Для этого требуется представление в Центральную избирательную комиссию ряда документов, а также подписных листов с подписями не менее 1 миллиона избирателей, поддерживающих данного кандидата;
3) предвыборная агитация. Начинается после регистрации претендента кандидатом в Президенты Украины Центральной избирательной комиссией и заканчивается за сутки до дня выборов. Должна проходить в соответствии с принципами гласности, свободы агитации и равных возможностей для кандидатов;
4) голосование. Производится в назначенный для выборов день с 8 до 20 часов;
5) определение результатов выборов. Производится не позднее пяти дней после дня выборов. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Президент Украины может быть избран в первом либо втором туре голосования.
5.7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Порядок проведения выборов органов местного самоуправления регулируется Законом Украины «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (14 декабря 1998 г.).
Все местные выборы проводятся в соответствии с общими принципами избирательного права по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Для проведения выборов депутатов сельских, поселковых, городских, районных в городах советов вся территория села, поселка, города, района города разбивается на одномандатные избирательные округи, в каждом из которых избирается один депутат. Выборы сельского (поселкового, городского) головы проводятся по единому одномандатному избирательному округу, который совпадает с границами села (поселка, города). Выборы депутатов районного и областного советов проводятся по многомандатным, избирательным округам. В каждом округе избирается определенное на основании закона число депутатов. Напри-, мер, город Одесса избирает в Одесский областной совет трех депутатов.
Общий состав сельского (поселкового, городского, районного в городе) совета определяется законом в соответствии с численностью населения. Например, в городе с населением до 1 миллиона жителей состав городского совета может включать от 50 до 75 депутатов.
Общий состав районного совета определяется законом в зависимости от количества территориальных громад в районе, а областного совета — в зависимости от количества районов и городов областного значения в области. При этом состав районного совета не должен превышать 120, а областного — 200 депутатов.
Депутатом местного совета, сельским, поселковым, городским головой может быть избран гражданин Украины, достигший 18 лет, имеющий право голоса. При этом гражданин Украины может быть депутатом только одного совета.
Кандидаты в депутаты местного совета и кандидаты на пост сельского, поселкового, городского головы выдвигаются собраниями избирателей, местными организациями политических партий (блоков), общественными организациями. Возможно также непосредственное самовыдвижение кандидата.
Решение о проведении очередных и внеочередных выборов органов местного самоуправления принимает Верховная Рада Украины. Решение о проведении повторных выборов принимает территориальная избирательная комиссия; решение о проведении выборов вместо выбывшего депутата (сельского, поселкового, городского головы) — местный совет.
Местные выборы имеют следующие стадии избирательного процесса: выдвижение кандидатов; регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; определение результатов выборов.
5.8. ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА, ЕГО ВИДЫ И ПРЕДМЕТ
Референдум — это способ принятия политического решения при помощи голосования избирателей.
Цель референдума следует отличать от цели выборов. Референдум проводится для принятия закона, решения территориального вопроса, ратификации международного договора. Например, Маастрихтский договор был ратифицирован в Ирландии и Франции (в соответствии с конституциями этих стран) при помощи референдума.
Конституцией Украины и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах» (3 июля 1991 г.) предусмотрены следующие виды референдумов:
1) всеукраинский референдум. На всеукраинский референдум может быть вынесен проект решения по любому вопросу общегосударственной важности. Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы: изменения территории Украины, утверждения изменений, внесенных Верховной Радой Украины в I, III, XIII разделы Конституции Украины. Напротив, отдельные, определенные Конституцией Украины вопросы, не могут быть вынесены на референдум — таковы законопроекты по вопросам налогов, бюджета и амнистии;
2) референдум Автономной Республики Крым. Предметом референдума АРК может быть принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным законодательством Украины к ведению АРК;
3) местный референдум. Местный референдум может быть назначен в селе, поселке, городе, районе, области для решения вопросов исключительно местного значения, в том числе — вопросы досрочного прекращения полномочий соответствующего совета народных депутатов и его главы.
В зависимости от юридической силы принятого на референдуме решения различают императивный и консультативный референдумы. Решение, принятое императивным референдумом, имеет наивысшую юридическую силу и не требует утверждения какими-либо органами власти. Консультативный референдум проводится с целью выяснения точки зрения граждан по определенному вопросу.
5.9. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ
Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины. Верховная Рада назначает референдум по вопросу об изменении территории Украины и по иным вопросам. Президент Украины назначает референдум по вопросу о внесении изменений в I, III, XIII разделы Конституции Украины, а также провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса. При этом подписи в поддержку назначения референдума должны быть собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой из этих областей.
Референдум Автономной Республики Крым назначает Верховная Рада Автономной Республики Крым.
Местный референдум назначают сельские, поселковые, городские, районные, областные советы.
