Узбекистан на пути прогресса. Формирование правового демократического государства и основ гражданского общества

При изучении данной темы следует выделить следующие вопросы плана:

1. Достижение Узбекистаном государственной независимости. Узбекистан - свой путь обновления и прогресса.

2. Формирование в Узбекистане новой политической системы. Создание в Узбекистане основ гражданского общества.

30 августа 1991 года начала свою работу VI сессия Верховного Совета Узбекистана XII созыва. Эта сессия имела историческое значение, так как на ней была провозглашена государственная независимость Узбекистана и образование нового государства Республики Узбекистан. На сессии был принят Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» а также «Заявление Верховного Совета Республики Узбекистан о государственной независимости».

Достижение Узбекистаном своей независимости – это важнейшее событие в новейшей истории узбекского народа. Особенностью этого события является то, что Узбекистан добился своей независимости мирным, парламентским путём.

Историческое значение достигнутой независимости очень велико:

1. Воплотилась вековая мечта узбекского народа о свободе и независимости.

2. Возникли необходимые условия для формирования в Узбекистане демократического, правового государства и основ гражданского общества.

3. Стало возможным использовать огромный потенциал республики на благо народа.

4. Возникли условия для формирования в стране рыночной экономики.

5. Впервые народ Узбекистана получил право самостоятельно определять свою судьбу.

6. Узбекистан вышел на мировую арену как самостоятельный субъект международного права.

7. Стало возможным возрождение духовных ценностей узбекского народа, его национальных обычаев и традиций, восстановить свою историю.

Провозглашение государственной независимости стало первым шагом на пути построения в Узбекистане демократического, правового государства и основ гражданского общества на основе рыночной экономики.

Для осуществления этой политики необходимо было заручиться поддержкой народа, выяснить его отношение к политике руководства Узбекистана. С этой целью 29 декабря 1991 года состоялся всенародный референдум. В нём участвовало 9,8 млн. человек или 94,1% от общего числа включённых в списки. Государственную независимость Узбекистана поддержало 98,2% голосовавших.

Результаты референдума наглядно подтвердило решимость народа Узбекистана идти по пути независимости, строить новое общество, формировать новые политическую и экономическую системы.

С первых дней независимости началась работа по разработке новых государственных символов – флага, герба, гимна. Государственные символы – это не просто набор знаков и цветов. Они отражают сущность политики проводимой данным государством, его вековые традиции, духовные ценности народа, его чаяния и надежды.

18 ноября 1991 года на VIII сессии Верховного Совета Республики Узбекистан был принят Закон «О Государственном флаге Республики Узбекистан», 2 июля 1992 года на X сессии Верховного Совета был принят Закон « О Государственном гербе Республики Узбекистан», а 10 декабря 1992 года на XI сессии Верховного Совета Закон « О Государственном гимне Республики Узбекистан».

Достижение Узбекистаном своей независимости создало необходимые предпосылки для осуществления политических, социально – экономических реформ, необходимых для построения в стране демократического государства и основ гражданского общества на основе рыночной экономики.

В свою очередь осуществление этих преобразований требует создания прочной правовой основы, принятия новых законов, отвечающих современным мировым стандартам. Главной целью этих законов должно быть защита прав и свобод личности, установление социальной справедливости, народовластия, подлинной демократии.

Достижение этой цели требует определения первостепенных задач, от решения которых и зависят темпы осуществления необходимых реформ:

- Ликвидация старой политической и экономической систем.

- Формирование политико-правовых и конституционных основ нового государства.

- Исходя из мирового опыта, построение демократического государства требует осуществления в политической сфере следующих задач:

- Утверждение принципов подлинной демократии. Народ должен иметь полную возможность осуществлять свою власть как непосредственно, так и через своих представителей.

- Построение национальной государственности на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

- Формирование правового государства, гарантирующего юридическое равенство всех граждан перед законом и его верховенство, защиту интересов общества и безопасность населения. Правовое государство немыслимо без торжества законности и правопорядка, приоритета прав и свобод личности, твёрдой дисциплины, уважения законов и традиций.

- Обеспечение равноправия всех граждан Узбекистана, независимо от расовой, национальной или религиозной принадлежности.

- Защиты прав и свобод национальных меньшинств, гарантированного обеспечение сохранения и развития их культуры, языка, национальных обычаев и традиций.

