Профессиональное самоопределение личности как объект управления

Модель профессионального самоопределения человека.Субъ­екты профессиональной ориентации с помощью различных технологий воздействуют на процесс выбора профессии, который носит преимущественно информационно-оценочный характер. Основное содержание процесса выбора профессии индивидом -это сбор, переработка, хранение, систематизация особой инфор­мации — о профессиях. Условно его можно представить в следую­щем виде (см. рис. 21).

Понятие «предпосылки»обозначает совокупность условий, в которых осуществляется то или иное действие, событие. Говоря о предпосылках выбора той или иной профессии, их целесообразно сгруппировать:

— объективные предпосылки — это характер и уровень развития общественных отношений, культурно-цивилизационная специ­фика, традиции, обычаи, потребности общества в той или иной профессиональной деятельности, требования профессии к лич­ностным качествам индивида и пр.;

— объективно-субъективные предпосылки — это сознательно и целенаправленно создаваемая система институтов, воздейству­ющих на процесс выбора профессии, которая применительно к самоопределяющемуся индивиду имеет объективный характер; к данному виду предпосылок можно отнести и такое социально-психологическое образование, как престижность той или иной профессии, которая формируется на основе формальных и нефор­мальных ее оценок, а также действий по изменению ее статуса;

— субъективные предпосылки — это разнообразные характерис­тики личности самоопределяющегося в мире профессий индивида; они обусловлены ограничениями, в результате которых человек мо­жет или не может избрать данный вид профессиональной деятель­ности; тенденция в этой области такова, что лимиты ужесточаются вследствие усложнения характера и содержания профессиональной деятельности, особенно в сфере управления. Довольно часто чело­век хочет заниматься той или иной профессиональной деятельнос­тью, но не может этого сделать в силу указанных ограничений.

Рассмотренная совокупность предпосылок представляет со­бой различные грани, формы проявления необходимости, ограни­чивающие свободу профессионального выбора. Эти предпосылки динамичны и одновременно устойчивы. Их ясное представление и учет являются условием успешной профориентационной работы.

Сделать правильный выбор — значит найти профессию, ко­торая:

1) интересна и привлекательна - «ХОЧУ». Это те занятия, ко­торые делаются с интересом, с желанием, по собственной иници­ативе. Если выбранное дело нравиться, то охотнее будете рабо­тать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счете, больше зарабатывать;

2) имеет спрос на рынке труда - «НАДО». Это знание о перс­пективных специальностях, которое пользуются спросом на рын­ке, вероятность трудоустройства по выбираемой профессии;

3) доступна и посильна - «МОГУ». Это определение возмож­ностей человека: его способностей, состояния здоровья, уровня знаний, умений и пр.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ С А МО ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАМЕРЕНИЙ ВЫБРАТЬ ТУ ИЛИ ИНУЮ ПРОФЕССИЮ

           
  Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru   Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru
      Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru
 
 

Оценка Оценка доступности

привлекательности Самооценка привлекательной

Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru профессий профессии

 
  Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru

Представления Представления Представление

о о собственных о доступности

профессиях профессиональных профессий

Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru возможностях

и способностях

 
  Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

 
  Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru

ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

           
  Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru   Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru   Профессиональное самоопределение личности как объект управления - student2.ru

Объективные Объективно-субъективные Субъективные

ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Рис. 21. Модель процесса профессионального самоопределения человека

Каналы воздействия на выбор профессии.Немалое значение для организации профориентационной деятельности имеет выяснение основных каналов воздействия на процесс выбора профессии, ко­торые обеспечивают доведение до индивида информации о мире профессий, об особенностях и ценностях той или иной профессии.

В настоящее время такими каналами являются:

— средства массовой информации (печатные и электронные, в том числе Интернет);

— средства искусства (кино, литература, театр и пр.);

— профессиональные клубы и ассоциации;

— профессиональная реклама;

— личные контакты с представителями избираемой профес­сии;

— ближайшее социальное окружение (родители, другие род­ственники, друзья и знакомые);

— персонал образовательных учреждений;

— работники служб занятости;

— должностные лица, специализирующиеся на профессио­нальной ориентации, и др.

Действенность этих каналов зависит от многих факторов, а социологический инструментарий позволяет выявить некоторые тенденции в данной области.

Все это наглядно свидетельствует о решающем влиянии на выбор профессии неформальных каналов. Настораживает отсут­ствие указаний на работу организаций и учреждений, которые по долгу службы занимаются распространением профессиональной информации, что является лишним подтверждением отсутствия в стране более или менее эффективных формальных каналов ре­гулирования процесса выбора профессии и господства факторов стихийных, неуправляемых.

Эта же тенденция прослеживается и в ответах на вопросы о помощи молодежи в трудоустройстве. Организации и лица, к ко­торым респонденты обращались в поисках работы (рейтинг тех структур, которые реально помогли)1: родственники — 48% (38%); друзья и знакомые - 45% (33%); работодатель - 25% (15%); рек­лама - 16% (6%); государственная служба занятости — 11% (7%); коммерческая служба занятости - 8% (5%).

