Система управления персоналом государственной службы в зарубежных странах
Государственная служба в зарубежных странах понимается как особый социальный институт, что ведет к определению особых процедур приема, отбора персонала, замещения вакантных должностей, карьерного продвижения и пр. В большинстве зарубежных стран обмен кадрами между разными сферами трудовой деятельности затруднен и сопряжен с соблюдением нормативных требований.
В настоящее время основными факторами развития системы управления персоналом в зарубежных странах являются:
— доступность государственной службы независимо от происхождения, пола, расы, вероисповедания, религиозных или политических убеждений, личных и деловых связей;
— гарантированная занятость (пожизненное назначение на должность);
— принцип назначения на должность;
— конкурсный отбор на государственную службу;
— иерархическая подчиненность и субординация должностей;
— повышение в должности в зависимости от профессиональных, личностных и морально-нравственных качеств с соответствующим изменением уровня заработной платы;
— регулярное проведение профессиональной подготовки;
— проверка эффективности деятельности путем проведения аттестации, сдачи квалификационных экзаменов и пр.;
— государственное пенсионное обеспечение.
Служебное продвижение служащих и процедуры замещения вакантных должностей регулируются правовыми актами, которыми определяются статуо-чиновников, их служебные функции и задачи. В большинстве стран профессиональная деятельность государственных служащих регулируется не трудовым, а публичным правом, в котором наряду с общегражданскими правами и обязанностями фиксируется особый социальный статус работников органов государственного управления.
В большинстве зарубежных стран к категории государственных служащих относятся работники, получающие заработную плату из государственного бюджета. Система государственной службы зарубежных стран имеет два уровня: в первый уровень входят так называемые публичные служащие (преподаватели вузов, учителя, врачи, работники государственных железных дорог, почты и пр.); второй уровень составляют непосредственно работники органов государственного управления — чиновники, работающие в министерствах и ведомствах. Статус каждой категории работников в разных странах различен, но при этом для чиновников законодательно установлены особые условия прохождения службы, более жесткие правила и ограничения.
Так, в Германии под государственной службой понимается деятельность в целях решения общегосударственных задач управления. В институциональном плане это определенный круг лиц, выполнение которыми публичных функций составляет их специализированную деятельность'.
Государственные служащие делятся на чиновников (в том числе политических чиновников) и лиц наемного труда. По принципу подчинения государственные служащие подразделяются на федеральных служащих (состоят в непосредственном подчинении федерации), чиновников земель и чиновников общины. По сроку нахождения на службе выделяются четыре категории работников: назначенные на испытательный срок, назначенные на неопределенный срок (их могут уволить в любой момент), назначенные временно (например, бургомистры, военнослужащие), назначенные пожизненно (карьерные служащие). Для каждой категории работников существуют свои требования и полномочия.
Во Франции к государственным служащим относятся лица, получающие жалованье из государственного бюджета. Это служащие центральной администрации и администрации регионов, департаментов и коммун. Государственными служащими считаются работники, принятые на работу по контракту, принятые на работу в государственное учреждение, работающие на государственных предприятиях. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. закрепляет разделение компетенции парламента и правительства по разработке норм, касающихся чиновников2.
В Великобритании государственными служащими являются «гражданские слуги Короны». Это лица, состоящие на государственной службе в каком-либо министерстве или ведомстве, за исключением лиц, занимающих политические или судебные должности и получающих жалованье из бюджетных средств3. Все государственные служащие делятся на публичных служащих (служащие публичного сектора экономики) и гражданских (работающие в министерствах и ведомствах). При этом гражданские служащие делятся на постоянных (при наличии специального сертификата) и временных работников (для выполнения конкретной работы).
В США государственным служащим в широком смысле слова считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти. В целом в категорию государственных служащих включаются как должностные лица — вспомогательно-технический персонал, обеспечивающий реализацию государственно-властных полномочий, так и те, кто работает по найму в государственных учреждениях1. По сроку нахождения государственные служащие делятся на карьерных служащих; на служащих, нанимаемых на определенный срок (до трех лет); на служащих, нанимаемых на срок действия чрезвычайных обстоятельств (не более 18 месяцев); на государственных служащих на резервируемых должностях.