Роль и место кадровой службы в системе управления персоналом
Основные задачи кадровой службы организации.Кадровая служба организации реализует кадровую политику данного органа путем создания эффективной системы управления персоналом. Ее деятельность направлена на наиболее полное и рациональное использование способностей сотрудников. Она обеспечивает условия для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков.
Кадровая служба организации выполняет функции центра управления персоналом, конечной целью которого является успешная работа с учетом повышения профессиональной и материальной удовлетворенности работников, сохранения здоровья и обеспечения безопасности сотрудников.
Управление персоналом является главной, приоритетной функцией руководителя и кадровой службы организации. Совместными усилиями они призваны обеспечить проведение государственной и региональной кадровой политики в организации на основе типовой функциональной модели (структуры) кадровой службы организации.
Типовая функциональная модель (структура) задач кадровых служб организации включает:
— анализ кадрового состава, планирование потребности в кадрах, подготовку предложений руководству о внесении изменений в штатное расписание в связи с потребностями в новых должностях и специальностях;
— организацию работы по подбору, отбору, приему, перемещению, освобождению специалистов и рабочих кадров при широком применении контрактных форм найма;
— организацию работы по выбору, формированию и обучению резерва на выдвижение, внесение предложений по передвижению кадров;
— выбор учебных заведений и заключение с их руководством договоров на подготовку кадров массовых профессий, участие в контроле за обучением будущих специалистов;
— отбор молодых специалистов в учебных заведениях (высших, средних, специальных, профессиональных) и оформление соответствующих документов по их трудовому устройству;
- отбор перспективных работников для направления на учебу за счет средств учреждения, оформление соответствующих документов, контроль за обучением направленных работников и определением их на работу после окончания;
- организацию работы по обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров;
- организацию работы по оценке и аттестации кадров, подготовку предложений руководству по результатам аттестации кадров, оплате труда;
- организацию работы с органами трудоустройства и другими органами по защите прав и интересов работников в связи с увольнением, сокращением, реорганизацией и ликвидацией предприятий, учреждений, фирм;
- анализ причин увольнения работников и подготовку предложений руководству по сокращению текучести кадров;
- организацию работы по оформлению пенсий, различных доплат и выплат работающим и их семьям;
- подготовку материалов для представления работников к государственным наградам, почетным званиям;
- организацию и осуществление кадрового делопроизводства (документирование и организация работы с кадровыми документами), ведение статистической отчетности, разных видов учета, личных дел, личных карточек Т-2, трудовых книжек, графиков отпусков и др.;
- подготовку и сдачу документов по кадровой службе в архив. Перечень задач кадровой службы не закрыт. Это связано стем, что в Российской Федерации в экономике и других сферах общественной жизни происходит реформирование на рыночных началах.
С учетом этого структура и штаты кадровой службы организации формируются дифференцированно, исходя из целей и задач, стоящих перед ней, ее структурных и технологических особенностей, объема полномочий, численности персонала, сложности и объема выполняемых работ.
Достижение целей и выполнение функций кадровой службы обеспечивается ее правами:
- получать информацию и взаимодействовать с другими подразделениями кадрового назначения и карьерного продвижения;
— участвовать в работе совещаний, совещательных и консультативных органов по кадровым вопросам;
— принимать решения по вопросам технологии организации и проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций, квалификационных экзаменов, испытания при замещении должностей;
- информировать руководителя организации о кадровой ситуации, уровне профессиональной подготовки персонала и др.;
- контролировать работу подразделений по вопросам кадров, их поступления и служебного продвижения.
Реализация целей, функций и полномочий кадровой службы в пределах ее компетенции требует повышения статуса кадровой службы в организации и назначения руководителя кадровой службы одним из заместителей руководителя организации.
Повышение роли и места кадровых служб организации обусловлено тем, что существенно изменились условия, в которых они действуют. В период перехода к рынку и модернизации общества главным резервом повышения уровня государственного управления становится лучшее использование кадров, оптимальное их распределение по рабочим местам, возрастание нагрузки на каждого члена коллектива. Действенным рычагом повышения эффективности управленческой деятельности становится сокращение численности персонала, а уменьшение численности служащих должно быть компенсировано большей интенсивностью труда, а значит, и более высокой квалификацией работников. В связи с этим возрастает роль и ответственность кадровых служб за формирование и профессиональное развитие персонала организации на всех уровнях управления.
Элементами структуры кадровой службы организации являются отдельные должности, подразделения кадровых служб, отношения между которыми поддерживаются благодаря вертикальным и горизонтальным связям. Правильным считается подход, при котором структуры кадровых служб организации формируются на основе общих принципов построения и проектирования организаций. Важнейшие из них — принципы научности, иерархичности, специализации, простоты, прогрессивности, автономности и многоаспектности1.
Принцип научноститребует, чтобы функционирование и построение структуры кадровой службы основывались на достижениях науки в области управления персоналом. Согласно принципу специализацииобеспечиваются разделение труда и профессиональная деятельность сотрудников, формирование отдельных подразделений, специализирующихся на выполнении однородных функций. При реализации принципа автономностиобеспечивается рациональная автономность структурных подразделений. Временное выбытие отдельных работников не прерывает процесса кадровой работы. Поэтому каждый работник должен уметь выполнять функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня. На основе принципа многоаспектностикадровые службы обеспечивают в пределах своей компетенции и полномочий управление персоналом как по вертикали, так и по горизонтали. Принцип иерархичностисостоит в том, что в любых вертикальных разрезах структура кадровой службы обеспечивает иерархичность взаимодействия структурных подразделений, отдельных руководителей или сотрудников.
Нынешний статус многих кадровых служб организации весьма невысок. Это свидетельствует о том, что целесообразно переходить на новые организационно-структурные формы построения и управления персоналом предприятий, фирм, банков, органов власти и управления.
Важно, чтобы руководитель понимал роль и назначение кадрового подразделения в управлении персоналом организации, строил свою работу с учетом его рекомендаций, опирался на мнение специалистов кадровых служб. Кадровые службы не должны быть лишь техническим придатком руководящих структур, занимаясь в основном организационно-оформительской работой; они Должны активнее помогать руководству организации в определении его кадровой политики, управлять служебным продвижением персонала, заниматься проблемами межличностных отношений, совершенствованием стиля деятельности сотрудников и многими Другими вопросами.
Сегодня кадровые службы уже не могут обходиться без научного обеспечения многогранной деятельности по управлению персоналом. Именно научный подход составляет тот резерв, который может превратить кадровую работу в мощное средство активизации профессиональных качеств персонала предприятий, фирм, банков, органов власти и управления.
Структура кадровой службы организации.Результаты деятельности кадровой службы организации во многом определяются ее структурой. Структура и штаты кадровой службы организации формируются дифференцированно, исходя из целей и задач, стоящих перед ней, ее структурных и технологических особенностей, численности аппарата, сложности и объема работ, выполняемых организацией.
Элементами структуры являются отдельные работники, подразделения кадровых служб, отношения между которыми поддерживаются благодаря вертикальным и горизонтальным связям. Структура кадровой службы отражает цели и задачи организации, а также функции и объем полномочий, которые определены положениями, правилами и должностными инструкциями (см. рис. 14).
РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Руководитель кадровой службы организации
Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала
Подсистема развития персонала
Подсистема обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала
Подсистема учета, оформления и движения персонала
Подсистема разработки структуры организации
Подсистема анализа и развития средств стимулирования труда персонала
Подсистема нормативно-правового и юридического обеспечения кадровой службы
Рис. 14. Структура кадровой службы организации на основе функциональных подсистем