- Реального формирования многопартийности, как необходимого и закономерного атрибута подлинной демократии. В тоже время вне закона должны быть партии и общественные движения, имеющие своей целью насильственное свержение власти.

- Независимые СМИ как «четвёртая власть».

- Обеспечение справедливого судопроизводства.

- Решительный отказ от монополии одной идеологии, одного мировоззрения. Ни одна идеология не может претендовать на знание абсолютной истины.

В формировании нового, правового государства, политической системы общества большой вклад внёс Президент Узбекистана И.А.Каримов. В своих произведениях: «Узбекистан - свой путь обновления и прогресса (1992 г.), «Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения» (1993 г.), «Узбекистан на пути углубления рыночных преобразований» (1995 г.), «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса» (1997 г.) «Узбекистан устремлённый в ХХI век.»(1999г.) и др. он разработал теоретические основы построения в Узбекистане нового общества.

Одной из главных задач в процессе формирования новой политической и экономической системы общества является создание необходимой правовой основы. Такой основой является основной Закон страны - его Конституция. Идея о необходимости разработки новой Конституции была выдвинута в связи с принятием «Декларации о суверенитете» в 1990 году. В связи с этим была создана Конституционная комиссия во главе с Президентом Узбекистана И.А.Каримовым. К лету 1991 года был разработан проект Конституции, но события августа 1991 (ГКЧП), достижение Узбекистаном своей государственной независимости заставило пересмотреть этот проект. К 1992 году был разработан новый проект Конституции, состоявший из 149 статей. 26 сентября 1992 года этот проект был опубликован во всех газетах для всенародного обсуждения. В ходе его обсуждения, учитывая поступившие предложения и замечания, Конституционная комиссия дополнила Конституцию и 21 ноября 1992 года вновь вынесла его на повторное обсуждение. 8 декабря 1992 года на XI сессии Верховного Совета XII созыва была принята Конституция Республики Узбекистан. Она состояла из 6 разделов и 128 статей. Конституция Республики Узбекистан основывается на следующих основных принципах (1 разд. Конституция):

1. Государственный суверенитет (ст.1-6 Конституции РУз.)

2. Народовластие. (ст. 7-14 Конституции РУз) .

3. Разделение государственной власти на три ветви- законодательную, исполнительную и судебную (ст.11КонституцииРУз.).

4. Верность принципам демократии .

5. Верховенство Конституции и законов(ст. 15 Конституции РУз.)

6. Соблюдение прав и свобод граждан. Приверженность принципу равенства прав, свобод и обязанностей граждан (ст. 18-52 Конституции РУз.).

7. Законность. Организации жизни граждан и деятельности государственных органов на основе законов.

8. Верность принципы внешней политики (ст. 17 КонституцииРУз.)

9. Местное самоуправление. Следуя национальным традициям, введён институт хокимов, как глав местных органов власти.(ст.99-104Конституции РУз.)

Принятие Конституции страны имело огромное историческое значение. Она создало прочную правовую базу для осуществления политических и экономических реформ, построения в Узбекистане демократического, правового государства, перехода страны на рыночные отношения, обеспечения приоритета прав и свобод граждан, законодательно оформила государственную независимость республики. Для обеспечения стабильного и длительного действия нынешней Конституции в нём предусмотрено возможность внесения изменений и дополнений (6 разд. Конституции). В отличии от советской, новая Конституция опирается на основополагающие международно – правовые документы ООН, Всеобщую Декларацию прав человека, она впитала в себя мировой опыт конституционного развития и достижения демократии в различных стран.

Принятие Конституции Узбекистана послужило толчком к началу необходимых реформ. « Смысл и цель реформ,- подчеркивал И.А.Каримов- заключается в том , чтобы создать необходимые условия при которых каждый гражданин Узбекистана имел бы возможность раскрыться как личность, проявить свои способности, свой талант, сделать свою жизнь лучше, достойной, духовно богаче». В процессе реформирования политической системы Узбекистана можно выделить следующие этапы:

1.1991- 2000годы. Это этап первоочередных реформ и преобразований переходного периода. В этот период происходит демонтаж старой однопартийной, административно – командной системы управления, создание политико–правовой основы новой государственности, формирование новой политической и экономической систем. Основные события этого периода - всенародное избрание Президента Узбекистана (1991 год, 29 декабря), принятие Конституции Узбекистана (1992 год, 8 декабря), введение новой системы выборов и формирование Олий Мажлиса (1994 год 25 декабря), формирование многопартийной системы в Узбекистане. Обобщая итоги реформирования и обновления страны за этот период, у нас есть все основания отметить, что этот этап заложил прочный фундамент национальной государственности и устойчивого развития республики.

