Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Необходимо обратить внимание на отличие данной группы преступлений от других групп по способу их совершения, т.е. они совершаются с использованием служебного положения, а также определение субъекта преступления. Им может быть должностное лицо, в первую очередь.

Преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ отличаются от других преступных посягательств рядом специфических признаков:

а/ совершаются специальными субъектами - должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности;

б/ их совершение, возможно лишь с использованием служебных полномочий виновного или благодаря занимаемому служебному положению;

в/ существенно нарушают служебную деятельность органов власти или управления /либо содержат угрозу такого нарушения/.

Родовой объект - совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти.

Непосредственный объект - нормальная деятельность органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления.

Дополнительный объект в некоторых преступлениях: собственность, интересы личности.

Предмет - обязательный признак отдельных преступлений: взятка - /ст. 290-291 УК/, документы /ст. 292 УК/.

Объективная сторона состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти или управления.

Большинство преступлений совершается путем действия и лишь отдельные /халатность, злоупотребление служебными полномочиями/ могут быть совершены и путем бездействия.

Особенность данной группы преступлений выражается в двух специфических признаках:

1. Они совершаются с использованием служебных полномочий, либо

2. Благодаря занимаемому виновным служебному положению и вопреки /во вред/ интересам службы;

1) Либо использует, употребляет "во зло", т.е. преступным образом, тот объем прав и полномочий, которыми оно наделено в силу занимаемой должности, вследствие наличия у него функций представителя власти или иного должностного лица. Признак этот может заключаться также и в том, что возможность совершить /или не совершить/ определенные действия по службе представляется благодаря занимаемому служебному положению.

2) Совершение деяния вопреки интересам службы надо понимать как действие /бездействие/ представителя власти или иного должностного лица, которые противоречат как в целом интересам нормальной деятельности органов власти, государственной службе и службе в органах местного самоуправления, так и задачам и функциям, возложенным на отдельные структурные звенья органов власти, государственной службе и службе в органах местного самоуправления, так и задачами и функциями, возложенным на отдельные структурные звенья органов власти и управления, включая администрацию /аппарат управления/ организаций, предприятий и учреждений, нарушают их деятельность, причиняют или могут причинить им существенный вред, укрепить законные свободы, права и интересы граждан, нанести серьезный имущественный ущерб, привести к остановке производства, к сбоям в работе и т.п.

Преобладающая часть преступлений, предусмотренных данной главой, по своей конструкции образует формальные составы /ст.ст. 286-292 УК РФ/, и лишь четыре преступления /ст. 285 п."в" ч.3; ст. 286 п."в" ч.3; ст. 287, ст. 293 УК/ имеют материальные составы. Для материальных составов в число обязательных признаков объективной стороны входят предусмотренные в указанных статьях общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и последствием.

Субъективная сторона - умысел, кроме халатности, являющейся неосторожным преступлением.

Обязательным признаком отдельных составов являются корыстная или иная личная заинтересованность /злоупотребление служебными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог/ либо корыстный мотив /получение взятки/.

Субъект - большинство из них /кроме присвоения полномочий должностного липа и дачи взятки/ являются наделенными соответствующими полномочиями работники органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Согласно примечания к ст. 285 УК субъектами данных преступлений могут быть четыре категории работников:

1/должностные лица;

2/лица, занимающие государственные должности Российской Федерации;

3/лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации;

4/государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц /в специально предусмотренных случаях/.

Под должностными липами, применительно к данной главе, закон /примечание к ст. 285 УК/ понимает лиц, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других (войсках и воинских формированиях Российской Федерации /п. 1/.

Наши рекомендации