Референдум проводится в соответствии с принципами избирательного права Украины. Населению предлагается несколько (обычно — два) вариантов ответа на четко сформулированный вопрос (вопросы). Принятым считается решение, за которое проголосовало абсолютное большинство населения (50 % + 1 голос), участвовавшего в референдуме.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О всеукраинском и местных референдумах: Закон Украины от 3 июля 1991 г. // Відомості Верховної Ради України. — $991. — № 33. — Ст.443.
О выборах Президента Украины: Закон Украины от 5 марта 1999 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1999. — № 14. — ст.81.
О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов: Закон Украины от 14 января 1998 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1998. — № 3-4. — Ст.15. г. О выборах народных депутатов Украины: Закон Украины от 18 октября 2001 г. // Відомості Верховної Ради України. — 2Q01. — № 51-52. — Ст. 265.
Глава 6.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ
6.1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УКРАИНЫ
Функции Украинского государства реализуются посредством деятельности государственных органов.
Система органов государственной власти Украины построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Единственным законодательным органом. Украинского государства является Верховная Рада Украины.
Исполнительные органы Украинского государства — Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные администрации в областях, районах, городах Киеве и Севастополе.
Судебные органы Украинского государства — Конституционный Суд и суды общей юрисдикции.
Особое место в системе органов власти занимает Президент Украины, являющийся главой государства и имеющий полномочия в различных областях государственного управления. Так, Президент Украины является участником законодательного процесса и в то же время принимает важные решения в сфере исполнительной власти: назначает Премьер-министра и министров Украины, создает, ликвидирует и реорганизует министерства и другие центральные органы исполнительной власти.
В особую группу органов контрольной власти выделяют Прокуратуру Украины, основной задачей которой является надзор за соблюдением законов.
Систему органов государственной власти Украины также можно разделить по вертикали — на центральные и местные органы власти. К центральным относятся Верховная Рада, Президент, Кабинет Министров и министерства, суды. К местным — государственные администрации в областях, районах, городах Киеве и Севастополе.
6.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
Верховная Рада Украины — представительный орган (парламент), который является единственным органом законодательной власти в Украине.
Верховная Рада Украины формируется посредством выборов. Конституционный состав Верховной Рады — 450 депутатов, которые избираются сроком на 4 года. Верховная Рада Украины является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава (300 депутатов).
Конституция Украины закрепляет за Верховной Радой широкий круг полномочий в различных сферах управления. Важнейшими полномочиями Верховной Рады Украины являются:
1) в законодательной сфере — внесение изменений в Конституцию Украины, принятие законов, утверждение Государственного бюджета Украины;
2) во внешнеполитической сфере — объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, ратификация и денонсация международных договоров;
3) участие в формировании органов исполнительной власти. Верховная Рада дает согласие на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины и других высших должностных лиц;
4) участие в формировании органов судебной власти. Верховная Рада назначает треть состава Конституционного Суда Украины, избирает судей судов общей юрисдикции;
5) осуществление парламентского контроля за деятельностью Кабинета Министров. Верховная Рада может принять резолюцию недоверия Кабинету Министров. Формой парламентского контроля является также деятельность Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Верховная Рада ежегодно заслушивает его доклад о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине;
6) смещение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента).
Полномочия Верховной Рады Украины вполне типичны для парламентов современных государств. Перечень полномочий Верховной Рады Украины свидетельствует о том, что Украина развивается в том же направлении, что и демократические страны Европы и Америки — по пути парламентаризма и конституционализма.
6.3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА УКРАИНЫ
Народный депутат Украины — полномочный представитель Украинского народа в Верховной Раде Украины, избранный в соответствии с законом. Конституция Украины и Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» (новая редакция от 22 марта 2001 г.) определяют права и обязанности народного депутата, гарантии депутатской деятельности.
Свои полномочия народный депутат осуществляет на постоянной основе. Статус народного депутата Украины предполагает несовместимость с другими видами деятельности. Народный депутат не должен иметь другой представительский мандат или одновременно быть на государственной службе; занимать должность городского, сельского, поселкового головы; заниматься любой оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, а также медицинской практики.
Перед вступлением в должность народный депутат приносит присягу на верность Украине перед Верховной Радой Украины и скрепляет ее личной подписью. С этого момента начинаются полномочия народного депутата. Полномочия народного депутата прекращаются с момента открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва либо досрочно в случаях, оговоренных законом.
Решение о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины принимается большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины или, в оговоренных случаях — по решению суда.
Конституционный статус народного депутата Украины включает также права и обязанности народного депутата, гарантии депутатской деятельности (см. далее 6.4, 6.5).
6.4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА УКРАИНЫ
Права народного депутата Украины разделяются на две группы.