2. 2000-2007г. Это период активного демократического обновления и модернизации страны. В этот период мы можем наблюдать процесс укрепления демократизации в обществе, углубление либерализации всех сторон политической и экономической жизни, формирование двухпалатного Олий Мажлиса, углубление судебной реформы, раздел полномочий центральной и местных органов власти, повышение политической и экономической активности граждан, формирование основ гражданского общества.

3. Начиная с 2008 года мы вступили в новый, третий этап развития страны. Он характеризуется углублением демократических реформ и процессов модернизации.Начало этого этапа связано с разработкой Президентом Узбекистана И.Каримовым “Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране” (2010г.) Эта Концепция является непосредственным продолжением курса нашей страны направленного на обновление общества и создания основ рыночной экономики начатая с первых шагов независимого Узбекистана. Этот документ включает в себя долговременные стратегические программные задачи направленные на дальнейшее обновление страны и дальнейшую модернизацию общества. Концепция включает в себя шесть направлений:

1. Демократизация государственной власти и управления.

2. Реформирование судебно-правовой системы.

3. Реформирорвание информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации

4. Обеспечение свободы выбора и развитие избирательного законодательства.

5. Формирование и развитие институтов гражданского общества.

6. Дальнейшее углубление демократических рыночных реформ и либерализация экономики.

Реформирование общества невозможно без сильной государственной власти, где важнейшую роль играет законодательная власть. Формирование правового государства невозможно без правового обеспечения социально – экономических и политических реформ в обществе. Особенностью формирования законодательной власти в Узбекистане является то, что вплоть до 1994 года в стране сохранялся государственный орган, сформированный ещё в советский период - Верховный Совет XII созыва(1990 г.). В тоже время необходимо подчеркнуть, что этот Верховный Совет сыграл важную роль в обеспечении государственной независимости Узбекистана. В частности им были приняты «Декларация о суверенитете» (1990 г.), решение об учреждении поста Президента в стране (1990 г.), закон «Об основах государственной независимости Узбекистана» (1991 г.), Конституция Узбекистана (1992 г.), закон «О выборах в Олий Мажлис» (1994 г.). В течение 1991-1994 годов Верховный Совет принял более 200 законов, 500 решений, обеспечивших начало переходного периода в Узбекистане. Однако, необходимость решения новых задач, требовало формирования нового законодательного органа, отвечающего требованиям современного мира и национальным интересам. 28 декабря 1993 года на XIV сессии Верховного Совета был принят Закон «О Олий Мажлисе Республики Узбекистан». 22 сентября 1994 года на XVI сессии Верховного Совета Закон «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан». Таким образом, была создана правовая база для создания нового парламента. 25 декабря 1994 года состоялись выборы в Олий Мажлис. Особенностью этих выборов было то, что они впервые проводились на альтернативной, многопартийной основе. В них впервые участвовали две партии - «Народно-демократическая партия Узбекистана», а также партия «Ватан тараккиёти». Было избрано 250 депутатов. Вновь избранный Олий Мажлис коренным образом отличался от Верховного Совета:

- выборы в Олий Мажлис проводились на многопартийной основе;

- при организации выборов отказались от классового принципа его формирования;

- у людей впервые появилась альтернатива, свобода выбора.

Олий Мажлис первого созыва (1995 – 1999 гг.) провёл 15 сессий. На них были разработаны 10 кодексов, 2 национальные программы, 145 законов, принято около 450 решений, внесены изменения в 216 законов, ратифицировано более 70 международных договоров. 5 декабря 1999 года состоялись выборы в Олий Мажлис второго созыва. В нём приняли участия уже 5 политических партий (НДПУ, «Ватан тараккиёти», «Адолат», «Миллий тикланиш», «Фидокорлар»), а также представители органов местной власти. Работа Олий Мажлиса второго созыва также была плодотворной. В ходе его работы было принято около 300 законов, которые обеспечили дальнейший курс государства направленный на либерализацию политической и экономической сферы, расширение прав предпринимателей, углубление рыночных преобразований. Но время требовало ускорения темпов экономических реформ, демократизации общества. Оставались нерешёнными много проблем. Как подчёркивал Президент Узбекистана И.А.Каримов «Критически подходя к оценке нашей законотворческой деятельности, мы должны избавиться от имеющихся недостатков, добиваться совершенствования нашего законодательства, последовательного осуществления законов, мы должны научиться жить на основе законов».

