Взаимоотношения гражданского общества и демократического государства.

Гражданское общество— это сфера общественных отно­шений, образуемая совокупностью негосударственных инсти­тутов и самоорганизующихся групп, способных к организо­ванным и ответственным коллективным действиям в защиту своих общественно значимых интересов.

Гражданское общество возникает и развивается спонтан­но в ходе естественно-исторического развития по ходу рас­ширения демократических прав и свобод. Основополагающим элементом гражданского общества является свободная лич­ность. Исторически гражданское общество впервые сложи­лось в эпоху буржуазных революций в Западной Европе и США. Будучи одновременно условием и результатом сознательного участия граждан в общественной жизни, граждан­ское общество является сферой, в которой граждане и груп­пы граждан реализуют свои права и законные интересы по­средством собственной инициативы, ресурсов и возможно­стей, не прибегая к помощи государства.

Гражданское общество в широком смысле слова включает в себя всю сферу жизни и деятельности гражданине охваты­ваемую прямой государственной регламентацией (включая частный бизнес и политические партии, не находящиеся у власти). Такое гражданское общество совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное или почти полное поглощение государ­ством.

Гражданское общество в узком, собственном значении сло­ва представляет собой сферу общественной деятельности индивидов, преследующих свои частные и групповые цели, которая обладает автономией в отношении экономики, по­литики и государственной власти. К нему относятся только некоммерческие организации, группы и лица, которые не преследуют цели прихода к власти в государстве, а занима­ются такими видами и формами активности, которые спо­собствуют самоорганизации граждан.

Гражданское общество организуется преимущественно на основе развития горизонтальных связей конкуренции и сотруд­ничества, размежевания и координации между равноправными субъектами (в отличие от вертикальных структурированных властью форм отношений в сфере политики и государствен­ного управления). Как часть социальной системы граждан­ское общество имеет сложную, а порой и нечеткую структуру: оно может включать хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отно­шения, мораль, а также не опосредованные государством по­литические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д.

Гражданское общество можно определить как институ­ционально оформленную сферу взаимодействия частных инте­ресов. Оно может тесно соприкасаться со сферой политики, но его роль не сводится исключительно к роли «буфера», посредника между личностью и государством. Будучи, в пер­вую очередь, самодостаточной, автономной сферой социаль­ных отношений, оно существует параллельно с устоявшими­ся в стране формами воздействия на правительство. В наибо­лее полном виде гражданское общество может сформироваться в лишь в условиях правового государства, которое само заинтересовано в существовании гражданского общества. В ряде случаев государство сознательно отказывается от части своих функций или ограничивает их в пользу организаций и объе­динений гражданского общества» созданных на добровольной основе. Через их сеть государство мобилизует и привлекает для решения социальных проблем значительные материальные средства и трудовые ресурсы, позволяющие разгрузить соб­ственные административные структуры, компенсировать не­достатки их деятельности, а также решить те или иные управ­ленческие задачи.

Гражданское общество способствует демократизации,по­скольку оно преобразует запросы граждан в их собственные групповые решения, а часть их запросов переводит в сферу политики. В то же время, гражданское общество не является непосредственной причиной демократии. Демократия явля­ется лишь процедурным измерением гражданского общества, Более надежным свидетельством его существования и жиз­неспособности является активность общественно-политиче­ских движений и организаций, которые дополняют такие ин­ституты демократии, как выборы, референдумы, собрания граждан и др. Их борьба за, защиту и расширение прав граж­дан, за дальнейшую демократизацию, способствует разви­тию в обществе политической культуры участия.

57. Типология политической культуры.

Разнообразие политических культур в мире обусловлено множественностью проявлений политики в историческом, геополитическом, этнонациональном и иных срезах. Одной из наиболее известных является типология, представленная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963) вместе с результатами сравнительного исследования политической культуры в пяти странах (США, Великобрита^ нии, Западной Германии, Италии и Мексике).

• Патриархальная (провинциалистская или приходская) политическая культура (parochial political culture) характери­зуется ориентацией на местные, локальные ценности и мо­жет проявляться в форме дружбы, патрон-клиентных отно­шений, семейственности. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет явно выраженных политических ро­лей вроде роли избирателя. Такой тип культуры характерен для общины, деревни или региона, для постколониальных

стран. В ней не существует специализированных политиче­ских ролей, а лидер сообщества выполняет «диффузные политико-экономическо-религиозные роли». Представители подоб­ного сообщества не ожидают никаких действий со стороны по­литической системы. В более дифференцированных полити­ческих системах представитель патриархальной политической культуры может иметь какое-то представление о существова­нии центрального правительства, но он либо не испытывает по отношению к нему никаких чувств, либо относится к нему негативно, и это отношение не связано ни с какими нормами.

• Подданническая политическая культура (subject political culture) отличается наличием у индивида четких и устойчи­вых ориентации в отношении институтов политики, но сла­бым участием в обеспечении их функционирования. Она пред­полагает пассивное отношение индивида' к политической системе. Он ориентируется на традиции и, подчиняясь вла­сти, ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.), хотя и опасается ее диктата. Представители подданнической политической культуры знают о существо­вании специализированных политических институтов и ис­пытывают по отношению к ним определенные чувства. Они оценивают действия власти как справедливые или неспра­ведливые, но не пытаются их корректировать. Этому типу по­литической культуры свойственна ориентация на неукосни­тельное выполнение требований руководства и демонстра­цию лояльности к господствующим официальным ценностям и нормам. Такой тип политической культуры преобладает в обществах, где граждане не ощущают себя субъектами поли­тики в силу таких причин как необразованность или незащи­щенность. Именно этот тип политической культуры, по мне­нию Алмонда и Вербы, доминировал в СССР, начиная с 20—30-х гг. Типичным его воплощением являются абсолюти­стские монархии.

• Активистская политическая культура (партиципаторная или политическая культура участия — participant political cul­ture) ориентирует граждан на активное политическое участие, которое является осознанным и добровольным. Участвуя в вы­борах, в работе политических партий, граждане выражают свои интересы и влияют на процессы принятия политических реше­ний. В то же время они законопослушны, лояльны к политиче­ской системе. Такому типу политической культуры свойственна достаточно высокая политическая грамотность граждан и их убе­жденность в эффективности своих действий.

В действительности национальные политические культу­ры сочетают в себе признаки различных типов, то есть явля­ются смешанными. Учитывая это, Алмонд и Верба выделили три типа смешанных политических культур:

1. Провинциалистско-подданнический.

2. Подданническо-партиципаторный.

3. Провинциалистско-партиципаторный.

В результате смешения этих «чистых» типов возникает также гражданская культура - наилучший тип для стабильной демократии. Гражданская политическая культура - это культура лояльного участника, в которой политические ориентации на участие сочетаются, не заменяя их, с подданническими и провинциалистскими. В гражданской культуре существует уве­ренность граждан в своей политической компетентности и согласие относительно легитимности власти, направления и содержания политики государства. В обществе распростране­но взаимоуважение и терпимость к инакомыслию, убежден­ность в возможности примирения противоречивых интересов.

Неоднородность политической культуры выражается че­рез понятие субкультуры.

Политическая субкультура - политическая культура группы, ценности которой существенно отличаются от тех, которые доминируют в данном обществе. Возникновению политиче­ских субкультур способствует конфликтность и фрагментиро-ванность национальной политической культуры по языковому, этническому, конфессиональному или иным признакам, вклю­чая отношение к историческому прошлому страны.

Наши рекомендации