Профессиональное самоопределение личности как объект управления
Модель профессионального самоопределения человека.Субъекты профессиональной ориентации с помощью различных технологий воздействуют на процесс выбора профессии, который носит преимущественно информационно-оценочный характер. Основное содержание процесса выбора профессии индивидом -это сбор, переработка, хранение, систематизация особой информации — о профессиях. Условно его можно представить в следующем виде (см. рис. 21).
Понятие «предпосылки»обозначает совокупность условий, в которых осуществляется то или иное действие, событие. Говоря о предпосылках выбора той или иной профессии, их целесообразно сгруппировать:
— объективные предпосылки — это характер и уровень развития общественных отношений, культурно-цивилизационная специфика, традиции, обычаи, потребности общества в той или иной профессиональной деятельности, требования профессии к личностным качествам индивида и пр.;
— объективно-субъективные предпосылки — это сознательно и целенаправленно создаваемая система институтов, воздействующих на процесс выбора профессии, которая применительно к самоопределяющемуся индивиду имеет объективный характер; к данному виду предпосылок можно отнести и такое социально-психологическое образование, как престижность той или иной профессии, которая формируется на основе формальных и неформальных ее оценок, а также действий по изменению ее статуса;
— субъективные предпосылки — это разнообразные характеристики личности самоопределяющегося в мире профессий индивида; они обусловлены ограничениями, в результате которых человек может или не может избрать данный вид профессиональной деятельности; тенденция в этой области такова, что лимиты ужесточаются вследствие усложнения характера и содержания профессиональной деятельности, особенно в сфере управления. Довольно часто человек хочет заниматься той или иной профессиональной деятельностью, но не может этого сделать в силу указанных ограничений.
Рассмотренная совокупность предпосылок представляет собой различные грани, формы проявления необходимости, ограничивающие свободу профессионального выбора. Эти предпосылки динамичны и одновременно устойчивы. Их ясное представление и учет являются условием успешной профориентационной работы.
Сделать правильный выбор — значит найти профессию, которая:
1) интересна и привлекательна - «ХОЧУ». Это те занятия, которые делаются с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравиться, то охотнее будете работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счете, больше зарабатывать;
2) имеет спрос на рынке труда - «НАДО». Это знание о перспективных специальностях, которое пользуются спросом на рынке, вероятность трудоустройства по выбираемой профессии;
3) доступна и посильна - «МОГУ». Это определение возможностей человека: его способностей, состояния здоровья, уровня знаний, умений и пр.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ С А МО ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ НАМЕРЕНИЙ ВЫБРАТЬ ТУ ИЛИ ИНУЮ ПРОФЕССИЮ
Оценка Оценка доступности
привлекательности Самооценка привлекательной
профессий профессии
Представления Представления Представление
о о собственных о доступности
профессиях профессиональных профессий
возможностях
и способностях
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Объективные Объективно-субъективные Субъективные
ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Рис. 21. Модель процесса профессионального самоопределения человека
Каналы воздействия на выбор профессии.Немалое значение для организации профориентационной деятельности имеет выяснение основных каналов воздействия на процесс выбора профессии, которые обеспечивают доведение до индивида информации о мире профессий, об особенностях и ценностях той или иной профессии.
В настоящее время такими каналами являются:
— средства массовой информации (печатные и электронные, в том числе Интернет);
— средства искусства (кино, литература, театр и пр.);
— профессиональные клубы и ассоциации;
— профессиональная реклама;
— личные контакты с представителями избираемой профессии;
— ближайшее социальное окружение (родители, другие родственники, друзья и знакомые);
— персонал образовательных учреждений;
— работники служб занятости;
— должностные лица, специализирующиеся на профессиональной ориентации, и др.
Действенность этих каналов зависит от многих факторов, а социологический инструментарий позволяет выявить некоторые тенденции в данной области.
Все это наглядно свидетельствует о решающем влиянии на выбор профессии неформальных каналов. Настораживает отсутствие указаний на работу организаций и учреждений, которые по долгу службы занимаются распространением профессиональной информации, что является лишним подтверждением отсутствия в стране более или менее эффективных формальных каналов регулирования процесса выбора профессии и господства факторов стихийных, неуправляемых.
Эта же тенденция прослеживается и в ответах на вопросы о помощи молодежи в трудоустройстве. Организации и лица, к которым респонденты обращались в поисках работы (рейтинг тех структур, которые реально помогли)1: родственники — 48% (38%); друзья и знакомые - 45% (33%); работодатель - 25% (15%); реклама - 16% (6%); государственная служба занятости — 11% (7%); коммерческая служба занятости - 8% (5%).