К первой группе относятся права народного депутата в Верховной Раде Украины:
1) право решающего голоса в Верховной Раде и ее органах, в состав которых входит депутат; право совещательного голоса — в органах Верховной Рады, в состав которых депутат не входит;
2) право избирать и быть избранным на должности руководителей Верховной Рады и в органы Верховной Рады. Народный депутат может быть одновременно членом только одного комитета, временной следственной или временной специальной комиссии Верховной Рады Украины;
3) право предлагать вопросы для рассмотрения Верховной Радой Украины или ее органами;
4) право выступать с законодательной инициативой (в форме внесения в Верховную Раду Украины законопроекта, проекта постановления либо другого законодательного предложения);
5) право принимать участие в прениях и высказывать свое мнение по любому рассматриваемому вопросу;
6) право объединяться в депутатские фракции (группы). Депутатские фракции (группы) — объединения депутатов в Верховной Раде, которые создаются на партийной или внепартийной основе. Народный депутат вправе входить только в одну депутатскую фракцию (группу). Депутатские группы (фракции) имеют право на пропорциональное своей численности представительство в органах Верховной Рады и официальных парламентских делегациях Верховной Рады;
7) право на депутатский запрос. Депутатский запрос — это требование народного депутата, группы народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины к любому государственному органу, органу местного самоуправления или его должностному лицу с требованием дать официальное разъяснение по вопросам, находящимся в их компетенции. Депутатский запрос должен быть поддержан не менее чем одной пятой конституционного состава Верховной Рады (а в случае запроса к Президенту Украины — не менее чем одной третью от конституционного состава Верховной рады Украины);
8) право на депутатское обращение к органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям предприятий, учреждений и организаций. Депутатское обращение содержит предложение совершить действия, дать разъяснения или изложить позицию по вопросам, отнесенным к компетенции органа или должностного лица, которому направлено обращение.
Ко второй группе относятся права народного депутата во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями граждан Украины и иностранных государств:
1) право безотлагательного приема по вопросам депутатской деятельности руководителями и должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;
2) право беспрепятственного посещения органов государственной власти и местного самоуправления и право беспрепятственного доступа на все предприятия, в учреждения и организации;
3) право требовать прекращения нарушений законности;
4) право принимать участие в рассмотрении в органах государственной власти и местного самоуправления предложений и требований избирателей;
5) право принимать участие с правом совещательного голоса в работе сессий местных советов и некоторые другие права.
Основные обязанности народного депутата Украины:
1) соблюдать требования Конституции и законов Украины, закона о Регламенте Верховной Рады Украины, присягу народного депутата;
2) присутствовать и лично принимать участие в заседаниях Верховной Рады и ее органов;
3) лично принимать участие в голосовании;
4) постоянно поддерживать связи с избирателями, информировать их о своей деятельности рассматривать обращения избирателей и вести личный прием избирателей.
6.5. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гарантии депутатской деятельности — это система условий и способов обеспечения осуществления полномочий народного депутата. К их числу относятся:
1) непреложность депутатских полномочий. Никто не вправе ограничить полномочия народного депутата Украины;
2) неприкосновенность народного депутата Украины. Она состоит в том, что народный депутат не может быть без согласия Верховной Рады Украины привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован. Обыск, задержание народного депутата или досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого либо служебного помещения, нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной корреспонденции допускаются лишь в случае, когда Верховной Радой Украины дано согласие на привлечение его к уголовной ответственности;
3) обеспечение народному депутату Украины условий для исполнения депутатских полномочий, которое включает: предоставление служебного кабинета с персональным компьютером, подключенным к информационным сетям, безопасность народного депутата и членов его семьи и др.;
4) защита личных и социальных прав народного депутата Украины, включающая: предоставление отсрочки от призыва на военную службу или сборы, государственное страхование, создание условий для повышения профессионального уровня, финансовое, медицинское и социально-бытовое обеспечение, надлежащие жилищные условия;
5) гарантии трудовых прав народного депутата. В частности, время работы народного депутата в Верховной Раде Украины засчитывается в стаж государственной службы, а также — в его общий и непрерывный стаж работы. По прекращении срока депутатских полномочий народному депутату предоставляется прежняя работа (должность). Народному депутату предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в межсессионный период продолжительностью 45 календарных дней и т.д.;
6) право иметь до пятнадцати помощников-консультантов.
Нарушение прав народного депутата Украины и гарантий его деятельности влечет юридическую ответственность.
6.6. ОРГАНЫ И АППАРАТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
Система органов Верховной Рады Украины определяется Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады (27 июля 1994 г.).
Руководящие должностные лица Верховной Рады Украины:
1) Председатель Верховной Рады Украины. Избирается и отзывается Верховной Радой из числа депутатов путем голосования. Председатель Верховной Рады имеет следующие полномочия: ведет заседания Верховной Рады Украины; организует подготовку вопросов для рассмотрения на заседаниях Верховной Рады; подписывает акты, принятые Верховной Радой; представляет Верховную Раду в отношениях с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государства; организует работу аппарата Верховной Рады;