В построении демократического общества
Одна из наиболее ярко выраженных тенденций нашего времени — утверждение основных принципов демократического режима в бывших тоталитарных и авторитарных государствах. Но этот процесс имеет волнообразный и противоречивый характер в зависимости от многих субъективных и объективных факторов.
Один из пиков установления демократических режимов в независимых государствах приходится на период после окончания Первой мировой войны, когда рухнули старые европейские монархии в Германии и Австро-Венгрии и образовалось несколько новых государств в Восточной Европе. Но в 1920-1930-е гг. именно в этих странах, а также в Италии, Аргентине, Бразилии, Японии, Португалии и Испании парламентские системы потерпели крах. Новая волна развития демократических режимов прошла после Второй мировой войны с установлением правового государства в ФРГ, Австрии, Италии и Японии. Но в конце 1960-х — начале 1970-х гг. этот процесс пошел на спад в результате установления ряда авторитарных режимов. Наконец, на рубеже 1970-1980-х гг. вновь стали заметны признаки либерализация режимов, получившей огромный импульс после начала «перестройки» в СССР. Этот переход к демократизации общественных систем внушает самые большие надежды сторонникам демократии.
Под переходом в политологии понимают процесс, протекающий между падением одной системы и утверждением другой, т. е. установление нового строя, новых институтов и ценностей. Но констатация еще ничего не говорит об исходе этого процесса; поскольку демократизация может быть приостановлена, возникнет гибридная структура или произойдет откат к авторитарному режиму. В методологическом плане понятие «переход позволяет избежать жесткого деления политических режимов на авторитарные и демократические, во многих случаях можно лишь говорить о степени демократизации политических институтов власти.
Демократизацию следует отличать от либерализации. Последняя предполагает, что власть делает ограниченные и контролируемые уступки в сфере политических и гражданских прав без придания им полного и всеобъемлющего характера. Режим идет на некоторый компромисс с оппозицией, но одновременно сдерживает ее требования участия во власти. Однако процесс либерализации очень подвижен и обладает собственной динамикой. Либерализация часто предшествует переходу к демократическому режиму. В Венгрии, например, с 1968 г. внедрялся «новый экономический механизм», нацеленный на усиление роли рынка и предоставление большей автономии предприятиям. В других странах (СССР. Чехословакия) либерализация и демократизация практически совпали по времени.
Исходя из опыта большинства стран мира, мы можем набросать типичную картину процесса перехода от авторитарного режима к демократическому.
Как правило, первым шагом является принятие новой конституции, выборы главы государства и парламента. Власть переходит в руки правительства, сформированного более или менее демократическим путем. Однако это еще не означает становление демократического режима. Утверждение демократии связано с более глубокой трансформацией государства и общества, и как раз этот этап является наиболее опасным с точки зрения возврата к авторитаризму. Решающее значение имеет не столько установление и обустройство институтов власти, сколько формирование гражданского общества — независимых от государства и господствующей партии объединений граждан, способных автономно и в союзе с другими ассоциациями отстаивать свои права и интересы. Эти группы и отдельные граждане должны уметь координировать свои действия, создавать коалиции и активно защищать свои идеалы. Зрелость элементов гражданского общества зависит как от последовательности и решительности реформ, так и от исторических и культурных особенностей конкретной страны.
Хотя идея демократии получила в современном мире широчайшее распространение и признание, все еще меньшинство населения Земли живет в условиях этой формы правления. Во многих странах демократия служит лишь респектабельным фасадом для преимущественно авторитарной власти. Часто демократические формы правления оказываются нежизнеспособными и терпят крах. Какие же условия создают предпосылки для перехода к демократии и от чего зависит стабильность?
Ответить на эти вопросы пытались многочисленные научные исследования, осуществленные на Западе после Второй мировой войны. Их авторы на основе сравнительного анализа обширного статистического материала выявили целый ряд экономических, социальных, культурных и внешнеполитических предпосылок демократии.