Специалиста по компьютерным технологиям
Рис. 18. Общая схема инфраструктуры комплексной информатизации управления персоналом
и бухгалтерского учета
Стрелками на рис. 18 обозначены соответствующие информационные потоки: ввод информации, запросы на обработку и получение информации по предусмотренным процедурам и формам, вывод документов, полученных в результате запроса или обработки имеющейся информации. Автоматизированные рабочие места организуются с использованием персональных компьютеров. Клиент-серверное приложение, обеспечивающее совместную работу пользователей, устанавливается на более мощном компьютере — сервере.
HR-системы предназначены для оптимизации работы в первую очередь руководства и персонала кадровых и финансовых служб. В то же время они служат информационным каналом, с помощью которого сотрудники организации могут получать доступ к их персональной информации (личные данные, поощрения, взыскания, данные платежной ведомости и т. п.) и к корпоративной информации (открытые вакансии, информация о проводимых тренингах и т. п.).
Современные информационные системы управления персоналомимеют модульную структуру, которая позволяет адаптировать их к особенностям конкретной организации и наращивать возможности системы по мере необходимости. Каждый модуль предназначен для решения определенной функциональной задачи. Это:
— планирование потребности в персонале;
— поиск, отбор и подбор персонала;
— кадровый учет;
— оценка результатов работы сотрудников;
— оценка уровня квалификации и аттестация персонала;
— обучение сотрудников (планирование внутренних тренингов, внешних курсов);
— расчет оплаты труда и т. д.
На современном рынке программных продуктов представлен широкий спектр как зарубежных (SAP Human Resources Management System, Oracle Human Resources Analyzer, Oracle Applications), так и отечественных («БОСС-Кадровик», 1С: Зарплата и управление персоналом 8.0, АиТ:\Управление персоналом, Управление персоналом (АСУП), «МОНОЛИТ: Персонал», «Управление кадрами государственной службы», «Кадры» и др.) пакетов. Функциональные возможности автоматизированных систем управления персоналом весьма разнообразны: планирование структуры организации; разработка годового плана управления персоналом; ведение кадрового документооборота, архивов и баз данных; управление компетенциями, аттестациями и обучением; регламентированный кадровый учет; автоматизированная подготовка отчетности в государственные органы и т. п.*
К достоинствам систем, разработанных отечественными фирмами, следует отнести более низкую цену, включая стоимость внедрения и поддержки, по сравнению с известными пакетами западных фирм, адаптацию к динамически изменяющемуся российскому законодательству и отсутствие проблем локализации. Западные системы обладают большими функциональными возможностями (планирование развития карьеры сотрудников, отражение долгосрочных тенденций в потенциале сотрудника, учет снижения квалификации сотрудника, планирование мероприятий по повышению квалификации персонала и др.), которые не всегда востребованы на российском рынке.
Представляют интерес информационные системы, позволяющие автоматизировать процессы поиска, приема и найма персонала. Они, как правило, имеют web-интерфейс и позволяют вести поиск персонала через Интернет. Так, например, корпоративная система подбора персонала «Резюмакс» (Центр кадровых технологий):
— создает на web-сайте раздел «Вакансии», посетив который кандидаты на работу могут проводить поиск вакансий, заполнять анкету и подавать заявки на вакансии;
— размещает на web-сайте вопросники для оценивания кандидатов;
— позволяет кандидатам «подписаться» на уведомления о новых вакансиях;
— сообщает по электронной почте о поступлении новых вакансий или кандидатов, удовлетворяющих требованиям;
— полностью автоматизирует процесс конкурсного отбора кандидатов;
— напоминает о предстоящих собеседованиях;
— организует коллективную работу с электронной почтой, посылает индивидуальные и групповые письма кандидатам;
— импортирует резюме кандидатов, приходящие по электронной почте или размещенные на специальных сайтах;
Важным моментом при разработке информационных систем является защита информации. Система «БОСС-Кадровик» предоставляет всем пользователям единое информационное пространство, однако в зависимости от решаемых задач и служебных полномочий каждый из них имеет свои права санкционированного доступа к данным и справочникам. Стандартное разграничение прав доступа различных категорий пользователей заложено изначально: система поставляется с заранее настроенными рабочими местами специалистов соответствующих служб предприятий. Система «МОНОЛИТ: Персонал» проводит авторизацию введенной информации, что дает возможность в любой момент определить, кто, когда и каким образом модифицировал данные в системе. Кроме того, обеспечивается защита от несанкционированного доступа путем разделения прав пользования информацией.