Одной из главных причин подобного положения наряду с неудовлетворительным состоянием официальной профориентационной работы является недостаточный учет информационно-оценочного характера процесса выбора профессии.
Ценности профессиональной деятельности.Информацию, которую использует человек для создания собственного образа профессионального мира, условно можно разделить на преднамеренную и спонтанную. Им соответствуют и два класса информационных моделей: нормативные и статистические. Взаимно дополняя друг друга, они составляют некий источник, из которого личность черпает материал для формирования и развития собственной системы ценностей.
Статистическая модель отличается мозаичной, фрагментарной информацией о той или иной профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время именно эта модель доминирует.
Нормативная модель формируется целенаправленно, преднамеренно, усилиями ее авторов, их стремлением добиться обязательности следования вполне определенным образцам в практической деятельности, придав конкретной профессии черты привлекательности.
Данную модель невозможно построить без селекции ценностей профессиональной деятельности.
Ценности профессиональной деятельности — это набор качеств определенной профессии, обладающих положительной значимостью для человека, избравшего и постоянно занимающегося данным видом трудовой деятельности.
Можно выделить следующие основания для систематизации ценностей профессиональной деятельности:
— цели профессии как выражение ее социальной функции, места и роли в жизни общества;
— история профессии, ее ретроспектива и перспектива;
— содержание и условия профессиональной деятельности;
— социальная позиция профессии по отношению к другим социально-профессиональным группам и категориям;
— личностный образец представителя данной профессии и его социальный статус;
— профессиональная этика, обычаи, традиции и иные элементы профессиональной культуры, определяющие и регулирующие образ и стиль жизни ее представителей.
Одна из важнейших задач профориентационной деятельности (а в более широком контексте — всей деятельности по управлению персоналом) — обеспечение познания и усвоения потенциальными, а затем и действительными ее субъектами ценностей данной профессии.
Решение этой задачи достигается в сложном процессе, основными этапами которого являются:
— создание и трансляция модели профессии, ожиданий и требований относительно профессионального поведения ее субъектов;
— интериоризация («овнутрение») - полное или частичное принятие содержания данной модели ее потенциальными представителями;
— формирование установки на выбор данной профессии и профессиональной стабилизации;
— реализация этих ожиданий и требований в структуре социального поведения профессионала, совпадающего или частично не совпадающего с моделью.
Именно ценности профессиональной деятельности служат основой для формирования привлекательности той или иной профессии.
Привлекательность профессии — один из ведущих мотивов выбора профессии, который представляет собой субъективную, сформированную самоопределяющимся индивидом характеристику возможностей данной профессии удовлетворять его многообразные потребности и интересы, способствовать достижению смысложизненных целей. Это как бы «примеривание» человеком профессии на себя, принципиальное и абстрактное согласие на ее выбор, определение общего положительного отношения к характеристике и содержанию данной профессии.
Окончательное решение принимается на основе сопоставления оценок индивидуальной привлекательности, престижа данной профессии в обществе, ее доступности, а также самооценки (выработки модели собственных способностей и возможностей).
Престиж профессии — противоречивое динамичное ценностное социально-психологическое образование, складывающееся в процессе взаимодействия формальной оценки значимости в обществе конкретной профессии, выражающейся в социальном статусе и ее привлекательности для отдельных индивидов или социальных групп.
Ценностные ориентации и их роль в выборе профессии.Все указанные оценки — производные от более сложного социально-психологического образования — ценностных ориентации личности.
Ценностные ориентации — динамичная система установок, убеждений, предпочтений человека, характеризующая его избирательное отношение к себе самому, к окружающим и к миру в целом, выражающееся в его поведении и деятельности.
Окончательное решение о выборе профессии принимается при сопоставлении общей иерархии смысложизненных ценностей с возможностями их достижения посредством данной профессии, более или менее полного совпадения с профессиональными ценностями. В таком случае у самоопределяющегося индивида формируются определенные профессиональные предпочтения.
Профессиональные ценности государственной службы.Чтобы быть востребованной на рынке труда, профессия должна обладать соответствующими ценностными характеристиками. Обладает ли притягательной силой государственная или муниципальная служба? Наделены ли они конкурентоспособными качествами, которые можно использовать в профориентационной деятельности?
Определенная информация выявляется в процессе мониторинга проблем государственной службы, осуществляемого учеными кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте Российской Федерации. Так, по итогам проведенного в мае 2001 г. социологического исследования* оказалось возможным ранжировать мотивы выбора профессии государственными служащими. На вопрос о том, чем они руководствуются при поступлении на государственную службу, получены следующие ответы: гарантией постоянной работы, стабильного положения— 42%; стремлением полнее реализовать свои профессиональные качества — 36%; желанием принести пользу обществу и государству — 31%; стремлением обеспечить перспективы служебного роста— 17%; стремлением повысить материальное благополучие—12%; желанием иметь широкие связи с полезными людьми — 9% и т. д.
