Тема 5. Политическая система
1.Политическая система общества: понятие и структура
2.Функции политической системы
3.Типология политических систем
4.Место и роль государства в политической системе общества.
Широкое распространение понятия «политическая система» получило лишь в середине XX в.
Талкотт Парсонс выделил в обществе такие достаточно самостоятельные системы, как духовная, экономическая, политическая, различающиеся по своим функциям. Экономическая система ориентирована на адаптацию общества к окружающей среде, духовная – на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитание, развитие общественного сознания, разрешение конфликтов. Назначение политической системы Т.Парсонс усматривал в интеграции общества, обеспечении эффективности общей деятельности и реализации общих целей.
Тщательную разработку данное понятие получило в работах американских политологов Дэвида Истона и Габриэля Алмонда. Д.Истон в работах «Политическая система» (1953), «Предел политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) заложил основу теории политической системы.
Г.Алмонд в работе «Сравнительные системы» (1956) писал, что политическая система – это различные формы политического поведения, как государственные, так и негосударственные, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный и ориентационный.
В структуре политической системы выделяются такие ее подсистемы, как институциональная, коммуникативная, культурная.
Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Соответственно, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая, политические системы.
Достаточно распространенно деление политических систем на демократические, тоталитарные и авторитарные, основанное на характере политического режима.
Не менее распространенно деление политических систем на традиционные и модернизированные.
Топология, предложенная Г.Алмондом, опирается на различные политические культуры с выделением четырех типов – англо-американской, доиндустриальной и частично-индустриальной, тоталитарной политических систем.
Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносится как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму, общеобязательности.
Тема 6. Государство
1.Понятие и признаки государства
2.Государственный суверенитет
3.Функции государства
4.Сушность государства
5.Типология государства
6.Форма государства
7.Форма государственного правления
8.Соотношение типа и формы государства
Термин «государство» в политологии обычно употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти) и в узком, собственном смысле слова. Последнее понимание – строго научное. В его рамках государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных) в пределах определенной территории.
Признаки государства:
1. наличие публичной власти
2. система налогов, податей
3. территориальное деление населения
4. суверенитет
5. право
6. монополия на легальное применение силы, физического принуждения.
Государственный суверенитет – это присуще государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
В понимании сути государства сложилось несколько подходов.
Нормативный подход трактует государство как совокупность норм, регулирующих политические отношения в обществе и поведение граждан.
Институциональный подход трактует государство как воплощение власти, ее институт, имеющий сложную иерархическую структуру.
Классовый подход, в рамках которого государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса.
Общесоциальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.
Функции государства – это круг его деятельности, обязанности, назначение в обществе.
Выделяются внутренние и внешние функции государства. К внешним функциям относятся внешнеэкономическая, функция внешних сношений, оборона страны.
К внутренним функциям относятся экономическая, политическая, организаторская, социальная, правовая, культурно-воспитательная.
Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Верховной государственной властью является глава государства (монарх или президент), законодательный орган правительство.
В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греч. – «единовластие») – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, шейха, императора и т.д.).
Признаки монархии:
- власть передается по наследству
- осуществляется бессрочно
- не зависит от воли населения
Монархии бывают неограниченными и ограниченными (конституционными).
Республика (от латинского – «государственные, общественные дела») – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
- выборность власти;
- срочность;
- зависимость от воли избирателя.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия или вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Тип государства – это совокупность существенных признаков свойственных государствам единой общественно-экономической формации.
Государства каждого типа облекаются во множество форм – в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характеры монархии (древневосточные деспотии – Египет, Вавилон, Асенрия, Китай, Индия, Римская империя) и республики (аристократические, например, Римская империя в период с 6 по 1 вв. до н.э., и демократические, например, Афинское государство); для феодального типа – монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород и др.), для буржуазного типа – демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа – Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.
Государство определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им.
Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы. Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого, она зависит и от других факторов, от уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил; национальных и культурных традиций; международной обстановки и т.п.
Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание (т.е. тип государства).
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Формы государственного устройства:
1. унитарная
2. федеративная
3.конфедерация
Кроме названных форм в истории имели место и некоторые другие исторические формы – империи, протектораты.