Понятие и характеристика политической системы 4 страница

Понятие и характеристика политической системы 4 страница - student2.ru Следущим важным этапом в совершенствовании правового ре­гулирования деятельности политических общественных объедине­ний стал Федеральный закон «О внесении изменений и дополне­ний в Федеральный закон «Об общественных объединениях» 1998 г. Он ввел ряд конкретных ограничительных признаков политическо­го общественного объединения, при наличии хотя бы одного из ко­торых последнее не могло быть признано в качестве политического. К таковым не могли быть отнесены объединения, во-первых, заре­гистрированные в качестве профсоюза, религиозной, благотвори­тельной организации, национально-культурной автономии, а также общественного фонда, учреждения, органа общественной самодея­тельности; во-вторых, уставом которых допускается членство иностран­ных граждан или предусматривается формирование объединения по профессиональному, национальному, расовому или конфессиональ­ному признаку; в-третьих, преследующие цели извлечения прибыли посредством предпринимательской деятельности и распределения получаемой прибыли (имущества, собственности), а также создан­ные для реализации любительских и иных неполитических интересов.

Такая правовая конструкция общественного объединения как своеобразного родового понятия, охватывающего политические партии, непартийные политические объединения и политические движения, сыграла определенную позитивную роль на ближайших парламентских выборах. В избирательной кампании 1999 г. прини­мало участие 26 избирательных блоков и объединений, и только

Понятие и характеристика политической системы 4 страница - student2.ru 428 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях

Понятие и характеристика политической системы 4 страница - student2.ru шесть из них сумели набрать предусмотренные законом для полу­чения депутатских мандатов 5 % голосов избирателей.

Что касается дальнейшего развития законодательства об обще­ственно-политических объединениях с точки зрения наиболее пол­ной реализации конституционных прав граждан на идеологическое и политическое многообразие, то этот вопрос долгое время оставал­ся дискуссионным. Споры в основном сводились к тому, нужен или не нужен специальный закон о политических партиях. Одни были убеждены, что принятие отдельного закона о партиях, факти­чески закрепляющего их монополию на участие в выборах, противо­речило бы реально сложившейся в стране партийно-политической системе, в которой наряду с партиями все более активную роль иг­рают и политические движения. Другие, наоборот, считали, что такой закон необходим, поскольку партии являются исторически вызревшим типом общественной организации, наиболее адекватно отвечающим потребностям политической деятельности, имеют сравнительно четкие идеологические ориентиры и организационную структуру и потому легче поддаются контролю со стороны общества и государства.

Первые попытки узаконить деятельность политических партий предпринимались еще в 1991—1992 гг. в Верховном Совете РСФСР. Был подготовлен проект специального закона. Но большинство де­путатов, главным образом из числа сторонников КПРФ, оказались тогда не готовы к восприятию идей подлинной многопартийности. В результате проект так и не вышел за пределы Комитета по делам общественных объединений.

Избранная в конце 1993 г. Государственная Дума первого созы­ва вновь вернулась к закону о политических партиях. Однако его ожидала нелегкая судьба. Он трижды обсуждался в первом чтении, дважды — во втором и был принят в третьем чтении 8 декабря 1995 г. на последнем заседании палаты. Разработчики закона аргументиро­вали необходимость принятия закона тем, что он регулирует отно­шения, возникающие в связи с реализацией гражданами своего конституционного права на идеологическое и политическое много­образие. С принятием Закона и появляется особая организационно-правовая форма «политическая партия», так как Закон «Об обще­ственных объединениях» не рассматривает это понятие и отсылает к специальному законодательству. Закон о партиях, как отмечали его разработчики, закрепляет принципиальные отличия политических партий от иных общественных объединений прежде всего в возмож­ности вьщвигать кандидатов на выборные и иные должности в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления, соз­дает правовую основу для деятельности фракций политических партий в представительных органах всех уровней.


23. Государство и законодательство о политических партиях

11 июля 2001 г. Федеральный закон «О политических партиях» был подписан Президентом РФ и вступил в силу. В последующие годы линия на искусственное выращивание политических партий и формирование в стране многопартийной системы ограниченного типа с доминирующей «партией власти» во главе получила даль­нейшее развитие в ряде законодательных инициатив. Наиболее важной среди них является законопроект «О выборах депутатов Го­сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции», внесенный Президентом РФ и 24 декабря 2004 г. принятый Государственной Думой в первом чтении. Основная идея законо­проекта состоит в изменении смешанного мажоритарно-пропор­ционального принципа формирования Государственной Думы и из­брания всех депутатов палаты по избирательному округу пропор­ционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Понятие и характеристика политической системы 4 страница - student2.ru Судьба политических партий и партийной системы пока не ре­шена. Проблема государства и законодательства о политических партиях нуждается в осмыслении в свете формирования граждан­ского общества и правового государства.



Понятие и характеристика политической системы 4 страница - student2.ru Понятие и характеристика политической системы 4 страница - student2.ru Понятие и характеристика политической системы 4 страница - student2.ru Понятие и характеристика политической системы 4 страница - student2.ru Понятие и характеристика политической системы 4 страница - student2.ru БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.

2. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

3. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1.

4. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов В.Н. Информационное пра­
во. СПб., 2001.

5. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Дани-
ленко. М., 2000.

6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М, 2000.

8. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. Теоре­
тические и практические проблемы. М., 1998.

9. Гаджиев КС Политическая философия. М., 1999.

10. Гегель. Философия права. М., 1990.

11. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М., 2002.

12. Еллинек. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

13. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004.

14. Керимов Д.А. Государствоведение: актуальные проблемы теории.
М., 2003.

15. Керимов Д.А. Методология права. М., 2003.

16. Керимов ДА. Проблемы общей теории государства и права. М., 2001.

17. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1996.

18. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1984.

19. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права М., 1998.

20. Мальков Б.Н. Философия права: Курс лекций. М., 2006.

21. Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой.
М, 2005.

22. Малюшин А.А. Концепция современного правового государства.
М., 2005.

23. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2005.

24. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории государства. Сара­
тов, 2004.

25. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004.

26. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005.

27. Нерсесянц B.C. Национальная идея России во всемирно-истори­
ческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. М, 2001.

28. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.


29. 2003. 30. 31.

Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М.,

Общая теория государства и права. М., 1998. Т. 1. Общая теория прав человека. М., 1990.

32. Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004.

33. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теори­
ей нравственности. СПб., 2000.

34. Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2003.

35. Проблемы общей теории государства и права / Под ред. B.C. Нер-
сесянца. М., 2001.

36. Просвирин Ю.Г. Информационное законодательство: современ­
ное состояние и пути совершенствования. Воронеж, 2000.

37. Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства. М., 2001.

38. Радъко Т.Н. Теория государства и права. М., 2004.

39. Рассолов И.М. Право и Интернет. М.: Норма, 2003.

40. Рассолов И.М. Теоретические проблемы Интернет-права. М., 2000.

41. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995.

42. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2002.

43. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999.

44. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Пе-
ревалова. М., 1998.

45. Теория государства и права / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995.

46. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова. М., 2004.

47. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучи­
на, Б.С. Эбзеева. М., 2001.

48. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Мату-
зова и А.В. Малько. М., 1997.

49. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995.

50. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.

51. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

52. Шагиева Р.В. Концептуальные основы теории правовой деятель­
ности. М., 2005.

53. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1995. Т. 2.

Понятие и характеристика политической системы 4 страница - student2.ru Учебное пособие

Наши рекомендации