Глава 13. информатизация службы управления персоналом
Процесс управления персоналом можно представить в виде множества согласованных, постоянно принимаемых и реализуемых решений. Разработка каждого из этих решений должна быть информационно обеспечена. По разным оценкам, от 30 до 80% рабочего времени субъектов управления расходуется на работу с информацией, что вполне закономерно. Без информационной системы, обеспечивающей комплексность, оперативность, систематичность и достоверность необходимых данных, практически невозможно эффективно управлять любым процессом.
1. Основные понятия и содержание информатизации
Большой объем информационных потоков и потребность в выполнении многочисленных повторяющихся операций по сбору, накоплению, хранению, обработке и использованию различных данных приводят к необходимости не просто использовать современные информационные технологии и средства, а создать оптимальные условия для удовлетворения возникающих при управлении персоналом информационных потребностей.
Понятие информатизации. ВФедеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1 понятие «информация» определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Информатизация определяется как поиск, получение, передача, производство и распространение информации с применением информационных технологий. Информатизация — это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав отдельных граждан, организаций, общественных объединений, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Процесс информатизации включает:
— автоматизацию интеллектуального труда на базе применения ЭВМ, объединенных в локальные и корпоративные сети;
— создание «дружественного» интерфейса общения пользователей как с самим программным комплексом, используемым в их профессиональной деятельности, так и между собой;
— предоставление возможности информационно-логического моделирования;
— формирование информационных ресурсов, объединенных в электронные базы данных;
— предоставление пользователям программных комплексов разнообразных услуг и сервиса.
Естественно, что реализация проекта информатизации управления персоналом в организации создает более благоприятные возможности для решения задач формирования и развития ее кадрового потенциала, создания творческой обстановки для субъекта управления персоналом. Важным условием успешного выполнения такого проекта является системный подход к оптимизации существующих информационных процессов и создание комплексной информационной системы.
Информатизация управления персоналом не является кратковременной акцией, а рассматривается как процесс, направленный на повышение качества использования кадровых технологий, регулярное проведение соответствующих исследований, их внедрение, сопровождение и развитие, обоснованную и целесообразную замену традиционных информационных процедур более эффективными во всех видах деятельности кадровой службы организации.
Приведем ряд других определений, важных для понимания сути рассматриваемой проблемы1:
— информационные технологии— процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
— информационная система— совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
— информационно-телекоммуникационная сеть— технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
— электронное сообщение— информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
— оператор информационной системы— гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Миссия и статус информатизации.Основной миссиейинформатизации управления персоналом является обеспечение устойчивого функционирования и развития организации путем оптимизации кадровых процессов и внедрения эффективного управления возможностями человека. При этом статусинформатизации, который обычно связывается с конкретной организацией, на практике варьируется от простой компьютеризации в рамках отдельных сотрудников кадровой службы до глобальной системы управления кадровым потенциалом в рамках отдельной отрасли. Объектоминформатизации управления персоналом, как правило, является вся кадровая информация организации, а ее предметом— соответствующие информационные потоки.
Цель и задачи информатизации. Цельюинформатизации является упорядочение информационных процессов в соответствии с результатами комплексного анализа для обеспечения оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей как специалистов кадровой службы, руководства организации, так и всего персонала.
К основным задачаминформатизации управления персоналом относятся:
— диагностическое исследование комплекса процессов для выявления возможностей их упорядочения и развития с учетом современных подходов к решению подобных проблем;
планирование и реализация необходимых коррекционных мероприятий;
— анализ состояния и прогнозирование возможностей развития информационных процессов и соответствующих потоков информации, их технологического и аппаратного обеспечения, способностей специалистов службы управления персоналом к использованию современных информационных технологий и средств автоматизации;
— создание перспективной модели комплексной автоматизации и необходимой компьютеризации, внедрение других аппаратных устройств для оптимизации информационного обеспечения управления персоналом;
— разработка проекта (программы) информатизации управления персоналом, проведение мероприятий по его реализации;
— внедрение информационной системы управления персоналом.
Функции информатизации.При рассмотрении основных функцийинформатизации, отражающих решение перечисленных задач, следует на всех указанных этапах соблюдать принцип адекватности автоматизируемых процедур особенностям реальной деятельности кадровой службы и ее действующего нормативно-методического обеспечения.
Информатизация управления персоналом выполняет специфические организационно-управленческие функции: во-первых, обеспечивает упорядочение и развитие системы управления персоналом; во-вторых, приводит к гармонизации и оптимизации соответствующих информационных процессов; в-третьих, на ее основе формируется эффективное информационное обеспечение управления персоналом.
Информатизация, автоматизация, компьютеризация.Одним из важных элементов информатизации является автоматизация процесса управления персоналом, которая заключается в применении технических средств и специальных систем управления, частично или полностью освобождающих человека от непосредственного участия в информационных процессах. Существенную роль при этом играют компьютерные технологии обеспечения процесса управления персоналом, т. е. технологии, связанные с компьютером, свойственные компьютеру, размещаемые в компьютере способы сбора, накопления, хранения, переработки документов (информации), формирования текстовых и графических материалов и документов. Кроме того, с компьютером связаны процессы, сопровождающие эти виды работ, смоделированные и осуществляемые посредством программных и аппаратных средств, гарантирующих надежность и оперативность их исполнения, обеспеченные необходимыми инструктивно-методическими материалами, направленными на автоматизацию рутинных формализованных операций с информацией (документами в электронной форме) и обеспечивающими эффективное управление персоналом.
Актуальность информатизации.Актуальность информатизации управления организацией определяется современными возможностями автоматизации многих процессов, соответствующих функциям управления персоналом, а также новыми информационными технологиями и компьютерными средствами, доступными для кадровых служб. При этом процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей предполагает исследование системы управления с целью разработки долгосрочных мероприятий по совершенствованию организации, ее структуры, моделей и методов управления и осуществляется на основе системного подхода.