Сегодня все большее внимание со стороны руководителей и топ-менеджеров уделяется вопросам управления персоналом. Появилась потребность использования современных методов и инструментов кадрового менеджмента.
Система «Кадры», разработанная компанией «Электронные офисные системы», предназначена для автоматизации и оптимизации бизнес-процессов в области управления персоналом (ведение штатного расписания, личных карточек, командировок, отпусков; табельный учет рабочего времени; формирование и ведение приказов по личному составу и многое другое).
Появляются специализированные системы, учитывающие особенности профессиональной деятельности организации. Примером может служить «Управление кадрами государственной службы». Это мощная полнофункциональная специализированная система, позволяющая существенно повысить качество управления кадрами государственной (муниципальной) службы путем комплексной автоматизации деятельности кадровых подразделений органов государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях управления. Среди функциональных возможностей системы:
— учет особенностей государственной (муниципальной) службы в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления;
— наличие линейки программных продуктов, обеспечивающих потребности кадровых подразделений любого органа управления и подведомственных организаций;
— полное соответствие федеральному законодательству, ведомственным нормативно-правовым актам по государственной службе, возможность учета законодательства субъектов Федерации и муниципальных образований;
— возможность ведения базы данных по государственным (муниципальным) служащим и организационно-штатной структуре не только центрального аппарата (органа управления), но и всех подчиненных органов управления и подведомственных организаций;
— подготовка государственной статистической и ведомственной отчетности;
— формирование типовых учетных документов по любому государственному (муниципальному) служащему;
— обмен информацией между различными органами управления, а также подведомственными организациями;
— ведение Реестра государственных (муниципальных) служащих и др.
Эффективность информатизации.Эффект от информатизации управления персоналом в первую очередь связан:
— с сокращением времени принятия кадровых решений на всех уровнях управления;
— с повышением качества кадровых решений;
— с оперативностью поиска кадровой информации и подготовки отчетов;
— с ведением полной индивидуальной трудовой истории персонала организации;
— с подготовкой кадрового резерва и продвижением по службе перспективных сотрудников;
— со снижением затрат на выполнение основных процедур, связанных с управлением персоналом;
— с оптимальным использованием профессиональных качеств конкретных сотрудников.
Существенным моментом, обеспечивающим корректное и эффективное использование внедряемой системы, представляется обязательное обучение сотрудников кадровой службы (тренинг) на их автоматизированных рабочих местах, а также обеспечение каждого из них адресными (специализированными в зависимости от особенностей включенности в информационную деятельность в соответствии с функциональными обязанностями) инструкциями и методическими рекомендациями.
Установленная автоматизированная система должна допускать ее самостоятельное развитие силами сотрудников кадровой службы, однако при этом, учитывая сложность запрограммированных процессов, желательно обеспечить консультационное сопровождение внедренной системы специалистами организации-разработчика.
При выборе готовой автоматизированной системы для управления персоналом необходимо обращать особое внимание на функциональную полноту, соответствие программного обеспечения требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечение различных уровней конфиденциальности отдельных блоков информации, а также на такие услуги, как возможность адаптации и развития системы, тренинга сотрудников кадровой службы, инструктивно-методического обеспечения пользователей, гарантийного и консультационного сопровождения эксплуатации системы.