Практика работы с персоналом гражданской службы
Комплектование состава государственных служащих
Управление персоналом гражданской службы отражало основные цели, задачи и принципы официальной правительственной кадровой политики, несло на себе печать ее особенностей и противоречий, связанных с монархическим типом государства и абсолютной властью царя. Уже первые, относящиеся к началу XVIII в. регламенты и другие законодательные акты определяли главные цели кадровых служб:
— полное обеспечение всех административных органов государства служащими в соответствии с установленными для них штатами;
— комплектование канцелярий, контор и других управленческих структур, как предписывалось Генеральным Регламентом (1720 г.) и прочими уставными документами, профессионально подготовленными чиновниками, которые бы «должность свою знали», были бы «сведущими в юриспруденции», принимали бы во всех отношениях «исправные», т. е. квалифицированные, решения;
— определение потребности в государственных служащих соответствующего профессионального профиля с учетом перспективы количественного и качественного развития их состава и др.
В процессе достижения этих целей решались такие важные задачи, как подбор и расстановка государственных служащих, повышение их образовательного уровня, развитие профессионализма, обеспечение карьерного движения чиновников, усиление эффективности их управленческой деятельности, стимулирование ответственного отношения к должностным обязанностям и др.
Созданию дееспособного корпуса государственных служащих способствовало пусть непоследовательное, но все большее утверждение с начала XVIII в. базовых принципов его формирования и функционирования, а именно:
— подбор кандидатов на вакантные должности по политическим, профессиональным, деловым и нравственным качествам;
— законность в системе служебных отношений;
— строгая соподчиненность лиц различного уровня государственных органов на основе централизма;
— ответственность служащих за исполнение должностных обязанностей;
— контроль за качеством управленческой деятельности государственных служащих и пр.
Комплектование органов государственного управления длительное время регулировалось петровскими Генеральным Регламентом (1720 г.) и Табелью о рангах (1722 г.), а также группой других законодательных актов. В XIX — начале XX в. основным нормативным документом, регламентировавшим формирование персонала государственной службы, был Устав о службе по определению от Правительства, который чаще назывался Уставом о службе гражданской.
Прием на государственную службу связывался с рядом требований — российское подданство, образовательный уровень, сословная принадлежность, возраст и пол. Правила приема отдавали предпочтение представителям дворянского сословия. Созданием дворянской основы бюрократии высшего и среднего должностного уровня обеспечивалось политическое господство дворянства в государстве. Дворянам были созданы льготные условия для поступления на службу, повышения в чине и должности.
Однако проблемы полного комплектования штатов административных органов, особенно замещения низших вакантных должностей, вынуждали правительство принимать на государственную службу лиц недворянского происхождения. По Уставу о гражданской службе в государственные учреждения разрешался прием лиц из среды канцелярских служителей, ученых, художников, учителей, фельдшеров, купцов первой гильдии, детей духовенства не ниже сана священника или дьякона.
Российское законодательство запрещало прием на службу крестьян, мещан, купцов второй и третьей гильдий и их детей, отставных нижних чинов, иностранцев (кроме учреждений науки, образования и искусства). Это запрещение не распространялось на тех граждан указанных категорий, которые получили образование в учебных заведениях, дававших право занимать должности в системе государственной службы «независимо от рода и звания».
Используя такие правила приема на службу, правительство регулировало социальный состав государственных служащих в интересах правящего сословия. Однако, несмотря на «заградительные» меры при приеме на службу лиц недворянского происхождения и усложнение механизма их повышения в чинах, во второй половине XVIII-XIX в. наметилась тенденция роста удельного веса выходцев из разночинцев и податных сословий, прежде всего в составе служащих IX—XIV классов, а также среди чиновников VI—VIII классов. Это было обусловлено политическим и экономическим развитием России, а также недостатками правительственной кадровой политики. В результате периодически возникала острая нехватка персонала государственной службы. На рубеже XIX-XX вв. выходцы из непривилегированных сословий стали доминировать в составе табельного чиновничества, кроме I—IV классов. Тем не менее, хотя в конце 90-х гг. дворяне по происхождению составляли всего 30% российской бюрократии, подавляющее большинство высших государственных должностей (75%) занимали представители дворянства. Сословный подход к формированию персонала государственной службы был отменен указом Николая II лишь в октябре 1906 г.1
Непременным требованием, которым определялось право приема на государственную службу и служебное продвижение, являлся уровень образованности. Этот признак всегда был важным критерием пригодности к службе. Уставные документы ставили должностную и чиновную карьеру в зависимость от образовательной подготовки чиновников. Положение о порядке производства в чины по гражданской службе (1834 г.) подразделяло служащих на лиц с высшим, средним и начальным образованием, т. е. на три разряда. Для каждого разряда устанавливались особые правила поступления на службу и различные сроки производства в чины. Если чиновники с высшим образованием (I разряда) получали право повышения в чине через 3-4 года, то служащие II и тем более III разряда должны были служить в каждом чине значительно более длительные сроки. Общие сроки выслуги лет для табельных чиновников были введены только во второй половине XIX в.
В практике формирования административного персонала заслуживает внимания то, что правительство поощряло поступление на службу лиц с высшим образованием. Выпускники университетов, Александровского лицея, Высшего училища правоведения и ряда других высших учебных заведений в зависимости от степени аттестата об их окончании (1-й или 2-й) могли начинать службу с должностей соответственно X—XII классов.
