Будущее демократического общества

«О будущем демократического общества не нужно узнавать по звёздам, его можно прочесть в лицах избирателей» ( В. Швебель )

В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме позиции электората в демократическом обществе. Эта проблема, несомненно, важна и актуальна, так как в современном мире демократия считается «образцом» политического режима. А основным механизмом выявления воли народа являются как раз выборы, о которых и идёт речь в высказывании.

Немецкий учёный и публицист Вильгельм Швебель писал: «О будущем демократического общества не нужно узнавать по звёздам, его можно прочесть в лицах избирателей». Иными словами, автор говорит о том, что, опираясь на волю народа, демократия передаёт принятие важных решений в руки электората, который путём выборов и определяет дальнейшую судьбу демократического общества. Такую позицию можно разделить, но всё же я считаю, что так как выборы – особенность не только демократического режима, то подобное высказывание будет справедливо для любого общества с выборной властью.

Рассмотрим теоретическое обоснование проблемы. В современных общественных науках под демократией понимается «народовластие», одна из форм политической самоорганизации общества. Можно выделить следующие основные признаки демократии: во-первых, суверенитет народа, то есть признание его источником власти, во-вторых, выборность основных государственных органов, в-третьих, равноправие граждан, прежде всего равенство их политических прав, в-четвёртых, приоритетность прав человека над правами государства, и, наконец, политический и идеологический плюрализм. При таком режиме народ участвует в политической жизни страны посредством своего законного права осуществлять власть через организации государственной власти и местного самоуправления и путём референдумов.

Существуют две основные формы демократии: непосредственная и представительная. Непосредственная демократия заключается в прямом участии граждан в управлении страной посредством плебисцитов, референдумов, народных комиссий, местных сходов, общественных слушаний по различным вопросам и так далее. Представительная же осуществляется в основном через выборы. То есть люди самостоятельно выбирают тех, кто будет представлять их интересы в различных органах власти. В таком случае нельзя, чтобы народ был отчуждён от власти, так как в противном случае вся система, строящаяся на всенародных выборах, теряет свою суть и основу – избирателя.

Ещё одно крайне важное в этом контексте понятие – электорат. Современные учёные определяют его как круг избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны. В демократическом обществе крайне важно, чтобы избиратель соответствовал определённым требованиям. Это должен быть человек ответственный, образованный, понимающий и интересующийся политической жизнью страны. Демократическое государство должно само готовить такого избирателя, и тогда на его лице можно будет прочесть будущее именно демократического государства.

Итак, перейдём к конкретным фактическим примерам. В современной России выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно. А значит, выбор, сделанный гражданами, при соблюдении общих принципов, перечисленных выше, становится показателем настроений, царящих в обществе.

Однако далеко не всегда совершённый выбор отвечает принципам демократии. Так, в 1921 году под руководством Бенито Муссолини была создана Национальная фашистская партия. В этом же году 38 депутатов от этой партии были избраны в парламент. К 1922 году за Италией окончательно закрепился статус фашистской. То есть избиратели, уставшие от старой власти, проникшиеся новыми идеями, царившими в обществе, сами того не подозревая, расчистили дорогу фашистам.

Также можно привести пример из личного опыта. Проводя аналогии между государством и школой, можно вспомнить такие школы, где принято избирать президента, или же классы, в которых выбирают старосту. Совершая подобный выбор, «избиратели» всегда заранее знают, чего хотят от будущего «правителя», поэтому, основываясь на пожеланиях, и выбирают кандидатуру. Иными словами, в любых выборах побеждает не сам человек, а его предложения, его программа, авторитет.

Таким образом, выборная власть (не только в демократическом обществе) всегда предполагает, что электорат играет решающую роль. А если обобщить, то даже не электорат, а его желания и настроения, написанные в глазах избирателей.

Наши рекомендации