Российские СМИ как институт гражданского общества и институт государства. Политические функции СМИ в современной российской политике

Средства массовой информации являются одним из важнейших в политическом отношении институтов гражданского общества. Они выступают основным гарантом информационного обеспечения демократического процесса, прежде всего за счет полного информирования граждан обо всех наиболее значимых событиях и явлениях в обществе, о действиях властей и их позиции по поводу тех или иных вопросов и проблем. Всесторонне информирование предполагает представление точек зрения различных общественных групп и сил, для того чтобы они смогли соотнести свои интересы с интересами других сил и групп с целью дальнейшего обсуждения, согласования и выработки взаимоприемлемого решения. Также СМИ могут делать достоянием общественности все значимые случаи отклонения от закона, норм общественной морали не только криминальных элементов, но и представителей бизнеса и властных структур, тех или иных социальных институтов.

Таким образом, по отношении к власти они могут выступать в роли не парламентской оппозиции. Однако нередко СМИ выступают представителями интересов власти или бизнеса. П. Бурдье в своей работе «О телевидении и журналистике», отмечая растущую роль СМИ, увеличение их ресурсов и возможностей воздействия на процессы внутри общества, одновременно подчеркивает и увеличивающуюся степень зависимости СМИ как от властных, так и от бизнес структур. СМИ оказываются в положении, когда культурные блага и информация рассматриваются как любой другой товар, а значит их распространение и создание должны подчиняться общим экономическим законам, главный из которых - извлечение прибыли. Последствием этого становится невидимая цензура, обращение СМИ к манипуляторским методам воздействия на зрителя.

Свободные и независимые СМИ являются неотъемлемым атрибутом развитого гражданского общества и играют важную роль в успешном развитии гражданского общества и правового государства. В то же время свобода информации достигается через плюрализм информационных каналов, когда наряду с государственными существуют и частные и акционерные СМИ.

Российские СМИ в своем развитии прошли через несколько этапов, на протяжении которых менялись сами СМИ, их функции в обществе, а также их взаимоотношение с властью:

o с середины 80-х гг. на страницах изданий поднимаются ранее недоступные для обсуждения темы (теневая экономика, бедные, сироты, разрастание преступности), и допускаются различные социально-политические точки зрения. В этот период СМИ инициируют процесс раскрепощения мысли, осуществляют переворот в сознании советского человека и становятся важнейшей социально-политической силой. Уровень доверия к ним предельно высок. После горбачевского закона о печати наблюдается «информационный» бум. СМИ выполняют информационную, просветительскую функции, а также функцию социальных преобразований;

o период 1992-1993 гг. характеризуется политическим противостоянием руководства страны и относительной деполитизацией СМИ, стремящихся, прежде всего, защитить интересы общества в сложных условиях реформирования и «шоковой терапии». Наблюдается тенденция развития местных изданий. Руководство страны разделилось на два противоборствующих лагеря, что привело к борьбе за влияние над СМИ и главным образом на телевидение. Телевидение стало самым влиятельным средством массовой информации из-за падения тиражей и экономической неспособности населения выписывать журналы и газеты;

o в последующие три года (1994-1996) наблюдалась временная стабилизация в политической сфере, что привело к оттоку политизированного капитала из СМИ. Активно развивается журналистика и рынок деловой прессы. Большинство изданий «пожелтело», а часть из них вернулись под учредительство органов власти. Владельцы крупных СМИ предлагают свои пропагандистские услуги в обмен на право доступа к распределению государственной собственности в ходе приватизации;

o в течение 1995-1996гг. произошли значительные изменения в системе функционирования СМИ. Газеты и журналы становятся рычагом борьбы за политическую власть, но при этом движущей силой становится финансовая заинтересованность отдельных журналистов и крупных собственников СМИ. Происходит сращение политики и масс-медиа. Информационная функция и функция четвертой власти сменяется на манипулятивную функцию;