* Исследование проведено в рамках научного проекта «Разработка теоретических основ концепции государственной кадровой политики в федеральных органах исполнительной власти» учеными кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ в мае 2001 г. (выборочная совокупность — 2707 человек, руководитель проекта — профессор А.И. Турчи-нов).
Анализ результатов опроса указывает на явное преобладание мотивов личностно ориентированных над мотивами общественно ориентированными. Об этом же свидетельствуют и ответы, связанные с выяснением факторов неудовлетворенности службой. Около половины всех опрошенных отметили неудовлетворенность заработной платой, уровнем решения их социальных проблем, особенно жилищных.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время государственная служба (как и муниципальная служба, которая в обыденном сознании не всегда дифференцируется от государственной) не относится к самым престижным в обществе, однако обладает рядом достоинств, профессиональных ценностей, которые делают ее привлекательной в различных слоях населения. Это служит достаточно оптимистичным основанием для целенаправленного формирования контингента потенциальных соискателей профессий в сфере государственного и муниципального управления на рынке труда и обеспечения цивилизованного профессионального отбора достойных кандидатов.
Однако для сознательного выбора профессии еще недостаточно представить ее привлекательной. Немаловажную роль играет ее доступность для конкретного человека, а также целенаправленная помощь в правильной оценке его собственных профессиональных возможностей и способностей. Эта задача также может решаться средствами и способами профессиональной ориентации.
В настоящее время и на обозримую перспективу остаются привлекательными во многих слоях населения такие черты профессии государственного и муниципального служащего, как: прямая связь с осуществлением властных полномочий; определенная ее стабильность; профессиональная подготовка и переподготовка за счет средств государственного или муниципального бюджета; наличиесистемы социальной защиты в виде гарантий, компенсаций; дифференцированность службы по специальностям и специализациям, что создает более благоприятные условия для самореализации личности; явно выраженные карьерные возможности; служебная форма одежды; возможность легального владения оружием; приобретение необходимых связей и иные присущие ей свойства и качества.
Выводы
Профориентационная деятельность является необходимым элементом системы управления персоналом и должна вестись на профессиональной основе людьми, получившими соответствующую систему знаний и практические навыки ее осуществления. Лицом, наиболее заинтересованным в результатах этой деятельности, является государство. Оно, его органы, ведомства и учреждения при соответствующей координации и субординации призваны нести здесь основную нагрузку, не передоверяя ее неформальным структурам или стихийным процессам. Профориентационная работа должна строиться на прочном теоретическом и нормативно-правовом фундаменте.
Эффективность профориентационной работы во многом зависит от точного определения объектов управления, мониторинга динамики ценностных ориентации и профессиональных предпочтений основных участников рынка труда. Важной ее составляющей является четкое представление о профессиональных ценностях государственной и муниципальной службы, которое возможно лишь на солидной информационной базе. Именно раскрытие в современной, привлекательной форме этих ценностей с использованием всего многообразия каналов влияния на процессы индивидуального профессионального самоопределения обеспечивает высокую вероятность достижения необходимого результата.
Профориентационная деятельность, предполагающая раскрытие ценностной стороны государственной и муниципальной службы, при надлежащей ее организации наряду с комплексом других мероприятий может и должна способствовать поднятию престижа указанных профессий, комплектованию персонала органов управления достойными, высокомотивированными кадрами, максимально гармонично реализующими свой профессиональный потенциал.
Контрольные вопросы и задания
Каковы сущность и место профессиональной ориентации в процессе профессионализации государственной и муниципальной службы?
2. Сформулируйте основные положения научной организации профориентационной деятельности.
3. Дайте характеристику субъектов и объектов профессиональной ориентации.
4. Каковы технологии профориентационной деятельности?
5. Каковы характер и специфика процесса профессионального самоопределения?
6. Дайте характеристику процесса профессионального самоопределения как объекта управления.
7. Каковы ценностные характеристики профессии государственного и муниципального служащего?
8. Что обеспечивает высокий престиж профессий государственной и муниципальной службы в массовом сознании?
Список литературы
Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 // Бюллетень Минтруда Российской Федерации. 1996. № 10.
О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов: Рекомендация Международной организации труда от 23 июня 1976 г. № 150 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Т. 2. М., 2000.
Брайон М., Модка С. Тесты для профессионального отбора. СПб., 2005.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // СоцИс. 2002. № 1.
ДеркачА.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. М., 1998.
Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования: (От 1960-х гг. к 2000-му)/Под ред. В.Н. Шубкина. М., 1999.
Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.