Государственной службы россии

Поиск путей повышения эффектив­ности работы государственных ор­ганов до уровня современных тре­бований делает актуальными анализ и обобщение исторического опыта управления персоналом государственной службы в досовет­ской России. Изучение отечественной практи­ки в этой области представляет значительный познавательный и практический интерес для разработки оптимальной модели организации деятельности государственных служащих по достижению современных целей и осуществле­нию функций государства. Практическая зна­чимость исследования этой проблемы особен­но возрастает в связи с Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. «О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"», в которой создание системы управления госу­дарственной службой определяется как одно из направлений реформирования этого социаль­но-правового института1.

Становление и развитие органов управления государственными служащими

России в XVI—XIX веках

Генезис служб управления персоналом государственных учреждений

Управление персоналом государственной службы как важное звено и действенный механизм реализации государственной кад­ровой политики имеет многовековую историю. Элементы этого со­циального института формировались не одну сотню лет со времени возникновения государства. В зависимости от типа государства, формы правления, характера государственного устройства, уровня экономического и культурного развития каждое государство стро­ило свою систему управления персоналом государственной службы и вносило свой вклад в мировой опыт.

Творческий учет исторического наследия в сфере государ­ственной службы России, внимательное отношение к сложив­шимся традициям представляются исключительно важными в процессе строительства системы управления персоналом госу­дарственной службы Российской Федерации. Многогранная практика управления персоналом государственных органов ухо­дит своими корнями в далекие исторические времена форми­рования единого централизованного Российского государства. С конца XV — начала XVI в. его правительство накопило богатый и сложный, противоречивый и вместе с тем весьма поучительный опыт управления персоналом государственной службы.

Завершение объединения собственно русских земель в единое государство в первой четверти XVI в. активизирова­ло процесс выделения управленческой деятельности в важную самостоятельную профессиональную сферу. Решение задач государственного управления, объем и сложность которых по­стоянно возрастали, естественно, обусловило ускорение форми­рования социальной группы «служилых людей», находившихся на «государевой службе» и занимавшихся реализацией целей и функций государства. Бояре, удельные и служилые князья, при­дворные чины, видные представители дворянства составляли главный источник, из которого государь и «начальствующие» лица из высшей бюрократии отбирали и назначали на руководя­щие должности в административной, военной и других сферах

Глава 35. Исторический опыт управления персоналом... 563

управления. Аппарат Боярской думы, казны и двора составляли главным образом дьяки и подьячие. На местах во главе управле­ния стояли наместники, волостели, воеводы, имевшие в своем подчинении группы должностных лиц.

На развитие состава государственных служащих оказали су­щественное влияние эволюция органов дворцово-вотчинного управления в систему центральных управленческих учреждений с общегосударственным статусом в лице приказов и оформление в XVI — первой половине XVII в. самодержавной монархии. Фор­мирование персонала органов государственного управления еще более интенсифицировалось после административной реформы Ивана IV (Грозного), по воле которого в 1548—1555 гг. была со­здана целая группа отраслевых и территориальных приказов как административно-управленческих органов, представлявших цен­тральную власть.

В последующем приказная система управления все более рас­ширялась. В ней шло разделение управленческой деятельности, усиливалась специализация. Эти изменения сопровождались рос­том количества думских и «приказных служилых людей». С 1613 по 1690 г. состав Боярской думы увеличился с 29 до 153 человек, т. е. в 5 раз. По данным 36 приказов, в 1682 г. в их штатах числи­лось 1800 служащих, а в 1698 г. - около 3000. В это же время в местных административных учреждениях находилось на службе почти 2000 человек1.

Постепенное формирование профессионального персонала органов государственного управления, активный переход, осо­бенно во второй половине XVII в., к постоянным служебным должностям в приказах и других административных учреждениях того времени, неуклонное увеличение численности «приказных людей» - все это актуализировало задачу организации управле­ния контингентом «государевых слуг», потребовало целенаправ­ленного и организованного правительственного воздействия на служащих государственного аппарата с целью максимальной мо­билизации их знаний и энергии для осуществления задач и функ­ций государства.

Следовательно, управленческие функции государства объек­тивно детерминировали возникновение специальных институтов управления персоналом государственной службы. Работа по учету и распределению «государевых служилых людей» стала более упо­рядоченной с созданием в середине XVIв. Разрядного приказа, который участвовал в подборе кандидатов на вакантные должно­сти. Его дьяки вели записи назначений на военную, гражданскую и придворную службу. В его компетенцию входило обеспечение государственных служащих земельными поместьями и денежным жалованьем за службу.

В 60-х гг. XVIв., при Иване IV, Разрядный стол имел в своих книгах записи на более чем 20 тыс. «государевых слуг», причем до 3 тыс. из них были включены в московские послужные спис­ки. Это была своего рода «номенклатура», из которой отбирались «служилые люди» для царских назначений на ответственные го­сударственные должности. Разрядный приказ как администра­тивное учреждение по управлению персоналом государственной службы возглавлялся чинами высшей бюрократии — боярами А. Щелкаловым, Ф. Лихачевым, С. Заборовским, Ф. Грибоедо­вым, Т. Стрешневым и др. Этот приказ функционировал в тече­ние второй половины XVIв., весь XVIIв. и был упразднен лишь в 1711г. в ходе Петровских реформ1.

Эта проблема стала особенно острой с окончательным выде­лением в результате Петровских радикальных реформ граждан­ской службы в самостоятельную отрасль государственного управ­ления на основе известной Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных... (1722 г.). С данным юридическим актом связано официальное законодательное признание чиновничества в качестве особой группы государственных служащих, обеспечи­вавших на профессиональной и постоянной основе реализацию компетенции государственных органов.

С территориальным расширением Российского государства, возникновением все новых и новых отраслей хозяйства-,-услож­нением задач административно-хозяйственной деятельности количество персонала государственной службы неуклонно уве­личивалось. В середине XVIIIв. в административных органах было около 10 тыс. служащих, в конце XVIIIв. их количество возросло до 16 тыс. человек. В начале 50-х гг. XIXв. корпус госу­дарственных служащих составлял более 60 тыс. В 1903 г. общая численность классных чиновников в России достигала почти 400 тыс. человек. Вместе с нетабельными канцелярскими слу­жителями в системе государственного управления было занято свыше 500 тыс. служащих1.

Таблица 12

Наши рекомендации