o в 1997-1998гг. проявляется тенденция концентрации и корпоративизации российских СМИ. Мощью в этот период обладают не сами СМИ, а те, кто за ними стоит, то есть финансовый и промышленный капитал. В жизнь вошло понятие «информационные войны». 8 мая 1998г. Президент подписывает указ «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации», что стало началом борьбы за возвращение государственного контроля над принадлежавшими государству СМИ. Обозначилось резкое падение доверия общественности не только к сообщениям прессы, но и к деятельности СМИ в целом;

o после выборов 1999-2000гг. процесс усиления государственных СМИ продолжается. В 2000г. Президент подписывает «Доктрину информационной безопасности Российской Федерации». Таким образом, политические дискуссии в прессе были сведены к минимуму, а так же расширился круг лояльных государству СМИ.

Итого: усиление государственного контроля над СМИ дало и положительные (прекращение «информационных войн», способность государства противостоять информационным атакам со стороны бизнес структур, направленных на достижение узкокорыстных интересов), и отрицательные (сужение числа каналов и программ, обсуждающих оппозиционные точки зрения, и не совсем легальные методы воздействия на собственников крупных масс-медийных корпораций) результаты.

Модификация общественного поведения в интересах господствующего класса - вот основная роль, отводящаяся СМИ в современном российском обществе. Реализация этой роли отводится новому общественному институту - медиаполитической системе. Она является симбиозом СМИ и политических институтов, при котором СМИ выполняют мобилизационную функцию, используя специфические символические средства управления поведением людей и привлечения их внимания к каким-либо проблемам. Медиаполитическая система представляет собой сбалансированную систему информационных потоков и каналов коммуникации, целью которой является формирование общественного мнения по тем или иным вопросам.

Медиаполитическая система состоит из трех уровней:

Ø социетальный уровень - общенациональные электронные СМИ, прежде всего федеральное телевидение, создающее общенациональное информационное пространство и более-менее единую повестку дня. К этому же уровню можно добавить ведущую общероссийскую качественную прессу, которая помогает вести узконаправленные политические кампании, ориентированные на региональных лидеров общественного мнения. Как особенную часть первого уровня медиаполитической системы следует рассматривать печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата, ставящих себя вне политики. Такими СМИ, как правило, являются коммерческие издания, телевизионные и радиокампании. Как правило, эти СМИ ориентированы на получение прибыли, однако они бывают вовлеченными в разовые локальные политические кампании или участвуют в них опосредовано;

Ø региональный уровень - региональные электронные или печатные СМИ, часто убыточные и контролируемые региональной администрацией, и часто решающие узконаправленные политические интересы своих инвесторов, как правило, во время (или во имя) избирательных кампаний;

Ø Интернет – третий уровень медиаполитической системы России. Его возможности по достоинству оценены всем спектром политически активных граждан. Одни, не имея влияния на классические информационные потоки, используют его как аналог советского самиздата, другие, инвентаризируя его возможности, все чаще используют Интернет как средство отмывания информации. Несмотря на это, Интернет-ресурсы функционируют, как правило, по нормальным рыночным экономическим законам.

Функции медиаполитической системы:

v Функция активации. СМИ в рамках медиаполитической системы не изменяют отношение аудитории к какому-либо событию или процессу, однако подталкивают людей к действию в том направлении, в котором происходит объективное информирование.

v Функция усиления. Эта форма воздействия старается не столько привлекать новых сторонников к какой-нибудь точке зрения, сколько удерживать старых. В этом случае СМИ обновляют и подтверждают уже сформированное мировоззрение и мнения.

v Функция конверсии. Эта форма воздействия способствует переходу сторонников одного политического актора к другому, например, членов одной партии в другую.

!!!! В конце нужно отметить, что часть проблем российских СМИ отражает общемировые тенденции развития этой сферы, которая не может считаться идеальной, а часть же- отражает специфику становления рынка СМИ в России, объективные трудности перехода от советской модели СМИ.

Наши рекомендации