Отмечая положительные сдвиги в жизни общества за годы независимости, мы должны видит и существующие проблемы - политическая активность населения недостаточна высока, политические партии и движения ещё не заняли в жизни общества достойное место. Для этого они должны иметь конкретные цели, программы действий, исходя из потребностей жизни, нужд людей. СМИ ещё не стали действенной силой современной жизни общества, силой, которая могла бы контролировать государственные органы и работу чиновников, защищать интересы простых людей. Важной проблемой остаётся защита прав предпринимателей. Для решения этих и других проблем необходима дальнейшая либерализация всех сфер жизни общества, повышение политической культуры и активности граждан, формирование механизма обеспечивающего равновесие интересов и сил в обществе. Всё это требовало совершенствования законотворческой деятельности Олий Мажлиса. С этой целью 27 января 2002 года в Узбекистане состоялся общенародный референдум. На нём обсуждалось два вопроса - о формировании двухпалатного Олий Мажлиса и об изменении сроков правлении Президента с 5 лет на 7 лет. Опираясь на итоги референдума, на X сессии Олий Мажлиса второго созыва были приняты Законы «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан», «О Законодательной Палате Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О Сенате Олий Мажлис Республики Узбекистан». На основе этих законов в 2003 году в Конституцию Узбекистан были внесены изменения (гл. XVII-XX, XXIII Конституции). 26 декабря 2004 года состоялись выборы в Законодательную палату Олий Мажлис. В нём приняли участие как представители политических партий (НДПУ, «Адолат», «Миллий тикланиш», «Фидокорлар», ЛибДП), так и представители кандидатов от инициативных групп.

Необходимость создания двухпалатного парламента было обусловлено следующими причинами:

1. Необходимо было создать систему сдержек и противовесов для принятия качественных, обоснованных законов и решений.

2. Повысить качество законотворческой деятельности парламента.

3. Добиться пропорциональности интересов государства в целом и регионов путём создания Сената.

4. Расширить степень и активность участия народа в социально–политической жизни страны.

Главные задачи этих преобразований – это превратить нижнюю Законодательную палату в постоянно действующий профессиональный орган, а верхняя палата- Сенат формируется как орган территориального представительства, выражающий интересы регионов, тем самым обеспечивается сбалансированность общегосударственных и региональных интересов.

Формирование правового государства требует последовательного и неукоснительного исполнения принятых законов. Это в свою очередь предусматривает необходимость усиления исполнительной власти, в противном случае реализация реформ станет невозможной. Поэтому очень важным является формирование сильной исполнительной власти, которая должна обеспечить реализацию законов, защиту прав и свобод граждан, осуществление политических и экономических реформ. Суверенность Узбекистана потребовала формирования организационных атрибутов независимого государства - Министерства обороны, СНБ, Министерства внешнеэкономических связей, Высшей Аттестационной Комиссии, Государственного таможенного комитета, Государственного налогового комитета и др.

В годы независимости система исполнительной власти претерпела коренные изменения. В 1990г. 15 ноября, в связи с введением поста Президента страны, был издан Указ Президента Узбекистана « Об утверждении структуры Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан». Согласно этому Указу и был сформирован Кабинет Министров. Его председателем являлся Президент страны, кроме того был учреждён пост вице-президента, на которого и было возложена задача по руководству правительством.В 1992г. 4 января должность вице-президента была ликвидирована. Вместо этого был учреждён пост Премьер-министра. Важную роль в совершенствовании исполнительной власти сыграла Конституция Республики Узбекистан. Исполнительная власть в Узбекистане включала в себя Президента, Кабинет Министров, хакимы областей, городов, районов. В Узбекистане сложилась президентская форма правления. Президент является главой государства. Он является гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов страны. Сформировавшаяся в годы независимости система исполнительной власти коренным образом отличается от советской. Современная система исполнительной власти играет роль координатора и регулятора социально-экономической политики, она лишена планово- распределительных функций.

