Социальное гос-во: понятие, признаки, функции, модели

Социальное государство – институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни.

Статья 7, п.1 Конституции РФ «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека».

Сущность социального государства:

· Социально ориентированная структура экономики;

· Соединение всех социальных групп населения, наций и народов в единое целое – гражданское общество, в руках которого государство служит инструментом для проведения социально ориентированной политики;

· Обеспечение защиты и обслуживания интересов всего общества в целом (цель социального государства);

· Признание прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека;

· Наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения государства;

· Разработка государством социальных программ;

· Развитое социальное законодательство;

· Социальная ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества друг перед другом перед всем сообществом граждан

Выполнение традиционных и охранных функций:

· забота о личности, поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (пенсионеры, инвалиды);

· поощрение благотворительной деятельности (с помощью разнообразных льгот);

· охрана труда и здоровья людей;

· поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

· борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям);

· участие в международном контроле за обеспечением прав;

· участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ.

Социальное государство (от лат. общество) – это государство в котором граждане находятся в известной связи с ним. Государство вмешивается в жизнедеятельность граждан до тех пор, пока не затрагиваются естественные права и свободы. Участие государства в хоз. жизни достаточно широкое. Государство оказывает соц. услуги, перераспределяя общественное благо.

Впервые употребляется в КРФ 93 г. (ст.7). РФ – соц. государство, политика которой направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Признаки:

  • высокий уровень экон. развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя собственников;
  • соц. ориентированная структура экономики;
  • формирование гр. общества, в руках которого государство служит инструментом проведения соц. политики;
  • разработка гос. соц. программ и определение первоочередности их реализации;
  • утверждение целей гос-ва, обеспечивающих каждому дост. усл. жизни, соц. защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности ;
  • развитое соц. законодательство;
  • соц. ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества перед др. другом и перед всем сообществом, т. е. их долг содействовать соц. обеспечению, отвечать за коллектив. взаимопомощь, исполнять обязанности, вытекающие из права собственности и др.

Функции соц. государства:



  • поддержка соц. независимых слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
  • охрана труда и здоровья;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, спец. соц. программ, средств гос. бюджета и др.;
  • поощрение благотворит. деятельности (льготы);
  • фин. и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  • борьба с безработицей;
  • участие в реализации межгос. экон, культ., образ., соц. программ;
  • матер. обеспечение соц. уязвимых слоев населения на уровне не ниже прожиточ минимума.

Применение права.

Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Применение права– властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

· осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения);

· имеет индивидуальный характер;

· направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности);

· реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

· завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения;

· его основания регулируются законодательством.

Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:

· совершение правонарушения;

· обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);

· регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);

· возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.

Стадия установления фактической основы дела стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторож­ность) и другие обстоятельства; при возникновении граж­данско-правового спора – обстоятельства заключения сдел­ки, ее содержание, действия, совершенные для ее испол­нения, взаимные претензии сторон. Фактические об­стоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальны­ми и нематериальными следами прошлого, зафиксирован­ными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:

· относимости (имеют отношение к делу);

· допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);

· полноты (наличие всех доказательств).

Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем срав­нения фактических обстоятельств реальной жизни и юриди­ческих фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта:

· Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъек­тивные права и юридические обязанности обеспечены воз­можностью государственного принуждения, однако, послед­няя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов при­менения права обусловливает их особенности и предъявляе­мые к ним требования обоснованности и законности.

Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.

Билет 15.

Наши рекомендации