Реклама. понитие, виды, функции
Реклама – любая оплачиваемая форма неперсональной презентации и продвижения идей, товаров и услуг, осуществляемая конкретным заказчиком.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О рекламе» реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
. Виды рекламы
Классификационный признак | Вид рекламы | Назначение |
Решаемые задачи | · Информативная · Побудительная · Напоминающая | Создание первоначального спроса на товар (услугу) Доказательство преимуществ товара перед аналогичными товарами конкурентов Напоминание потребителям о существующих на рынке товарах (услугах) |
Степень агрессивности | · Мягкая · Жесткая | Создание определенной атмосферы вокруг фирмы или товара Получение немедленной реакции под воздействием методов плотного психологического давления на аудиторию |
Предмет рекламирования | · Товарная · Имиджевая (корпоративная) · Социальная | Рекламирование товара (услуги) Создание и поддержание благоприятного имиджа фирмы Рекламирование социально значимых идей и начинаний |
Конечная цель | · Коммерческая · Некоммерческая | Получение прибыли Получение социального эффекта |
В зависимости от масштаба решаемых задач и выделяемых ресурсов реклама может быть реализована в одном из трех видов:
· Рекламного обращения – послания, размещенного в определенном средстве рекламы в конкретный момент времени с заданной коммуникационной целью;
· Рекламного цикла – серии рекламных обращений, размещаемых последовательно в определенном средстве рекламы с заданной коммуникационной целью;
· Рекламной кампании – комплекса рекламных обращений и рекламных циклов, разрабатываемых в рамках единой концепции, осуществляемого в течение длительного периода времени.
Реклама выполняет все общие функции маркетинговых коммуникаций; основные ее функции представлены на рис. 105.
Рис. 105. Основные функции рекламы
Средство рекламы – прием воплощения идеи рекламного обращения, опирающийся на определенные органы чувств рекламной аудитории (зрение, слух, обоняние).
Разновидности средств рекламы приведены на рис
Рис. 106. Разновидности средств рекламы
К графическим информационным средствам рекламы, основанным на текстовой информации, иллюстрации в которых носят второстепенный характер, относятся:
· Информационные письма;
· Проспекты;
· Буклеты;
· Текстовые каталоги;
· Рекламные статьи;
· Пресс-релизы и т.п.
К изобразительным средствам рекламы относятся:
· Открытки;
· Плакаты;
· Рекламные листовки;
· Этикетки и т.п.
Декоративные средства рекламы участвуют в оформлении интерьеров и несут на себе элементы фирменного стиля. К декоративным средствам рекламы относятся:
· Стенды;
· Торговые платки с фирменной символикой;
· Уличные зонтики с фирменной символикой;
· Витрины;
· Вывески;
· Флаги;
· Гирлянды, в том числе из воздушных шаров и т.п.
Предметные средства рекламы – мелкие предметы (сувениры), имеющие утилитарное назначение, которые служат для напоминания о фирме, ее товарах и услугах. К предметным средствам рекламы относятся:
· Значки;
· Ручки;
· Зажигалки;
· Кепки;
· Майки и т.п.
Визуально-зрелищные средства рекламы оказывают воздействие на рекламную аудиторию с помощью движущегося изображения и звука. К экранным средствам, использующим сюжетное действие в кино- или видеозаписи, относятся:
· Видеоклипы;
· Рекламные передачи;
· Фильмы и т.п.
К рекламным мероприятиям, носящим ярко выраженные имиджевый характер, относятся:
· Презентации;
· Праздники и представления;
· Выставочно-ярмарочные мероприятия;
· Демонстрации мод и т.п.
Основные достоинства и недостатки различных рекламных средств перечислены в табл. 31.
Таблица 31. Достоинства и недостатки средств рекламы.
Тип средства рекламы | Основные достоинства | Основные недостатки |
Графические | · Эмоциональность (использование различных образов и цвета) · Невысокая стоимость | · Статичность · Слабая выразительность (только текст и изображение) · Ограниченность приемов · Ограниченность аудитории |
Акустические | · Быстрота изготовления · Невысокая стоимость · Возможность музыкального сопровождения | · Слабая выразительность (только звук) · Кратковременность контакта · Ограниченность приемов (речь, музыка) · Передачи небольшого объема информации |
Визуально- зрелищные | · Высокая информированность · Разнообразие приемов · Выразительность · Динамичность | · Дороговизна · Сложная техника изготовления · Длительность процесса создания |
Предметные | · Создание хороших отношения с получателями сувениров · Многократный контакт с рекламой | · Дороговизна · Ограниченность места размещения рекламы (низкая информативность сообщения) |
Декоративные | · Способность к привлечению внимания · Участие в формировании фирменного стиля | · Мимолетность контакта с аудиторией · Дороговизна · Ограниченность места размещения рекламы (низкая информативность сообщения) |
При выборе средств рекламы рекламодатель должен учитывать следующие факторы:
· Стоимость рекламы (общие расходы и стоимость «одного контакта»)
· Наличие бесполезной аудитории (части аудитории, не являющейся целевой);
· Охват (число получателей рекламного сообщения);
· Частоту (частоту выхода рекламных сообщений, определяющую гибкость послания);
· Стабильность рекламного сообщения (запоминаемость);
· Степень воздействия (способность к стимулированию потребителей);
· Заполненность (число рекламных сообщений в одном издании или программе);
· Срок представления (период, требуемый информационному источнику для размещения рекламы).
В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама решает следующие задачи:
информирование (формирование осведомленности и знаний о то варе, предприятии, услуге);
увещевание (последовательное, постепенное формирование предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа пред приятия и его товаров, убеждение покупателя совершить покупку);
напоминание (поддержание осведомленности потребителей о товаре и о том, где можно купить данный товар);