Одной из главных причин подобного положения наряду с неудовлетворительным состоянием официальной профориента­ционной работы является недостаточный учет информационно-оценочного характера процесса выбора профессии.

Ценности профессиональной деятельности.Информацию, ко­торую использует человек для создания собственного образа профессионального мира, условно можно разделить на предна­меренную и спонтанную. Им соответствуют и два класса инфор­мационных моделей: нормативные и статистические. Взаимно дополняя друг друга, они составляют некий источник, из которо­го личность черпает материал для формирования и развития соб­ственной системы ценностей.

Статистическая модель отличается мозаичной, фрагментар­ной информацией о той или иной профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время именно эта модель доминирует.

Нормативная модель формируется целенаправленно, предна­меренно, усилиями ее авторов, их стремлением добиться обяза­тельности следования вполне определенным образцам в прак­тической деятельности, придав конкретной профессии черты привлекательности.

Данную модель невозможно построить без селекции ценнос­тей профессиональной деятельности.

Ценности профессиональной деятельности — это набор ка­честв определенной профессии, обладающих положительной зна­чимостью для человека, избравшего и постоянно занимающегося данным видом трудовой деятельности.

Можно выделить следующие основания для систематизации ценностей профессиональной деятельности:

— цели профессии как выражение ее социальной функции, места и роли в жизни общества;

— история профессии, ее ретроспектива и перспектива;

— содержание и условия профессиональной деятельности;

— социальная позиция профессии по отношению к другим со­циально-профессиональным группам и категориям;

— личностный образец представителя данной профессии и его социальный статус;

— профессиональная этика, обычаи, традиции и иные элемен­ты профессиональной культуры, определяющие и регулирующие образ и стиль жизни ее представителей.

Одна из важнейших задач профориентационной деятельности (а в более широком контексте — всей деятельности по управлению персоналом) — обеспечение познания и усвоения потенциальны­ми, а затем и действительными ее субъектами ценностей данной профессии.

Решение этой задачи достигается в сложном процессе, основ­ными этапами которого являются:

— создание и трансляция модели профессии, ожиданий и требо­ваний относительно профессионального поведения ее субъектов;

— интериоризация («овнутрение») - полное или частичное принятие содержания данной модели ее потенциальными пред­ставителями;

— формирование установки на выбор данной профессии и профессиональной стабилизации;

— реализация этих ожиданий и требований в структуре соци­ального поведения профессионала, совпадающего или частично не совпадающего с моделью.

Именно ценности профессиональной деятельности служат основой для формирования привлекательности той или иной профессии.

Привлекательность профессии — один из ведущих мотивов выбора профессии, который представляет собой субъективную, сформированную самоопределяющимся индивидом характерис­тику возможностей данной профессии удовлетворять его много­образные потребности и интересы, способствовать достижению смысложизненных целей. Это как бы «примеривание» человеком профессии на себя, принципиальное и абстрактное согласие на ее выбор, определение общего положительного отношения к харак­теристике и содержанию данной профессии.

Окончательное решение принимается на основе сопоставле­ния оценок индивидуальной привлекательности, престижа дан­ной профессии в обществе, ее доступности, а также самооценки (выработки модели собственных способностей и возможностей).

Престиж профессии — противоречивое динамичное ценност­ное социально-психологическое образование, складывающееся в процессе взаимодействия формальной оценки значимости в обществе конкретной профессии, выражающейся в социальном статусе и ее привлекательности для отдельных индивидов или со­циальных групп.

Ценностные ориентации и их роль в выборе профессии.Все ука­занные оценки — производные от более сложного социально-пси­хологического образования — ценностных ориентации личности.

Ценностные ориентации — динамичная система установок, убеждений, предпочтений человека, характеризующая его изби­рательное отношение к себе самому, к окружающим и к миру в целом, выражающееся в его поведении и деятельности.

Окончательное решение о выборе профессии принимается при сопоставлении общей иерархии смысложизненных ценностей с возможностями их достижения посредством данной профессии, более или менее полного совпадения с профессиональными цен­ностями. В таком случае у самоопределяющегося индивида фор­мируются определенные профессиональные предпочтения.

Профессиональные ценности государственной службы.Чтобы быть востребованной на рынке труда, профессия должна обладать соответствующими ценностными характеристиками. Обладает ли притягательной силой государственная или муниципальная служ­ба? Наделены ли они конкурентоспособными качествами, которые можно использовать в профориентационной деятельности?

Определенная информация выявляется в процессе мониторин­га проблем государственной службы, осуществляемого учеными кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте Российской Федерации. Так, по итогам проведенного в мае 2001 г. социологического исследования* оказалось возможным ранжировать мотивы выбора профессии государственными служа­щими. На вопрос о том, чем они руководствуются при поступлении на государственную службу, получены следующие ответы: гаранти­ей постоянной работы, стабильного положения— 42%; стремле­нием полнее реализовать свои профессиональные качества — 36%; желанием принести пользу обществу и государству — 31%; стрем­лением обеспечить перспективы служебного роста— 17%; стрем­лением повысить материальное благополучие—12%; желанием иметь широкие связи с полезными людьми — 9% и т. д.