Важную роль в совершенствовании исполнительной власти в Узбекистане сыграла Конституция Республики Узбекистан. XX глава Конституции оформила правовой статус Кабинета Министров Республики Узбекистан, его структуру и основные направления его деятельности. Председателем Кабинета Министров являлся Президент страны. Процесс демократизации страны способствовал дальнейшейшему совершенствованию работы Кабинета Министров. На XI сессии Олий Мажлиса 24-25 апреля 2003г. Был принят Закон “ О внесении изменений и добавлений в Конституцию Республики Узбекистан”. Согласно этому Закону вторая часть 89 статьи была изменена. Положение о том, что Президент страны одновременно является Председателем Кабинета Министров была исключена. Теперь руководителем Кабинета Министров является Премьер-Министр. По представлению Президента страны кандидатура Премьер-Министра, его первого заместителя и заместителей рассматривается и утверждается сначала Законодательной палатой , а затем Сенатом Олий Мажлиса.Одним из политико- правовых актов огромной важности стало исключение из Конституции страны в 2007г. норм, устанавливающих, что Президент страны является одновременно главой исполнительной власти. Статья 89 Конституции определяет, что “Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти”. В 2010 году Презитент Узбекистана в своём выступлении на совместном заседании обеих палат Олий Мажлиса “ Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране” выступил с инициативой внести изменения в Конституцию страны.18 апреля 2011г. в Конституцию страны были внесены новые изменения и дополнения (ст. 78, 80,93,96,98). Суть и содержание этих поправок заключается в дальнейшем процессе демократизации политической жизни страны, в повышении роли политических партий в жизни общества. В частности статья 98 Конституции Р.Уз. определяет порядок выдвижения кандидатуры Премьер-Министра. Его кандидатура предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса, или несколькими партиями, получивших равное количество депутатских мест. Впервые было введено предложение о вынесении вотума недоверия Премьер-Министру.

Важную роль в управлении государством играют и местные органы власти в виде института хакимов. Для реформирования системы местных органов власти были приняты ряд законов - «О местных органах власти» (1993 г.), «О органах самоуправления граждан» (1993 г.), « О выборах в областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов» (1994г.) Основу органов местного самоуправления образуют сходы граждан махалли. Впервые в истории Узбекистана, в Конституции особо было выделена роль махалли, как органа самоуправления граждан (ст.105 Конституции Руз.). Махалля представляет собой историческую форму объединения и самоуправления граждан Узбекистана.

Одним из ключевых приоритетов формирования демократического государства является последовательная либерализация судебно-правовой системы, направленная на обеспечение верховенства закона, законности, надёжную защиту прав и интересов личности. От эффективной работы судебных органов зависит отношение людей к закону, политике государства, духовный климат в республике, вера людей в социальную справедливость, стабильность в стране. Именно поэтому с первых же лет независимости этому направлению реформирования было уделено особое внимание. В структуру судебной власти в стране входят - Конституционный суд, Верховный суд, Верховный хозяйственный суд, Верховный суд Республики Каракалпакистан, Хозяйственный суд Республики Каракалпакистан, областные, районные и городские суды. Важной проблемой в ходе судебной реформы является обеспечение независимости судей, равенство всех перед законом, расширение полномочий судей и адвокатов, гуманизации законов. В целях последовательной реализации конституционного принципа разделения властей судебная система была выведена из-под контроля органов исполнительной власти. Была проведена специализация судов общей юрисдикции, созданы суды по гражданским и уголовным делам, что способствовало повышению их эффективности. Важнейшим направлением реформы судебно-правовой системы является либерализация, гуманизация и декриминализация уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Значительно усилены гарантии судебной защиты граждан, реализованы меры по обеспечению её доступности. Последовательно реализуются комплекс мер, направленные на обеспечение равенства прокурора и адвоката. Расширены полномочия адвокатов при ведения дел. В сфере экономических преступлений вместо ареста и лишения свободы теперь применяются экономические санкции, когда в случае возмещения ущерба не применяется наказание в виде лишения свободы.В 2001 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний». В соответствии с ним 75 %составов преступлений из категории тяжких, особо тяжких переведены в категорию преступлений, не представляющих большой общественной опасности. В результате, в Узбекистане один из самых низких показателей в мире по количеству заключенных на 100 тысяч населения страны- 166. Для сравнения: в России этот показатель составляет-611, в США- 738 человек. Актом проявления гуманизма стала отмена в Узбекистане с января 2008 года смертной казни и введения вместо неё наказания в виде пожизненного лишения свободы. При этом данный вид наказания(пожизненное заключение) в Узбекистане применяется за два вида преступлений- за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и терроризм. Для сравнения, в Германии и Польши данный вид наказания применяется за 5 видов преступлений, в России- за 6, в Дании- за 9, Швеции- 13, Франции-за 18 . Принципиальным шагом стало введения института «хабеас корпус», т.е. передача с 2008 года от прокурора судам прав выдачи санкций на заключение под стражу в качестве меры пресечения. Учитывая национальные традиции, такие как милосердие, умение прощать, с 2001 года в судебную практику введён и эффективно действует институт примирения. В результате около 100 тысяч человек были освобождены от уголовной ответственности. Таким образом, мы можем констатировать, что работа судов направлена в первую очередь на защиту прав граждан, а не их наказание. При этом необходимо учитывать , что успех в этом направлении во многом зависит от уровня правосознания и правовой культуры людей. Высокая правовая культура- основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы.