Особенно благоприятные служебные условия создавались для лиц, получивших в университете ученую степень. По Уставу о гражданской службе кандидаты наук принимались в административные органы с производством в чин не ниже коллежского секретаря и, следовательно, становились чиновниками X класса. Вышедшие из университета с ученой степенью магистра получали в государственных учреждениях сразу чин IX класса и начинали службу в звании титулярного советника. Что касается граждан, пришедших на службу со степенью доктора, то специалисты такой квалификации становились чиновниками VIII класса и приобретали сословные права потомственного дворянства1.
В то же время следует отметить, что образованность не была решающим фактором приема на гражданскую службу и карьерного движения. Даже в 80-х гг. XIX в. для получения первого классного чина было достаточно представить аттестат об окончании уездного училища или сдать экзамен в объеме его учебной программы. Естественно, такое правило начального чинопроизводства не способствовало повышению общего уровня образованности российского чиновничества и сохраняло остроту этой проблемы вплоть до падения самодержавия в феврале 1917 г.
Порядок приема предусматривал определенный возраст кандидата на государственную должность. Начало действительной службы допускалось с 16 лет. Право поступления на службу имели граждане, не лишенные этого права по суду. Юридические преимущества при занятии должностей были предоставлены мужчинам. Лица женского пола еще впоследней четверти XIX в. допускались к службе лишь в учебном, финансовом, медицинском, почтово-телеграфном и ряде других ведомств, причем на низших должностях ис ограничением права на государственную пенсию, повышение оклада за выслугу лет, присвоение почетных званий и другие социальные гарантии и льготы.
В правилах формирования персонала государственной службы правительство провозгласило отказ от каких-либо привилегий и ограничений, связанных с национальной принадлежностью и религией. В Уставе о гражданской службе с 30-х гг. XIX в. содержалось положение о том, что «различия вероисповедания или племени» немогут быть препятствием для приема на государственную службу. Однако в действительности на получение права государственной службы оказывали влияние известные принципы официальной правительственной политики, исповедовавшей «православие, самодержавие и народность». Отсюда исходили определенные ограничения для поступления на службу лиц еврейской национальности и «инородцев».
Прием на службу, присяга и требования к государственным служащим
Со времени выделения гражданской службы в самостоятельную сферу профессиональной служебной деятельности правительство России рассматривало формирование персонала государственной службы в качестве важнейшего условия эффективного государственного управления. Неслучайно эти вопросы являлись предметом постоянного и всестороннего внимании верховной власти, о чем свидетельствует обширная законодательная база.
Внормативно-правовых актах были определены цели, задачи и принципы формирования корпуса государственных служащих; механизм отбора кадров в административные учреждения; правила приема в органы государственного управления; порядок назначения на должности; основные требования к поступающим на государственную службу.
Принятые на государственную службу приводились к присяге. В марте 1711 г. Петр I подписал составленный им текст присяги, согласно которой вступающие в должность давали клятву «до последней своей силы» верно служить государству, повседневно и энергично отстаивать государственные интересы, «честно и чисто, неленостно, но паче ревностно» исполнять должностные обязанности при условии ответственности перед гражданским и Божьим судом в случае нарушения ими взятых на себя обязательств. В специальном указе «О присяге на верность службе» (1719 г.) правительство предписало привести к присяге чиновников Сената и коллегий, губернаторов, воевод и всех других «управителей и служителей»1. Присягу давали члены возникших позднее Государственного совета, Комитета министров, Государственной думы, чиновники высших, центральных и местных органов государственного управления.
В регулировании служебных отношений российское законодательство придавало большое значение разработке требований к персоналу государственной службы. В своих распорядительных документах создатель государственной службы нового типа Петр I неоднократно указывал, что чиновники должны направлять всю их деятельность на проведение успешной государственной политики, руководствоваться «пользой государственной», «радеть за Отечество», неуклонно соблюдать «верность службе», проявлять служебное усердие для «блага и славы России». В соответствии с его указом от 24 апреля 1713 г. должностные лица и все граждане, действия которых наносили «повреждение интересам государственным», подлежали строгому наказанию в судебном порядке2.
Гражданские чиновники были обязаны детально знать государственные законы, регламенты и другие установления, рассматривать их соблюдение как главное условие «правого и благонамеренного управления». Им предписывалось глубоко усвоить содержание и объем полномочий доверенной должности, «прилежно» относиться к служебному поручению, принимать квалифицированные решения, вести дела «по точной силе и словам законов», строго хранить государственную тайну, не допускать «волокитства», «небрежения» и неоправданного «поспешения» в делах. Законы о государственной службе предостерегали чиновников от злоупотребления властью, «мздоимства и лихоимства», неполной или неправдивой отчетности, дисциплинарных нарушений и т. д.
Наиболее полную разработку требования к деловым и нравственным качествам чиновников получили в Уставе о службе по определению от Правительства (1832 г.) и его более поздних модификациях, а также в уставных документах министерств и ведомств, составивших Свод уставов о службе гражданской (1835 г.). Среди качеств, необходимых служащему для успешного выполнения служебного долга, в Уставе о службе по определению от Правительства — главном нормативном акте о государственной службе вплоть до 1917 г. — указывались «верность службе», «радение о должности», «добрая воля в отправлении поручений», «усердие к общему добру», «честность, бескорыстие и воздержание от взяток», «правый и равный суд всякому состоянию», «человеколюбие», «покровительство невинному и скорбящему».
«Все служащие возложенные на них должности обязаны исправлять согласно присяге с усердием, нелицемерно и добросовестно... — предписывалось в Уставе, — не позволяя себе ни из вражды, ни из свойства или дружбы, а тем более из корысти или взяток ничего противного долгу присяги, честности и возложенного на них служения. Посему леность, нерадение и неприлеж-ностъ к порученному долгу да почтутся наивящим для них стыдом, упущение же должности и нерадение по части блага общего, им вверенного, — главнейшим поношением»1.