Социальное гос-во: понятие, признаки, функции, модели
Социальное государство – институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни.
Статья 7, п.1 Конституции РФ «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека».
Сущность социального государства:
· Социально ориентированная структура экономики;
· Соединение всех социальных групп населения, наций и народов в единое целое – гражданское общество, в руках которого государство служит инструментом для проведения социально ориентированной политики;
· Обеспечение защиты и обслуживания интересов всего общества в целом (цель социального государства);
· Признание прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека;
· Наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения государства;
· Разработка государством социальных программ;
· Развитое социальное законодательство;
· Социальная ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества друг перед другом перед всем сообществом граждан
Выполнение традиционных и охранных функций:
· забота о личности, поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (пенсионеры, инвалиды);
· поощрение благотворительной деятельности (с помощью разнообразных льгот);
· охрана труда и здоровья людей;
· поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
· борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям);
· участие в международном контроле за обеспечением прав;
· участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ.
Социальное государство (от лат. общество) – это государство в котором граждане находятся в известной связи с ним. Государство вмешивается в жизнедеятельность граждан до тех пор, пока не затрагиваются естественные права и свободы. Участие государства в хоз. жизни достаточно широкое. Государство оказывает соц. услуги, перераспределяя общественное благо.
Впервые употребляется в КРФ 93 г. (ст.7). РФ – соц. государство, политика которой направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.
Признаки:
- высокий уровень экон. развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя собственников;
- соц. ориентированная структура экономики;
- формирование гр. общества, в руках которого государство служит инструментом проведения соц. политики;
- разработка гос. соц. программ и определение первоочередности их реализации;
- утверждение целей гос-ва, обеспечивающих каждому дост. усл. жизни, соц. защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности ;
- развитое соц. законодательство;
- соц. ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества перед др. другом и перед всем сообществом, т. е. их долг содействовать соц. обеспечению, отвечать за коллектив. взаимопомощь, исполнять обязанности, вытекающие из права собственности и др.
Функции соц. государства:
- поддержка соц. независимых слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
- охрана труда и здоровья;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, спец. соц. программ, средств гос. бюджета и др.;
- поощрение благотворит. деятельности (льготы);
- фин. и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ;
- борьба с безработицей;
- участие в реализации межгос. экон, культ., образ., соц. программ;
- матер. обеспечение соц. уязвимых слоев населения на уровне не ниже прожиточ минимума.
Применение права.
Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.
Применение права– властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Применение права имеет следующие признаки:
· осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения);
· имеет индивидуальный характер;
· направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответственности);
· реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;
· завершается вынесением индивидуального юридического решения;
· его основания регулируются законодательством.
Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:
· совершение правонарушения;
· обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);
· регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);
· возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.
Стадия установления фактической основы дела – стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон. Фактические обстоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:
· относимости (имеют отношение к делу);
· допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);
· полноты (наличие всех доказательств).
Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.
Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта:
· Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.
Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако, последняя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.
Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.
Билет 15.