Реформы, осуществлённые в Узбекистане за годы независимости, создание условий для эффективного взаимодействия трёх ветвей власти обеспечивает необходимые условия для формирования в Узбекистане правового, демократического государства.

Решение этой задачи создаёт необходимые предпосылки для формирования в Узбекистане гражданского общества. «Гражданское общество - отметил И.А.Каримов, - это социальное пространство, где верховенствует закон, который способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию его прав и свобод».

Построение гражданского общества требует создания таких условий, когда законы государства не будут ущемлять права граждан, но и граждане должны, сознательно относится к закону. Они должны осознавать, что соблюдение законов обеспечивает их свободу. Формирование гражданского общества во многом зависит от политического и правового сознания людей. Политические преобразования предыдущих лет в Узбекистане создали необходимые предпосылки для перехода от сильного государства , которое было объективно необходимо в условиях переходного периода, к сильному гражданскому обществу. Смысл и содержание этой задачи заключается в том, что по мере осуществления социально-экономических , общественно-политических реформ во главу угла ставиться задача по усилению роли граждан в управлении страной, что на деле означает дальнейшее развитие всех институтов гражданского общества, её гармоническое интегрирование в процесс управления государством, административно- территориальными образованиями. Приоритетным направлением в реализации этой задачи в жизнь проявляется в расширении прав и полномочий институтов гражданского общества, которые включают в себя органы местного самоуправления, махалля, политические партии, негосударственные некоммерческие организации (ННО). В настоящее время часть государственных полномочий передаются органам местного самоуправления, основу которых образуют махалля. Махалля является тем демократическим органом, через который люди приобщаются к самоуправлению. Она обеспечивает баланс интересов человека и общества. Махалля играет важную роль в воспитании людей в духе патриотизма, гуманизма, уважения к семье, к старшим. Для повышении роли махали принят Закон Республики Узбекистан « Об органах самоуправления», направленный на превращение махалли в центр адресной социальной поддержки населения, развития частного предпринимательства и семейного бизнеса, а также на дальнейшее расширение функций махали в системе общественного контроля за деятельностью государственных органов власти.

