Видовой объект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Из названия главы 30 Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации следует, что входящие в нее преступления посягают на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Применительно к преступлениям, предусмотренным главой 30 УК РФ, речь идет о двух формах публичной власти: государственной власти и власти местного самоуправления.

Причиной выделения порядка осуществления публичной власти в самостоятельный объект посягательства, наряду с интересами службы, служит тот факт, что не все должностные лица — представители власти состоят на службе в государственных или муниципальный органах. Следовательно, они посягают не на интересы службы, а непосредственно на порядок осуществления публичной власти. Определяя видовой объект должностных преступлений, связанный с интересами службы, необходимо отметить, что речь идет о следующих видах службы: государственная служба; муниципальная служба; служба в государственных и муниципальных учреждениях; служба в государственных корпорациях.

Служба — профессиональная деятельность определенного контингента лиц — служащих — по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных структур

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Государственный орган — гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке1 . Система государственной службы Российской Федерации установлена Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов (Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Порядок прохождения государственной военной службы регламентируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Должности муниципальной службы — должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и(или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Сущностное содержание интересов государственной и муниципальной службыраскрывается в общих и локальных правовых актах, устанавливающих общие принципы государственной и муниципальной службы, определяющих права и обязанности государственных и муниципальных служащих, налагающих на них определенные ограничения и устанавливающих запреты. Интересы службы определяются также целями, стоящими перед государственным органом или органом местного самоуправления, и задачами, которые указанными органами решаются для достижения этих целей (см., например, Федеральные законы «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»).

Интересы службы нарушаются, когда должностное лицо, во-первых, совершает действие (бездействие), противоречащее общим принципам, которыми должен руководствоваться публичный аппарат управления в целом, не исполняет общие обязанности, установленные для государственных или муниципальных служащих, не соблюдает общие ограничения и запреты, установленные для государственных и муниципальных служащих; во-вторых, совершает действие (бездействие), противоречащее целям и задачам, стоящим перед конкретным государственным или муниципальным органом; в-третьих, не исполняет служебные обязанности, не соблюдает ограничения и запреты, нала гаемые в связи с замещением конкретной государственной или муниципальной должности.

Служба в государственных и муниципальных учреждениях. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Особенности правового положения отдельных видов государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, цели их деятельности и стоящие перед ними задачи определяются законами, положениями, уставами.

Служба в государственных корпорациях. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что видовым объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальный порядок осуществления государственной власти и власти местного самоуправления; общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование публичного аппарата управления в лице государственных органов и органов местного самоуправления, аппарата управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями Российской Федерации в соответствии с их предназначением; общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций в соответствии с целями и задачами их деятельности.

Понятие должностного лица.

прим. к ст 285

Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Признаки Д.Л.

1) представитель власти : законодательной , исполнительной, судебной

2) выполняет административно-хозяйственные или организационно распорядительные функции в указанных органах и организациях постоянно/временно/по спец полномочию

ДЛ = место службы + содержание полномочий + правовые основы наделения полномочиями

Представитель власти – лицо наделенное правами и обязанностями по осуществлению законодательной, исполнительной, судебной властью, иное лицо правоохранительного или контролирующего органа, наделенное полномочиями в отношении лиц не находящихся в служебной зависимости. Характеризующимися следующими признаками:

1) наличие права принимать решения в отношении граждан или организаций, имеющие юридическое значение;

2) требования или решения представителей власти распространяются на неопределенно большой круг субъектов, т. е. на физических или юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости или ведомственной подчиненности у представителей власти;

3) требования или решения представителей власти являются обязательными для исполнения гражданами или организациями;

4) неисполнение требований или решений представителей власти могут повлечь за собой негативные правовые последствия для нарушителей

Лицо может выполнять функции представителя власти постоянно, временно или по специальным полномочиям. Как правило, полномочиями представителя власти лицо наделяется в связи с занятием государственной либо муниципальной должности. В таком случае властными полномочиями лицо обладает постоянно — бессрочный трудовой контракт, пожизненное занятие должности (судья) либо временно — срочный трудовой контракт, назначение на выборную должность на определенный срок. Вместе с тем функции представителя власти могут исполняться и по специальным полномочиям и при этом необязательно, чтобы лицо, наделенное такими полномочиями, находилось в служебных отношениях с государственными органами или органами местного самоуправления. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п. При этом не каждое лицо, имеющее отношение к имуществу и другим материальным ценностям, может быть признано должностным лицом, а лишь то, которое в установленном законом или иным нормативным актом порядке наделено правом принимать решения о движении и хранении материальных ценностей.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т. п.

Наши рекомендации