* Исследование проведено в рамках научного проекта «Разработка теорети­ческих основ концепции государственной кадровой политики в федеральных органах исполнительной власти» учеными кафедры государственной служ­бы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ в мае 2001 г. (выборочная совокупность — 2707 человек, руководитель проекта — профессор А.И. Турчи-нов).

Анализ результатов опроса указывает на явное преобладание мотивов личностно ориентированных над мотивами обществен­но ориентированными. Об этом же свидетельствуют и ответы, связанные с выяснением факторов неудовлетворенности служ­бой. Около половины всех опрошенных отметили неудовлетво­ренность заработной платой, уровнем решения их социальных проблем, особенно жилищных.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время государственная служба (как и муниципальная служба, которая в обыденном сознании не всегда дифференци­руется от государственной) не относится к самым престижным в обществе, однако обладает рядом достоинств, профессиональ­ных ценностей, которые делают ее привлекательной в различ­ных слоях населения. Это служит достаточно оптимистичным основанием для целенаправленного формирования контингента потенциальных соискателей профессий в сфере государственно­го и муниципального управления на рынке труда и обеспечения цивилизованного профессионального отбора достойных канди­датов.

Однако для сознательного выбора профессии еще недостаточ­но представить ее привлекательной. Немаловажную роль играет ее доступность для конкретного человека, а также целенаправленная помощь в правильной оценке его собственных профессиональных возможностей и способностей. Эта задача также может решаться средствами и способами профессиональной ориентации.

В настоящее время и на обозримую перспективу остаются при­влекательными во многих слоях населения такие черты профес­сии государственного и муниципального служащего, как: прямая связь с осуществлением властных полномочий; определенная ее стабильность; профессиональная подготовка и переподготовка за счет средств государственного или муниципального бюдже­та; наличиесистемы социальной защиты в виде гарантий, ком­пенсаций; дифференцированность службы по специальностям и специализациям, что создает более благоприятные условия для самореализации личности; явно выраженные карьерные возмож­ности; служебная форма одежды; возможность легального владе­ния оружием; приобретение необходимых связей и иные прису­щие ей свойства и качества.

Выводы

Профориентационная деятельность является необходимым элементом системы управления персоналом и должна вестись на профессиональной основе людьми, получившими соответствую­щую систему знаний и практические навыки ее осуществления. Лицом, наиболее заинтересованным в результатах этой деятель­ности, является государство. Оно, его органы, ведомства и уч­реждения при соответствующей координации и субординации призваны нести здесь основную нагрузку, не передоверяя ее не­формальным структурам или стихийным процессам. Профориен­тационная работа должна строиться на прочном теоретическом и нормативно-правовом фундаменте.

Эффективность профориентационной работы во многом за­висит от точного определения объектов управления, мониторинга динамики ценностных ориентации и профессиональных предпоч­тений основных участников рынка труда. Важной ее составляющей является четкое представление о профессиональных ценностях го­сударственной и муниципальной службы, которое возможно лишь на солидной информационной базе. Именно раскрытие в совре­менной, привлекательной форме этих ценностей с использовани­ем всего многообразия каналов влияния на процессы индивидуаль­ного профессионального самоопределения обеспечивает высокую вероятность достижения необходимого результата.

Профориентационная деятельность, предполагающая рас­крытие ценностной стороны государственной и муниципальной службы, при надлежащей ее организации наряду с комплексом других мероприятий может и должна способствовать поднятию престижа указанных профессий, комплектованию персонала ор­ганов управления достойными, высокомотивированными кадра­ми, максимально гармонично реализующими свой профессио­нальный потенциал.

Контрольные вопросы и задания

Каковы сущность и место профессиональной ориентации в процессе профессионализации государственной и муниципаль­ной службы?

2. Сформулируйте основные положения научной организации профориентационной деятельности.

3. Дайте характеристику субъектов и объектов профессиональ­ной ориентации.

4. Каковы технологии профориентационной деятельности?

5. Каковы характер и специфика процесса профессионального самоопределения?

6. Дайте характеристику процесса профессионального само­определения как объекта управления.

7. Каковы ценностные характеристики профессии государ­ственного и муниципального служащего?

8. Что обеспечивает высокий престиж профессий государ­ственной и муниципальной службы в массовом сознании?

Список литературы

Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федера­ции: Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 // Бюллетень Минтруда Российской Федерации. 1996. № 10.

О профессиональной ориентации и профессиональной под­готовке в области развития людских ресурсов: Рекомендация Международной организации труда от 23 июня 1976 г. № 150 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конфе­ренцией труда. Т. 2. М., 2000.

Брайон М., Модка С. Тесты для профессионального отбора. СПб., 2005.

Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // СоцИс. 2002. № 1.

ДеркачА.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственно­го служащего. М., 1998.

Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования: (От 1960-х гг. к 2000-му)/Под ред. В.Н. Шубкина. М., 1999.

Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.

/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.

Наши рекомендации