Среди политических институтов демократического государства особое место занимают политические партии и общественные движения. Политические партии играют важную роль в обеспечении участия граждан в жизни общества. Это важное средство взаимосвязи народа и государства, инструмент оказания влияния на общественно – политическую жизнь. Для демократического государства характерна многопартийная система (из 172 государств в 135 странах существует несколько партий). Опыт демократически развитых стран свидетельствует о том, что многопартийность - не случайное стечение исторических условий, а характерная черта естественно развивающегося демократического процесса. Многопартийность позволяет отразить насущные интересы самых различных социальных слоёв общества. Для формирования многопартийной системы в Узбекистане создана правовая база – Законы «Об общественных организациях в Узбекистане» (1991 г.), «О политических партиях» (1996 г.), «О свободе совести и религиозных организациях» (1998 г.). Поэтому в Узбекистане в новых общественных условиях стали образовываться новые партии и общественные движения. 1 ноября 1991 года была создана Народно - демократическая партия, насчитывающая более 400 тысяч членов. 24 мая 1992 года образовалась партия « Ватан тараққиёти» («Прогресс Отечества»). 18 февраля 1995 года в Ташкенте состоялся учредительный съезд социал– демократической партии «Адолат», а 25 мая того же года - демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»). 28 декабря 1998 года состоялась учредительная конференция нового политического движения- Национально – демократической партии «Фидокорлар» («Патриоты»). 14 апреля 2000 года произошло слияние двух партий «Фидокорлар» и «Ватан тараққиёти» под названием «Фидокорлар». В 2009г. произошло объединение партии «Фидокорлар» и «Миллий тикланиш» под общим названием «Миллий тикланиш». 15 ноября 2003 года сформировалось общественное движение предпринимателей и деловых людей – либерально –демократическая партия Узбекистана (ЛибДемП). В июне 1995 года образовалось общественное движение « Халқ бирлиги». Являясь неотъемлемой частью политической системы Узбекистана, названные политические партии и движения выступают за социально – экономический и духовный прогресс республики и её поступательное движение по пути обновления. Важную роль в процессе демократизации страны сыграл конституционный закон «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления, а также в модернизации страны»,принятый Законодательной палатой Олий Мажлис в 2007г. Цели, который преследует этот закон, заключаются в следующем:

1. Повышение в жизни общества социальной и политической активности граждан.

2. Усиление роли, влияния и инициативности политических партий в осуществлении в стране социально-политических реформ, а также целенаправленном исполнении задач политического, экономического и гуманитарного строительства.

3. Создание необходимых организационно-правовых условий в активном участии политических партий и движений в формировании представительных и исполнительных органов власти.

Закон определяет условия деятельности оппозиции, её права, задачи и полномочия. Кроме того, в законе определены условия формирования партийных фракций, их участие в организации работы Законодательной палаты. Важным шагом в усилении роли политических партий в жизни общества, активизации их деятельности, формирования конкурентной среды в политической жизни стало внесение поправок в статью 98 Конституции Республики Узбекистан(2011г.).

Важную роль в жизни гражданского общества играют общественные организации. В нашей стране зарегистрировано также более 200 общественных объединений - профессиональных, молодёжных, ветеранских и т. д. В центре внимания руководства республики постоянно находятся вопросы работы с молодёжью. Так, в 2001 году в Ташкенте образовалось общественное движение «Камолот». Важную роль в гражданском обществе играют неправительственные -некоммерческие общественные организации (ННО)- звенья системы самоуправления народа, деятельность которых приобретает всё большее значение в решении основополагающих задач построения демократического государства и гражданского общества. Первые организации этого типа стали появляться в Узбекистане ещё на рубеже 80-90 годов XX века. В частности, в 1988 году был учреждён Республиканский детский фонд. В июне 1991 года образовалась Ассоциация деловых женщин Узбекистана – «Тадбиркор аёл». С 1992 года действует фонд «Экосан». 23 апреля 1993 года был учреждён благотворительный фонд «Соғлом авлод учун». Деятельность этих организаций отражает стремление граждан Узбекистана внести свой вклад в экономическое и духовно- нравственное обновление общества, в решение назревших проблем в различных сферах общественной жизни. В настоящее время в Узбекистане насчитывается более 5100 ННО, что в 2,5 раза больше чем в 2000г. ННО сегодня становятся важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, повышения их общественной, социально-экономической активности. В стране действуют такие национальные институты по правам человека, как Омбудсман, Национальный центр по правам человека, Институт мониторинга действующего законодательства и др. В настоящее время принято более 200 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения гражданских институтов и решение насущных социально-экономических проблем граждан. Важное значение имело принятие Закона « О гарантиях деятельности ННО», « Об общественных фондах», « О благотворительности», Постановление Президента Республики Узбекстан « О мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества в Узбекистане». Важным событием в укреплении гражданского общества в Узбекистане явилось принятие Совместного постановления Кенгашей Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса « О мерах по усилению поддержки ННО, других институтов гражданского общества» и создании при парламенте страны Общественного фонда и Парламентской комиссии, в состав которой входят как депутаты Олий Мажлиса, так и уполномоченные представители ННО. Важное значение в деле обеспечении развития институтов гражданского общества, усилении их роли в обеспечении эффективности проводимых реформ может стать принятие Закона « О социальном партнёрстве», предусматривающий чёткое разграничение и совершенствование организационно- правовых механизмов взаимодействия ННО с государственными структурами в реализации программ социально-экономического развития, защите прав, свобод и интересов различных слоёв населения.

