Политическая культура современной России как динамическая совокупность субкультур. Особенности политической социализации в современной России
Учитывая, что эти вопросы логически связаны между собой, мы рассмотрим их в режиме единого текста.
В учебнике Е.Г.Пономаревой указывается, что в настоящий момент категории «политическая культура» разработана достаточно полно и понимается как ценностно-нормативная система, разделяемая большинством населения в качестве субъекта политического сообщества и включающая в себя базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему.
Необходимо сказать, что российская политическая культура имеет гетерогенный характер. Какие примеры можно привести?
1.Географическое расположение России между Европой и Азией оказало серьезное влияние на российское общество. Страна оказалась на месте пересечения двух социокультурных типов: европейского, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и азиатского, ориентирующегося на общество, коллектив, государство. При этом взаимодействие в российском обществе этих противоположных типов породило следующую особенность: параллельно с процессом взаимообогащения обоих типов между ними шла непрерывная борьба. В результате возникающие противоречивость и конфликтность политической культуры находит свое отражение в противоборстве «западников» и «славянофилов», западной модели развития и модели самобытного пути России.
2.Специфику роли и места России определяло также огромное геополитическое пространство, на котором сосуществовали народы с различными культурными традициями. В этих условиях в российской политической культуре сформировалось такое явление как этатизм (от французского слова «etat» - «государство»). В соответствии с этим термином, государство воспринимается как гарант целостности и существования общества, и оно имеет право вмешиваться во все сферы жизнедеятельности общества и стремиться подчинить его своему контролю. В России условиях отсутствия гражданского общества такое восприятие отражало реальную роль государства, причем не только в царское время, но и в советский период, когда необходимо было удержать победу социализма в капиталистическом окружении. Без сильного государства добиться международного признания было невозможно. В постсоветское время традиция этатизма была ослаблена, однако она вскоре возобновилась вместе с усилением вертикали власти, что явилось причиной усилением роли федерального центра.
3. Значительный период политической истории России представляет собой постоянное противоборство либеральных и патриархальных ценностей: с одной стороны - частная инициатива; с другой - соборность, общинность, при склонности к авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа, сильному государству. Начиная с реформ Петра I и по сегодняшний день политическая история России напоминает «зебру» - либеральная тенденция, не успев закрепиться в результате усилий очередных реформаторов, сменяется возвратом к традиционным массовым ценностям (по моему мнению, наиболее отчетливо это проявилось в XIX веке).
Отметим факторы, определяющие развитие политической культуры российского социума:
1. Патернализм и клиентализм: патронаж государства, какого-либо института или лица, а также использование политическими элитами преимуществ неформальных связей;
2. «Выключенность» широких слоев населения из повседневного политического процесса;
3. Симбиоз анархизма и этатизма: соединение в сознании граждан установок верноподданного и революционера, готовность отдать жизнь за свободу;
4. Принципиальное функциональное разделение в сознании населения государственной власти на верховную и административную;
5. Наднациональная идея гуманного империализма: национально толерантное сознание при неспособности осознавать, формулировать и защищать национальные интересы;
6. Вотчинный принцип политической организации: собственность не является залогом свободы и права, наблюдается зависимость всех социальных слоев от воли правителя.
!!!! Российской политической культуре присуще устойчивое отчуждение большинства населения от власти с одновременным желанием верить какому-то лидеру в том, что он все сделает. Неудовлетворенность жизнью и недоверие к властным институтам не вызывает потребности в массовых акциях протеста при высоком уровне активности на общенациональных выборах.
Функции современной российской политической культуры:
1. Ориентационная – указание идеалов и ценностей, к которым следует стремиться;
2. Интегрирующая – способность консолидировать общество на базе сформулированных целей и ценностей;
3. Нормативная – придание смысла обыденному человеческому поведению и активности;
4. Легитимизирующая – обоснование права властных институтов на управление обществом и являющаяся основой пропагандистской политики власти.
!!!!В сегодняшней России формирование демократической политической культуры зависит от направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране, от восприятия людьми демократических институтов власти, а так же от динамики смены поколений. В связи с этим можно отметить следующее: неспособностьсегодняшних российских политических институтов (исключая президента), связываемых в массовом сознании с демократией, к решению проблем простых людей, в какой-то степени приводит к дискредитации демократическойидеи вообще.
Касательно политической социализации в современном российском обществе:
Под политической социализацией понимается процесс постепенного усвоения стандартов сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться к конкретной политической системе и выполнять там определенные функции.
Важнейшей характеристикой российского политического процесса является проблема культурализации социального. Противоречия между мигрантами и местными жителями прежде всего социального свойства (борьба за рабочие места, приемлемые цены на жилье, доступ к образованию и т.д.). Большое значение имеют культурные и этнические различия. Этническая идентичность в основном базируется на национальности родителей, историческом прошлом, территории.
Российская идентичность – место страны в мире, геополитическое пространство, ресурсы страны, достижения в культуре и историческая общность. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы выстроить систему отношений, основанную на взаимопонимании и доверии. Когда интересы и права граждан, независимо от национальности, действительно будут защищены государством, а институты гражданского общества смогут вести диалог с государством от имени конкретных групп, только тогда можно надеяться на гибкую и прочную общероссийскую консолидацию, соответствующую реалиям современного целостного общества. (Е.Г. Пономарева).