Узбекистан – многонациональное государство, в котором проживают представители более 130 наций и народностей, а также 15 конфессий. Для обеспечения стабильности в стране в условиях переходного периода, формирования нового общества, становления узбекской государственности важно было с самого начала проводить взвешенную национальную политики, не ущемляющую права и интересы многочисленных этнических меньшинств. Не случайно в Конституции Узбекистана закреплено обязанность государства - создать необходимые условия представителям всех наций и народностей по сохранению и развитию национальных языков, обычаев и традиций, их культуры в целом (ст. 4 гл. 1 Конституции). К основным принципам национальной политики Узбекистана относятся:

- Равноправие всех граждан Узбекистана независимо от национальной, расовой принадлежности, религиозной убеждённости и вероисповедания.

- Верховенство прав человека над всеми другими правами,

- Приоритет личности и социальной справедливости в обществе.

- Уважительное отношение к правам национальных меньшинств, уважение их языка, народных традиций и обычаев, создание необходимых условий для сохранения их самобытности, а также свободного и всестороннего развития.

С 1989 года в Узбекистане начали создаваться национально – культурные центры (НКЦ). Сегодня в нашей стране функционирует 138 НКЦ. Их работу координирует Республиканский интернациональный культурный центр, основанный 13 января 1992 года. Являясь общественными объединениями, НКЦ не только успешно развивают свою самобытную национальную культуру, ведут воспитательную работу среди молодежи в духе уважения духовных ценностей всех наций и народностей, но и зарекомендовали себя выразителями интересов национальных диаспор. Социально – политическая стабильность в Узбекистане обеспечивается также обстановкой религиозной толерантности, терпимости и здоровых отношений между представителями различных конфессий.

В формировании демократического государства и гражданского общества важную роль играют средства массовой информации (СМИ). Как отметил Президент Узбекистана И.Каримов в своём выступлении

«Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране»: «Без обеспечения информационной свободы, без превращения СМИ в арену, где люди могут свободно выражать свои мысли и идеи, позиции и отношения к происходящим событиям, нельзя говорить об углублении демократии, политической активности населения, о его реальном участии в политической и общественной жизни страны».

За годы независимости в Узбекистане национальные СМИ радикально изменились и количественно и качественно.

Сейчас в республике существует более 1292 видов СМИ, из них издаётся более 977 газет и журналов на 8 языках тиражом более 2млн. экземпляров, работают около 100 региональных телерадиостудий. Около 53% всех теле- и 85% радиоканалов являются негосударственными. Особое место в системе СМИ занял Интернет. На нём ведут свою работу более 173 информационных веб-сайтов. Количество пользователей Интернет в 2012г. достигло около 9 миллионов.

Для развития СМИ в Узбекистане создана необходимая правовая база: так в частности приняты новые редакции Законов « Об издательской деятельности», «Об авторских правах» (1996 г.), «О защите журналисткой деятельности»(1997 г.), «О СМИ» (1997 г.), « О принципах и гарантиях свободы информации»(1997г.).

Подводя итоги политического развития Узбекистана за годы независимости можно сделать следующие выводы:

- В Республике ликвидирована тоталитарная система.

- Создана правовая, конституционная база для построения правового, демократического государства.

- Сформирована новая политическая система общества, характерная для демократического государства.

- Сформировалась многопартийная система.

- Внедрена такая избирательная система, которая на практике обеспечивает гражданам право выбора.

Таким образом, в Узбекистане сформировалось демократическое, по форме, государство. Теперь главной задачей является наполнение этой формы демократическим содержанием. Осуществление этой задачи во многом зависит от политической культуры и активности граждан Узбекистана.

Контрольные вопросы.

1. В чем сущность политического плюрализма.

2. Когда начал свою работу двухпалатный Олий Мажлис?

3. Почему назрела необходимость создания двухпалатного Олий Мажлиса?

4. В чем состоит особенность второго этапа политических реформ?

5. Как изменились полномочия Президента Узбекистана за последние годы?

6. Разъясните сущность национальной политики Узбекистана.

Наши рекомендации